ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа №1–4 – 89
−
ВК – вспомогательная кнопка.
Основная часть аппаратуры размещена на посту электрической централи- зации и сосредоточена в следующих блоках:
−
ПС-220 – пусковой стрелочный блок;
−
С – коммутационный стрелочный блок;
−
НСО – блок управления одиночными стрелками.
К напольным приборам относятся те, которые сосредоточены в транс- форматорном ящике и стрелочном электроприводе.
Напольные и постовые устройства схемы связаны по двухпроводной ка- бельной линии Л1 и Л2.
Схема управления стрелкой может работать в маршрутном и ручном режимах.
В маршрутном режиме перевод стрелок производится автоматически по- сле нажатия кнопок, определяющих маршрут, с помощью стрелочных управ- ляющих реле ПУ, МУ.
В ручном режиме каждая стрелка переводится индивидуально с помощью стрелочных коммутаторов СК.
Работа схемы (рис. ЛР4) при переводе стрелки, к примеру, в минусовое положение осуществляется в следующей последовательности.
Контактами реле МУ или стрелочного коммутатора (–) включается реле
НПС и затем меняет полярность реле ППС, в цепи которых проверяется сво- бодность стрелочной секции (фронтовой контакт реле СП) и незамкнутость стрелки в маршруте (фронтовой контакт реле З).
После переключения контактов реле ППС обмотка возбуждения реле
НПС отключается от источника питания, однако реле не выключается, т.к. оно имеет замедление на отпускание якоря. Это замедление необходимо для вклю- чения реверсирующего реле Р, а после переключения его контактов – замыка- ния рабочей цепи и нарастания тока в обмотках двигателя, достаточного для удержания якоря реле НПС по токовой обмотке (1–3).
Лабораторная работа №1–4 – 90
Рис. ЛР4. Двухпроводная схема управления стрелкой
В конце перевода стрелки рабочая цепь двигателя обрывается рабочими контактами автопереключателя (АП) и реле НПС размыкает фронтовые контакты.
Если по каким-либо причинам стрелка не доходит до крайнего положе- ния, например из-за попадания постороннего предмета между остряком и рам- ным рельсом, то контакт 11–12 АП не размыкается и двигатель работает на фрикцию. Для возвращения стрелки в исходное положение стрелочный комму- татор должен быть повернут в положение (+). При этом реле ППС переключает
Лабораторная работа №1–4 – 91
контакты и изменяет полярность рабочего напряжения в линейных проводах.
Реверсирующее реле срабатывает и через контакты 41–42 АП, замкнутые во время перевода, получает питание другая обмотка возбуждения двигателя, что приводит к реверсированию привода.
Контрольное реле ОК подключается к линейным проводам тыловыми контактами реле НПС, что обеспечивает выключение всех контрольных реле до конца перевода стрелки. Реле ОК работает от постоянной составляющей вы- прямленного с помощью вентиля БВС переменного тока, который подводится к нему по цепи, проходящей через контрольные контакты автопереключателя
(31–32 АП, 33–34 АП для плюсового и 21–22 АП, 23–24 АП для минусового по- ложения).
Плюсовое и минусовое контрольные реле включаются в зависимости от положения стрелки и состояния контактов реле ОК и ППС.
Положение стрелки контролируется соответствующими коммутаторными лампочками на пульте управления.
Описание лабораторной установки
Аппаратура двухпроводной схемы управления стрелкой расположена:
− на релейном стативе;
− в трансформаторном ящике.
На нижней лицевой панели статива представлена принципиальная схема двухпроводной схемы управления стрелочным электроприводом с пусковым стрелочным блоком ПС, а методика поиска отказов – на верхней лицевой панели.
На панели управления статива расположены следующие органы управления:
− стрелочный коммутатор СК, для перевода стрелки в плюсовое и минусовое
Лабораторная работа №1–4 – 92
положение;
−
кн. ВК, при помощи которой осуществляется аварийный перевод стрелки при ложной занятости рельсовой цепи;
−
кн. СП для включения и выключения повторителя стрелочного путевого ре- ле СП (имитирует свободность или занятость стрелочной секции);
−
кн. З для включения замыкающего реле З (имитирует замыкание стрелки в маршруте);
−
кн. КО1 – КО10, предназначенные для введения в схему отказов.
