ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №1–5 – 101
В результате возбуждения реле СВ создается цепь для срабатывания реле
ВСК и обрывается цепь реле ГУ. Последнее замыкает своим контактом цепь реле СВ1, которое своим фронтовым контактом включает реле ВПС.
Реле ВПС создает цепь возбуждения реле второго цикла ВЦ, которое сво- им фронтовым контактом включает реле СБ. Цепь включения реле СБ прохо- дит через собственный тыловой контакт, тем самым контролируется наличие заряда конденсаторов, подключенных параллельно его обмотке.
Фронтовым контактом реле СБ включается реле СЗ. В пусковой цепи стрелок контактом реле СЗ и СВ1 шунтируется обмотка реле СВ и подается ми- нус батареи на обмотку реле НПС.
Реле НПС включается, а реле СВ с замедлением отпускает свой якорь.
Тыловыми контактами реле НПС обрывается цепь контрольного реле ОК, а фронтовыми контактами подготавливается цепь для перевода стрелки.
Контактами реле НПС включается одна из обмоток реле ППС. Перебро- сив поляризованный якорь, реле ППС включает рабочую цепь и отключает цепь возбуждения реле НПС, которое удерживает свой якорь за счет энергии, накопленной конденсатором, подключенным параллельно его обмотке.
Начинается перевод стрелки. Для удержания якоря реле ВПС от момента возбуждения реле НПС до начала перевода стрелки, реле СВ и ВСК использу- ются с замедлением на отпадание.
Особенностью схем с трехфазным двигателем является необходимость контроля рабочего тока в каждой из трех фаз в течение всего перевода стрелки.
Отсутствие такого контроля может при обрыве одного провода привести к пе- регрузке двигателя.
В рассматриваемой пятипроводной схеме для контроля рабочего тока ис- пользован фазоконтрольный блок ФК-75, который состоит из трех трансформа- торов TV1 – TV3 типа РТ-3 и выпрямительного моста. Первичная обмотка каж- дого трансформатора включена последовательно в каждую фазу рабочей цепи электродвигателя, а вторичные обмотки соединены таким образом, что направ-
Лабораторная работа №1–5 – 102
ление тока во всех вторичных обмотках совпадает. При таком включении обмо- ток трансформаторов суммарное напряжение (ток) на выходе ФК-75 для основ- ной гармоники частоты сети (
50
=
f
Гц) будет равно нулю.
Работа трансформаторов фазоконтрольного блока характеризуется тем, что при переводе стрелки значение рабочего тока значительно превышает зна- чение, при котором происходит магнитное насыщение, в результате чего во вторичных обмотках трансформаторов индуцируются периодические колеба- ния несинусоидальной формы, которые содержат нечетные гармоники основ- ной частоты.
Как видно из графика (см. рис. 1.8), сумма напряжений первой гармоники равна нулю. Третья гармоника рабочего тока всех трансформаторов совпадает по фазе и напряжение на нагрузке будет равно сумме напряжений третьей гар- моники вторичных обмоток всех трансформаторов. Нагрузкой вторичных об- моток трансформаторов TV1 – TV3 является обмотка реле НПС, подключенная к трансформатору через выпрямительный мост.
Для выделения третьей гармоники (
150
=
f
Гц) параллельно обмотке ре- ле НПС включен конденсатор C емкостью 0,25мкФ. Благодаря наличию тока во всех трех фазах рабочей цепи и в его обмотке, реле НПС будет удерживать якорь притянутым до окончания перевода стрелки.
Если во время перевода стрелки разомкнется одна из фаз, то в двух ос- тавшихся рабочих проводах будет протекать однофазный ток. Напряжения на первичных и вторичных обмотках окажутся в противофазе, реле НПС отпустит якорь и разомкнет рабочую цепь электродвигателя. Аналогично работает цепь удержания реле ВПС.
Кроме перечисленных выше приборов, в блоке ФК-75 имеются два диода для включения реле ППС.
