Файл: Подготовительная группа Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели:
— формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
— учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;
— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход наблюдения
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.
♦
Как нам узнать березу среди других деревьев?
♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными
пятнами.)
♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви,
корень.)
♦
Какого цвета ветки?
♦
Зачем корень дереву?
♦ Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
♦ Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад.
Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.
Воспитатель организует игры с детьми.
«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».
Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?
«Раз, два, три быстрей осину найди».
♦ Как называется это дерево? (Осина.)
♦ Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)
♦ Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)
♦ Сколько стволов у осины?
♦ Какого цвета листья?
Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день.
Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
Исследовательская деятельность
Собрать листья осины и березы для гербария.
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых
листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем.
(Листья шуршат, будто прощаются с нами.)
Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦
Можно оставлять мусор на лесной полянке?
(Нет.)
♦
Что нужно делать с мусором? (Подобрать,
сложить в пакет и вынести.)
♦ Почему не нужно срезать и ломать ветки?
♦ Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
♦ Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
♦ А что можно делать с цветами? (Рассматривать, ню-
хать, рисовать.)
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Октябрь
Прогулка 1
Наблюдение в аптекарском огороде
Цели: закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;
— формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения в аптекарском огороде, задает вопросы.
♦
Почему, крапива растет на аптекарском огороде?
Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют
волосы, богаты витаминами К, С.)
♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья
производится только в период цветения — с июня по
август.)
♦
Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р,
В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плоды
шиповника следует собирать только зрелые, когда
листья на кустах начнут менять свою окраску на
осеннюю.)
♦ Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей
Как еще его называют? (Иван-чай.)
♦ Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях
желудка, как противовоспалительное средство.)
Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения июле. Они богаты витамином С, помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.
Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине.
Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу.
В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С.
Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство.
Правила поведения в природе:
— из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу; - нельзя вырывать растения с корнем;
— лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
— нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность
Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.
Трудовая деятельность
Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: формировать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры «Северные олени».
Цели:
— формировать знания о северных оленях, их повадках;
— развивать умение передвигаться длинными прыжками.
«Лиса мышкует».
Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Перебрасывание мяча друг другу снизу.
Цель: развивать ловкость, выносливость.
Октябрь
Прогулка 2
Наблюдение за черникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником
— черникой.
Ход наблюдения
Я спросил у Васи:
—Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
—Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот.
«Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька», — так говорили о чернике.
Растет она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют — сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и на торфяных болотах. Созревает в июле—августе. Люди давно приметили: когда черника поспела, то и рожь в поле созрела. Молодые листочки черники серебристо- зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкими зазубринками по краям. Листики держатся на коротких черешках. В конце мая — начале июня на кустах черники появляются небольшие цветки на коротких цветоножках. Черника — прекрасный медонос, при- влекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляют ее цветы. Черника — чудодейственное растение. В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положил чернику в рот — избавился от хвори на весь год».
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Как выглядит ягода черника?
♦Как выглядит растение черника?
♦
Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники?
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?
Трудовая деятельность
Уборка участка.
Цели:
— учить выполнению трудовых действий;
— приучать работать в коллективе.
Подвижная игра
«Лесные тропинки».
Цель: разнообразить движения в зависимости от усло- вий.
Индивидуальная работа
Общеразвивающие упражнения.
Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.
Октябрь
Прогулка 3
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦
Какие бывают камни?
♦
Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь,
графит, кремний.)
♦ Назови твердые камни.
♦ Какими камнями легче рисовать на асфальте?
♦ К какой природе они относятся? Почему?
♦ Какие камни прочнее?
, ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
♦ Могут ли камни издавать звуки?
♦ Сравните камни на участке и в овраге.
♦
Почему в овраге камни более круглые и гладкие?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся
они и о песок, — острые углы исчезают, камешек
становится округлым.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины,
узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке и выкладывание изних композиции.
Цели:
— учить трудиться сообща;
— развивать творческое воображение.
— Подвижные игры
«Камень, ножницы, бумага».
Цели:
— учить внимательно слушать воспитателя;
— развивать усидчивость. «Ловкая пара».
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч вцель
Октябрь
Прогулка 7
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра;
— расширять знания детей о неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
♦
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от
земли, поднимается вверх, а холодный воздух
опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает
ветер.)
♦
Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
♦
Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун,
смерч.)
♦
Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а
по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и се-
кундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо-
щью компаса: если с севера — холодный, если с юга —
теплый.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры «Коршун и наседка».
Цели: учить слушать команды воспитателя;
— развивать внимание.
«Ветер».
Цели: закреплять представления о связях в природе;
— учить внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Октябрь
Прогулка 4
Наблюдение за листопадом
Цели:
— расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?
♦ Какими были летом деревья, кусты?
♦ Как они изменились с приходом осени?
♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-
желтые.) На рябине? (Красные.)
♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
♦
Какое значение имеет листопад? (Приспособление
к зим нему холоду, защита деревьев от поломок,
выброс не нужных веществ с листьями.)