На панели управления статива расположены следующие лампы индикации:
− стрелочные контрольные ПК и МК, соответственно плюсового и минусово- го положения стрелки;
−
ОК – контроля промежуточного положения стрелки.
В трансформаторном ящике расположено реверсирующее реле и блок БВС.
Методика выполнения работы на макете
1.
Ознакомиться с применяемой аппаратурой и работой схемы в режимах нормального и аварийного переводов.
2.
После включения питания вытянуть все кнопки отказов и возбудить замы- кающее и стрелочное путевое реле.
3.
При включенном питании произвести перевод стрелки. Проследить за по- следовательностью срабатывания всех реле, а также контактов автопере- ключателя электропривода. Сделать структурную запись работы элементов схемы при переводе стрелки в минусовое и плюсовое положения.
4.
Проверить возможность перевода стрелки, если реле СП выключено до начала и во время перевода.
5.
Проследить за работой схемы при обесточенном реле 3.
Лабораторная работа №1–4 – 93 6.
Поочередно ввести с помощью тумблеров КО1 – КО10 неисправности и определить место и характер отказа. Поиск отказов производится в сле- дующих режимах работы схемы:
− при переводе стрелки в плюсовое и минусовое положение;
− при переводе стрелки в аварийном режиме (при нажатии кнопки ВК).
Методика изучения двухпроводной схемы управления стрелкой
с использованием автоматизированной обучающей системы АОС ШЧ
1.
Познакомиться с обучающим блоком «Электропривод и перевод» и отве- тить на вопросы контрольного блока 1.
2.
Познакомиться с обучающим блоком «Схема управления» и ответить на вопросы контрольного блока 2.
3.
Изучить методику поиска отказов с поста ЭЦ и законспектировать:
− контрольные проверки управляющей цепи;
− контрольные проверки рабочей цепи;
− контрольные проверки контрольной цепи;
− определение отказавшей цепи.
Ответить на вопросы контрольного блока 3.
4.
Изучить алгоритмы поиска отказов с поста ЭЦ и законспектировать их для следующих случаев:
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка заканчивает перевод, но не получает контроль;
− стрелка внезапно теряет контроль.
5.
Изучить методику поиска отказов с горловины станции.
6.
Изучить алгоритмы поиска отказов с горловины станции и законспектиро- вать их для следующих случаев:
Лабораторная работа №1–4 – 94
− стрелка не переводится;
− стрелка не заканчивает перевод;
− стрелка переводится, но не получает контроля;
− стрелка внезапно теряет контроль.
7.
Найти отказы с использованием тренажеров 1 – 8.
Оформление отчета
1.
Описать область применения изучаемой схемы с пояснением функций, выполняемых каждым прибором.
2.
Представить структурную запись работы схемы по заданию п. 3 методики выполнения работы на макете.
3.
Сделать пояснения работы схемы по п. 4 – 5 методики выполнения работы на макете.
4.
Описать результаты наблюдений по п. 6 методики выполнения работы на макете.
Контрольные вопросы
1.
Почему при применении блочного монтажа двухпроводная схема управле- ния стрелкой имеет два пусковых реле?
2.
Какой порядок работы пусковых реле предусмотрен схемой? Можно ли изменить его?
3.
Будет ли переводиться стрелка, если поменять местами линейные провода?
4.
С какой целью параллельно катушке НПС включается конденсатор?
5.
Будет ли получен контроль положения стрелки в следующих случаях:
− при обрыве цепи включения вентиля;
− при пробое вентиля;
Лабораторная работа №1–4 – 95
− при изменении направления включения вентиля;
− при коротком замыкании в линейных проводах;
− при обрыве линейных проводов;
− при залипании поляризованного якоря контрольного реле.