После перевода стрелки контактами автопереключателя разрывается ра- бочая цепь, и реле НПС и ВПС отпускают свои якоря. Контактом реле ВПС на реле СБ накладывается шунт для приведения схемы реле режима работы в нор-
Лабораторная работа №1–5 – 103
мальное состояние. После отпускания якоря реле СБ обесточивается реле СВ1, реле ВСК обесточилось во время перевода стрелки контактами реле ОК – схема пришла в первоначальное состояние.
Если перевод стрелки не может быть закончен размыканием рабочих кон- тактов автопереключателя, двигатель продолжает работать на фрикцию. После разряда конденсатора (9 – 10с) отпускает якорь реле СФ и создается цепь для возбуждения реверсирующего реле РЕВ.
После срабатывания реле РЕВ, через его фронтовой контакт и тыловой контакт реле ОК, подается питание на обмотку реле ППС, обеспечивающую переброс якоря этого реле и возврат стрелки в первоначальное положение.
Время перевода стрелки в первоначальное положение регламентируется замедлением на отпадание реле СБ, которое приблизительно равно времени за- медления на отпадание реле СФ.
Если за это время стрелка не дойдет до первоначального положения, то отпустит якорь реле СБ, а за ним все остальные реле. Цепь двигателя стрелки будет оборвана контактом реле СЗ.
Если стрелка дойдет до крайнего положения, то контактами автопере- ключателя стрелки оборвется рабочая цепь, реле НПС и ВПС лишаются пита- ния, в результате чего стрелочное контрольное реле ОК через контакты реле
НПС получит контроль положения стрелки.
После этого через замкнутый контакт реле РЕВ возбудится реле ВСК.
Своими контактами оно создаст цепь возбуждения реле ВПС и реле СФ. Реле
ВПС включит реле СЗ, а реле СФ оборвет цепь питания реле ВЦ, после отпус- кания якоря которого лишается питания реле РЕВ.
Вновь создается цепь для возбуждения реле НПС, за ним перебросит по- ляризованный якорь реле ППС. Стрелка начинает переводиться второй раз, но, в отличие от первого перевода, реле ВЦ находится без тока.
Далее перевод стрелки и получение контроля или неполучение его и воз- вращение стрелки обратно уже описано. В третий раз стрелка перевестись не
Лабораторная работа №1–5 – 104
сможет, так как после возвращения в первоначальное положение отсутствует цепь для возбуждения реле СФ из-за обесточенного состояния реле ВЦ.
При резервном управлении стрелками (кнопка «Резервное управление»
РУ нажата) контактами кнопки разомкнута цепь возбуждения реле РЕВ, поэто- му реверсирование и двукратный перевод стрелок исключены.
Описание лабораторной установки
Аппаратура пятипроводной схемы управления стрелкой расположена:
− на релейном стативе;
− в муфте УПМ-24.
На нижней лицевой панели статива представлена принципиальная схема пятипроводной схемы управления стрелочным электроприводом с двукратным переводом стрелки, а методика поиска отказов – на верхней лицевой панели.
На панели управления статива расположены следующие органы управления:
− стрелочная рукоятка, для перевода стрелки в плюсовое или минусовое положение;
−
кн. СП кнопка включения и выключения стрелочного путевого реле СП
(имитирует свободность или занятость стрелочной секции);
−
кн. З кнопка включения замыкающего реле З (имитирует замыкание стрелки в маршруте);
−
кн. РУ – кнопка включения резервного управления;
−
кн. ПР.1, ПР.2 – кнопки, имитирующие попадание постороннего предмета между остряком и рамным рельсом;
−
кн. КО1 – КО10 – кнопки, предназначенные для введения в схему отказов.
На панели управления статива расположены следующие лампы индикации:
Лабораторная работа №1–5 – 105
− стрелочные контрольные ПК и МК соответственно плюсового и минусового положения стрелки;
−
ОК – контроля промежуточного положения стрелки.
В муфте УПМ-24 расположен блок БВС.