♦
Все листочки падают одинаково? (Нет.)
♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями?
(Растение продолжает жить; в пазухе каждого
листа золотистая почка, которая дает весной
молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Исследовательская деятельность
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча».
Цели:
— упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
— развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Октябрь
Прогулка 5
Наблюдение за смородиной
Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины.
Ход наблюдения
Растет в саду
Смородины куст.
К нему пойду,
Попробую на вкус
Ягодку черную,
Соком полную.
Ягодка гладкая,
Ты уже сладкая?
Коли поспела —
Возьмусь за дело:
Туесок принесу,
С веток стряхну росу,
Стану ягодки срывать,
На варенье собирать.
Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие шарики. Смородина — многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Созревают ягоды смородины в июле. Вкусные, кисло-сладкие, сочные. Самый стой- кий витамин С. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. Душистые листья смородины кладут в маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, помидоров, грибов и капусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядят ягоды смородины?
♦ Какого цвета бывают ягоды?
♦ Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?
Какие сорта смородины вы еще знаете?
♦ Исследовательская деятельность
Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).
Трудовая деятельность
Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.
Цель: формировать умение и желание работать сообща.
Подвижная игра
«Перебежки».
Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.
Индивидуальная работа
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
Октябрь
Прогулка 6
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах;
— воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
(Корма для птиц становится все меньше, начинает
холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои
силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма,
они выводят и вскармливают птенцов. А осенью
птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и
летят в теплые края.)
♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма
для птиц становится все меньше и меньше; сначала
пропадают насекомые, затем увядают растения,
уменьшается количество плодов и семян.)
♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?
(Насекомоядные птицы улетают раньше, чем
зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам
нечем уже питаться; затем улетают те птицы,
которые едят плоды, семена, зерно.)
♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца
августа птицы начинают улетать на юг, так как
холодает, и исчезают насекомые.)
♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи,
они стремительно носятся в воздухе, упражняясь
перед дальним полетом.)
♦ Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они
собираются в стаи.)
♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси
— водоплавающие, улетают последними, так как пока
водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются
определенного порядка. Так им удобней и легче лететь.
Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —
шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за
другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой
дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят
скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг-
лом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными
вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается
увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется
местами со своим соседом. Один из них подлетает под
другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
— формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
— учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;
— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход наблюдения
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.
♦
Как нам узнать березу среди других деревьев?
♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными
пятнами.)
♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви,
корень.)
♦
Какого цвета ветки?
♦
Зачем корень дереву?
♦ Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
♦ Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад.
Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.
Воспитатель организует игры с детьми.
«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».
Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?
«Раз, два, три быстрей осину найди».
♦ Как называется это дерево? (Осина.)
♦ Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)
♦ Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)
♦ Сколько стволов у осины?
♦ Какого цвета листья?
Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день.
Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
Исследовательская деятельность
Собрать листья осины и березы для гербария.
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых
листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем.
(Листья шуршат, будто прощаются с нами.)
Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦
Можно оставлять мусор на лесной полянке?
(Нет.)
♦
Что нужно делать с мусором? (Подобрать,
сложить в пакет и вынести.)
♦ Почему не нужно срезать и ломать ветки?
♦ Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
♦ Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
♦ А что можно делать с цветами? (Рассматривать, ню-
хать, рисовать.)
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.
Октябрь
Прогулка 1
Наблюдение в аптекарском огороде
Цели: закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;
— формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения в аптекарском огороде, задает вопросы.
♦
Почему, крапива растет на аптекарском огороде?
Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют
волосы, богаты витаминами К, С.)
♦ Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья
производится только в период цветения — с июня по
август.)
♦
Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р,
В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту; плоды
шиповника следует собирать только зрелые, когда
листья на кустах начнут менять свою окраску на
осеннюю.)
♦ Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей
Как еще его называют? (Иван-чай.)
♦ Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях
желудка, как противовоспалительное средство.)
Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения июле. Они богаты витамином С, помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.
Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине.
Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу.
В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С.
Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство.
Правила поведения в природе:
— из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу; - нельзя вырывать растения с корнем;
— лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
— нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность
Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.
Трудовая деятельность
Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: формировать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры «Северные олени».
Цели:
— формировать знания о северных оленях, их повадках;
— развивать умение передвигаться длинными прыжками.
«Лиса мышкует».
Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Перебрасывание мяча друг другу снизу.
Цель: развивать ловкость, выносливость.
Октябрь
Прогулка 2
Наблюдение за черникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником
— черникой.
Ход наблюдения
Я спросил у Васи:
—Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
—Губы я не красил,
Я черничный пил компот,
Вот и стал лиловым рот.
«Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька», — так говорили о чернике.
Растет она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют — сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и на торфяных болотах. Созревает в июле—августе. Люди давно приметили: когда черника поспела, то и рожь в поле созрела. Молодые листочки черники серебристо- зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкими зазубринками по краям. Листики держатся на коротких черешках. В конце мая — начале июня на кустах черники появляются небольшие цветки на коротких цветоножках. Черника — прекрасный медонос, при- влекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляют ее цветы. Черника — чудодейственное растение. В плодах есть сахар и витамин С. Недаром говорится: «Положил чернику в рот — избавился от хвори на весь год».