6.
Каково назначение изолирующего трансформатора в контрольной цепи?
7.
С какой целью в контрольную цепь включается конденсатор С и резистор R?
8.
Какое назначение диода в цепи питания реле НПС?
9.
С какой целью в цепи реле Р и в блоке БВС включены резисторы?
Литература
1.
Станционные системы автоматики и телемеханики: Учебник для вузов ж.- д. трансп. / Вл.В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М. Кокурин и др.; под ред.
Вл.В. Сапожникова. – М.: Транспорт, 1997. 423 с.
2.
Маршрутно-релейная централизация. Белязо И.А., Дмитриев В.Р. и др. –
3-е изд. перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1974. 320 с.
3.
Резников Ю.М. Электроприводы железнодорожной автоматики и телемеханики. – М.: Транспорт, 1985. 288 с.
Лабораторная работа №1–5 – 96
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Лабораторная работа №1 – 5
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЯТИПРОВОДНОЙ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
СТРЕЛОЧНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Цель работы
1.
Изучение особенностей работы пятипроводной схемы управления стрел- кой с двукратным переводом и назначения ее элементов.
2.
Изучение методики поиска отказов.
Основные сведения
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет ряд преимуществ по сравнению с сериесным двигателем постоянного тока. Он более прост в обслуживании и ремонте, так как не имеет коллектора, исключает получение ложного контроля, который может возникнуть при использовании сериесного двигателя, за счет выпрямительного эффекта при плохом контакте между пластинами коллектора и щетками.
В более легком режиме работают контакты пусковых реле, коммутирую- щие цепи переменного тока, тем более, что рабочий ток в каждой фазе данного электродвигателя меньше тока в рабочей цепи сериесного двигателя.
Асинхронный двигатель имеет постоянную скорость вращения, опреде- ляемую частотой переменного тока и его конструкцией, достаточно большой пусковой момент, что обеспечивает постоянное время перевода.
Однако для реверсирования трехфазного двигателя необходимо менять порядок следования фаз путем переключения в любой паре проводов, что су- щественно усложняет управление электроприводом.
Для коммутации двух обмоток двигателя на автопереключатель электро- привода необходимо завести четыре провода, а с учетом некоммутируемого провода третьей обмотки общее число проводов – пять.
Лабораторная работа №1–5 – 97
Пятипроводная схема управления стрелочным электроприводом включа- ет следующие приборы:
−
НПС – нейтральное пусковое стрелочное реле, проверяющее свободность стрелочной секции и незамкнутость стрелки в маршруте, контролирующее исправность рабочей цепи и окончание перевода стрелки, подключающее переменное напряжение к линейным проводам;
−
ППС – поляризованное пусковое стрелочное реле, изменяющее порядок следования фаз в линейных проводах и реверсирующее вращение двигателя;
−
ОК – контрольное реле, фиксирующее плюсовое, минусовое и промежуточ- ное положения стрелки;
−
СВ – вспомогательное реле, служащее для предварительной проверки го- товности пусковой цепи стрелки;
−
СВ1 – повторитель реле СВ, который подключает пусковую цепь стрелки;
−
ГУ – групповое управляющее реле выделяет группу стрелок данного мар- шрута для перевода и производит запуск преобразователя напряжения
(ППС-1,7) для питания рабочей цепи стрелки при батарейной системе питания;
−
ВПС – вспомогательное пусковое реле, включающее комплект реле, опре- деляющий режим работы стрелки и контролирующее прохождение рабочего тока;
−
ВСК – вспомогательное контрольное реле, обеспечивающее удержание яко- ря реле ВПС до начала перевода стрелки, а после возвращения стрелки в ис- ходное положение и получения контроля обеспечивает приведение схемы в исходное состояние;
−
РЕВ – реверсирующее реле, обеспечивающее изменение направления вра- щения двигателя;
−
СФ – стрелочное фрикционное реле, защищающее двигатель от выхода из строя при работе на фрикцию, ограничивая время его работы (9 – 10 с);
Лабораторная работа №1–5 – 98
−
СБ – реле сброса, обеспечивающее возвращение стрелки в исходное поло- жение после недохода, ограничивая его временем (9 – 10 с), и выключаю- щее управляющее реле после полного цикла – перевода и возвращения стрелки в исходное положение;
−
С3 – защитное реле, подключающее напряжение питания (3-х фазное
∼220В) к линейным проводам и отключающее его для остановки;
−
ВЦ – реле второго цикла, формирующее управляющее воздействие для пе- ревода стрелки второй раз;
−
БВС – блок, в котором находится выпрямительный элемент с резистором
1000 Ом, осуществляет однополупериодное выпрямление переменного тока в цепи контрольного реле;
−
ФК-75 – фазоконтрольный блок, служащий для контроля протекания рабо- чего тока в линейных проводах;
−
БК-75 – конденсаторный блок.