Методика выполнения работы на макете
1.
Ознакомиться с применяемой аппаратурой и изучить работу схемы.
2.
После включения питания вытянуть все кнопки отказов, кнопки ПР.1 и
ПР.2, возбудить замыкающее и стрелочное путевое реле.
3.
Проверить работу схемы и составить структурную запись при переводе стрелки из одного положения в другое при отсутствии отказов.
4.
Проверить работу схемы при недоходе стрелки до крайнего положения, воз- вращении в исходное состояние и повторном автоматическом переводе. Для этого нажать кнопку ПР.1 на панели управления и осуществить перевод стрелки в плюсовое и минусовое положение. Составить структурную запись работы схемы. Вернуть кнопку ПР.1 в исходное состояние.
5.
Проверить работу схемы при двукратной попытке перевода и недоходе стрелки до крайнего положения. Для этого нажать кнопку ПР.2 на панели управления и осуществить перевод стрелки в плюсовое или минусовое по- ложение. Составить структурную запись работы схемы. Вернуть кнопку
ПР.2 в исходное состояние.
6.
Нажать кнопку РУ и одну из кнопок ПР.1 или ПР.2. Проверить возможность двукратного перевода стрелки. Вернуть кнопки РУ, ПР.1 и ПР.2 в исходное состояние.
7.
Поочередно ввести с помощью тумблеров КО1 – КО10 неисправности и оп- ределить место и характер отказа. Поиск отказов производится в следующих режимах работы схемы:
Лабораторная работа №1–5 – 106
− при переводе стрелки в плюсовое и минусовое положение;
− при двукратном переводе стрелки (нажата кнопка ПР.1 или ПР.2).
Методика изучения пятипроводной схемы управления стрелкой
с использованием автоматизированной обучающей системы АОС ШЧ
Изучение производится по «Мультимедийному курсу по стрелке с 5-типр. схемой управления».
1.
Познакомиться с мультимедийным блоком «Электропривод и перевод» и ответить на вопросы контрольного блока «Электропривод и перевод».
2.
Познакомиться с мультимедийным блоком «Схема управления» и ответить на вопросы контрольного блока «Схема управления».
3.
Изучить блок «Методика поиска отказов» и законспектировать:
− контрольные проверки управляющей цепи;
− контрольные проверки рабочей цепи;
− контрольные проверки контрольной цепи;
− определение отказавшей цепи.
4.
Изучить блок «Алгоритмы с поста ЭЦ» и законспектировать их для сле- дующих случаев:
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка заканчивает перевод, но не получает контроль;
− стрелка внезапно теряет контроль.
5.
Изучить блок «Методика поиска отказов с горловины».
6.
Изучить блок «Алгоритмы с горловины» и законспектировать их для сле- дующих случаев:
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка переводится, но не получает контроля;
Лабораторная работа №1–5 – 107
− стрелка внезапно теряет контроль.
7.
Ответить на вопросы контрольного блока «Методика поиска отказов».
8.
Найти отказы с использованием тренажеров 1 – 5.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Оформление отчета
1.
Описать область применения, достоинства и недостатки изучаемой схемы.
2.
Представить структурную запись работы схемы по п. 3 – 5 методики вы- полнения работы на макете.
3.
Представить временную диаграмму работы схемы при неисправности (за- дается преподавателем) и указать способ устранения неисправности.
Контрольные вопросы
1.
Почему схема управления стрелкой имеет два пусковых реле?
2.
Какой порядок работы пусковых реле предусмотрен схемой? Можно ли его изменить?
3.
Будет ли переводиться стрелка, если поменять местами линейные провода
Л1 и Л3 (Л2 и Л4)?
4.
Назначение реле СВ, СВ1 и ВЦ.
5.
Назначение реле СФ, СБ и РЕВ.
6.
Назначение и работа блока ФК-75.
7.
Будет ли переводиться стрелка при обрыве одного из линейных проводов?
8.
Назначение реле ВСК, ВПС и ВЦ.