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Как выглядит ягода черника?
♦Как выглядит растение черника?
♦
Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники?
Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи?
Трудовая деятельность
Уборка участка.
Цели:
— учить выполнению трудовых действий;
— приучать работать в коллективе.
Подвижная игра
«Лесные тропинки».
Цель: разнообразить движения в зависимости от усло- вий.
Индивидуальная работа
Общеразвивающие упражнения.
Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.
Октябрь
Прогулка 3
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦
Какие бывают камни?
♦
Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь,
графит, кремний.)
♦ Назови твердые камни.
♦ Какими камнями легче рисовать на асфальте?
♦ К какой природе они относятся? Почему?
♦ Какие камни прочнее?
, ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
♦ Могут ли камни издавать звуки?
♦ Сравните камни на участке и в овраге.
♦
Почему в овраге камни более круглые и гладкие?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся
они и о песок, — острые углы исчезают, камешек
становится округлым.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины,
узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке и выкладывание изних композиции.
Цели:
— учить трудиться сообща;
— развивать творческое воображение.
— Подвижные игры
«Камень, ножницы, бумага».
Цели:
— учить внимательно слушать воспитателя;
— развивать усидчивость. «Ловкая пара».
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч вцель
Октябрь
Прогулка 7
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра;
— расширять знания детей о неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
♦
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от
земли, поднимается вверх, а холодный воздух
опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает
ветер.)
♦
Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
♦
Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун,
смерч.)
♦
Сегодня есть ветер? Какой он по силе?
Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а
по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и се-
кундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо-
щью компаса: если с севера — холодный, если с юга —
теплый.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры «Коршун и наседка».
Цели: учить слушать команды воспитателя;
— развивать внимание.
«Ветер».
Цели: закреплять представления о связях в природе;
— учить внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Октябрь
Прогулка 4
Наблюдение за листопадом
Цели:
— расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Все ли деревья изменили окраску листьев?
♦ Какими были летом деревья, кусты?
♦ Как они изменились с приходом осени?
♦ Какого цвета листья на березе? (Золотисто-
желтые.) На рябине? (Красные.)
♦ У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
♦ У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
♦
Какое значение имеет листопад? (Приспособление
к зим нему холоду, защита деревьев от поломок,
выброс не нужных веществ с листьями.)
♦
Все листочки падают одинаково? (Нет.)
♦ Дерево тоже умирает с опавшими листьями?
(Растение продолжает жить; в пазухе каждого
листа золотистая почка, которая дает весной
молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Исследовательская деятельность
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча».
Цели:
— упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
— развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Октябрь
Прогулка 5
Наблюдение за смородиной
Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины.
Ход наблюдения
Растет в саду
Смородины куст.
К нему пойду,
Попробую на вкус
Ягодку черную,
Соком полную.
Ягодка гладкая,
Ты уже сладкая?
Коли поспела —
Возьмусь за дело:
Туесок принесу,
С веток стряхну росу,
Стану ягодки срывать,
На варенье собирать.
Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие шарики. Смородина — многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Созревают ягоды смородины в июле. Вкусные, кисло-сладкие, сочные. Самый стой- кий витамин С. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. Душистые листья смородины кладут в маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, помидоров, грибов и капусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядят ягоды смородины?
♦ Какого цвета бывают ягоды?
♦ Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?
Какие сорта смородины вы еще знаете?
♦ Исследовательская деятельность
Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).
Трудовая деятельность
Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.
Цель: формировать умение и желание работать сообща.
Подвижная игра
«Перебежки».
Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.
Индивидуальная работа
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
Октябрь
Прогулка 6
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах;
— воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
♦ Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
(Корма для птиц становится все меньше, начинает
холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои
силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма,
они выводят и вскармливают птенцов. А осенью
птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и
летят в теплые края.)
♦ Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма
для птиц становится все меньше и меньше; сначала
пропадают насекомые, затем увядают растения,
уменьшается количество плодов и семян.)
♦ Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?
(Насекомоядные птицы улетают раньше, чем
зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам
нечем уже питаться; затем улетают те птицы,
которые едят плоды, семена, зерно.)
♦ Почему осенью птиц становится мало? (С конца
августа птицы начинают улетать на юг, так как
холодает, и исчезают насекомые.)
♦ Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи,
они стремительно носятся в воздухе, упражняясь
перед дальним полетом.)
♦ Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они
собираются в стаи.)
♦ Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси
— водоплавающие, улетают последними, так как пока
водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
♦ Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются
определенного порядка. Так им удобней и легче лететь.
Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —
шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за
другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой
дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят
скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят уг-
лом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными
вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается
увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется
местами со своим соседом. Один из них подлетает под
другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10