На станциях, находящихся на диспетчерском управлении, недостаточно остановить стрелку в среднем положении, если стрелочный двигатель работает на фрикцию, а необходимо автоматически возвратить стрелку в исходное по- ложение. Опыт показал, что в большинстве случаев стрелка, остановившаяся в среднем положении при повторной попытке перевода, преодолевает препятст- вие и доходит до крайнего положения. Поэтому при диспетчерской централи- зации широкое распространение получила схема управления стрелкой с дву- кратным переводом (рис. ЛР5). Она обеспечивает автоматический возврат стрелки в исходное положение при длительной работе на фрикцию, автомати- ческое включение двигателя для повторного перевода и автоматический воз- врат стрелки в исходное положение, если невозможно завершить повторный перевод.
Пятипроводная схема управления стрелкой работает следующим образом.
Нормально, без команды на перевод стрелки, реле НПС находится без то- ка и на посту ЭЦ к стрелочным проводам Л1 и Л3 (Л2 и Л4) подключена кон-
Лабораторная
работа
№
1–5
– 99
Рис. ЛР5. Пятипроводная схема управления стрелкой с двукратным переводом
Лабораторная работа №1–5 – 100
трольная схема, питающаяся переменным током от индивидуального для каж- дой стрелки трансформатора ТV типа СКТ-1. Ко вторичной обмотке трансфор- матора через резистор R, сопротивлением 1000Ом, и конденсатор С, емкостью
10мкФ, подключено контрольное реле ОК типа КМШ-3000.
Через провода Л1 и Л3 и контрольные контакты автопереключателя па- раллельно реле ОК подключен блок БВС, содержащий последовательно вклю- ченные резистор, сопротивлением 1000 Ом, и диод. Одна полуволна перемен- ного тока замыкается через блок БВС, а вторая – через реле ОК. Таким образом, через реле ОК протекает ток одного направления, что позволяет последнему перебрасывать свой поляризованный якорь. Направление тока через обмотку реле ОК изменяется в зависимости от положения контактов автопереключателя, которыми изменяется направление подключения выпрямительного столбика.
Если по какой-либо причине, например, из-за неплотного прилегания остряков стрелки к рамному рельсу, окажутся разомкнутыми контрольные кон- такты автопереключателя, или произойдет обрыв линейного провода, то блок
БВС будет отключен от реле ОК, и последнее окажется под напряжением пере- менного тока. Реле КМШ-3000 обладает высокой индуктивностью и от пере- менного тока не работает.
Стрелка переводится контактами рукоятки стрелочного коммутатора или управляющих реле: плюсового (ПУ) или минусового (МУ). Реле ПУ и МУ ис- пользуются в ЭЦ с маршрутным управлением. В результате перевода рукоятки или замыкания соответствующих контактов создается цепь для возбуждения реле СВ, включенного последовательно с реле НПС.
Из-за малой величины тока, ограниченного сопротивлением реле СВ, реле
НПС не включается. В цепи реле СВ контролируется свободность стрелочного путевого участка (контактом реле СП) и отсутствие замыкания стрелки в мар- шруте (контактом реле 3).