9.
Назначение и работа блока БК-75.
10.
Как будет работать схема при переводе стрелки и недоходе остряка до крайнего положения?
1.
Описать область применения, достоинства и недостатки изучаемой схемы.
2.
Представить структурную запись работы схемы по п. 3 – 5 методики вы- полнения работы на макете.
3.
Представить временную диаграмму работы схемы при неисправности (за- дается преподавателем) и указать способ устранения неисправности.
Контрольные вопросы
1.
Почему схема управления стрелкой имеет два пусковых реле?
2.
Какой порядок работы пусковых реле предусмотрен схемой? Можно ли его изменить?
3.
Будет ли переводиться стрелка, если поменять местами линейные провода
Л1 и Л3 (Л2 и Л4)?
4.
Назначение реле СВ, СВ1 и ВЦ.
5.
Назначение реле СФ, СБ и РЕВ.
6.
Назначение и работа блока ФК-75.
7.
Будет ли переводиться стрелка при обрыве одного из линейных проводов?
8.
Назначение реле ВСК, ВПС и ВЦ.
9.
Назначение и работа блока БК-75.
10.
Как будет работать схема при переводе стрелки и недоходе остряка до крайнего положения?
Лабораторная работа №1–5 – 108 11.
Как будет работать схема при переводе стрелки и недоходе остряка до крайнего положения во второй раз?
12.
При каком способе управления стрелкой необходим двукратный перевод стрелки и почему?
13.
Назначение реле ВСК, ВПС и СВ1.
14.
Каким образом работает схема, если стрелка застопорилась в среднем положении?
Литература
1.
Станционные системы автоматики и телемеханики: Учебник для вузов ж.- д. трансп. / Вл.В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М. Кокурин и др.; под ред.
Вл.В. Сапожникова. – М.: Транспорт, 1997. 423 с.
2.
Телеуправление стрелками и сигналами: Учебник для вузов ж.-д. трансп. /
А.С. Переборов и др. Под ред. А.С. Переборова. – 3-е изд. перераб. и доп. –
М.: Транспорт, 1981. 390 с.
3.
Петров А.Ф., Цейко Л.П., Ивенский И.М. Схемы электрической централи- зации промежуточных станций. – М.: Транспорт, 1987. 287 с.
4.
Типовые проектные решения 501-05-46.84. ЭЦ промежуточных станций с маневровой работой. Альбом №1.
Вопросы по курсу – 109
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ И СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
СТРЕЛКАМИ»
1.
Классификация стрелочных приводов.
2.
Конструкция стрелочных электроприводов СП.
3.
Конструкция стрелочных электроприводов СПВ.
4.
Конструкция стрелочных электроприводов ВСП.
5.
Конструкция стрелочных электроприводов СПГ.
6.
Конструкция стрелочных электроприводов СПГБ.
7.
Конструкция фрикционного сцепления.
8.
Конструкция взрезного устройства.
9.
Конструкция внутреннего замыкателя.
10.
Стрелочные электродвигатели.
11.
Эксплуатационные требования к схемам управления стрелочными электроприводами.
12.
Управляющая цепь схемы управления стрелочным электроприводом.
13.
Управляющая цепь четырехпроводной схемы управления стрелочным электроприводом.
14.
Управляющая цепь двухпроводной схемы со стативным монтажем.
15.
Пусковая цепь двухпроводной схемы с блочным монтажом.
16.
Пусковая цепь стрелки с электродвигателем трехфазного тока.
17.
Рабочая цепь схемы управления стрелочными электроприводами.
18.
Рабочая цепь четырехпроводной схемы управления стрелочным электроприводом.
19.
Рабочая цепь двухпроводной схемы управления стрелочным электроприводом.
20.
Рабочая цепь пятипроводной схемы управления стрелочным электропри- водом с двигателем переменного тока.
21.
Рабочая цепь трехпроводной схемы управления стрелочным электропри- водом с трехфазным двигателем.