Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Игра «На что похоже моё настроение?» Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает педагог: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».
4. Упражнение «Ласковый мелок» Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение «Угадай что спрятано в песке?» Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
6. Рисование на тему «Автопортрет» Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 5
. «НАШИ СТРАХИ»
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Петушиные бои» Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что-бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3. Упражнение «Расскажи свой страх» Педагог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.
4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким» Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
5. Упражнение «Чужие рисунки» Детям по очереди показывают рисунки “страхов” только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
6. Упражнение «Дом ужасов» Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 6.
«Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Смелые ребята» Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
3. Упражнение «Азбука страхов» Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
4. Упражнение «Страшная сказка по кругу» Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
5. Упражнение «На лесной полянке» Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)
6. Упражнение «Прогони Бабу – Ягу» Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
7. Упражнение «Я тебя не боюсь» Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!»
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 7.
«ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.» Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение «Лягушки на болоте»
4. Упражнение «Неопределённые фигуры» Педагог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
5. Игра «Тропинка» Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде педагога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.
6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес» Педагог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.
7. Упражнение «Доверяющее падение» 8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 8.
«СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА»
Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Игра «Сказочная шкатулка» Педагог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят». Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение «Конкурс страхов» Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я….. этого не боюсь!»
4. Игра «Принц и принцесса» Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение «Придумай весёлый конец» Педагог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рисование на тему «Волшебные зеркала» Педагог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- смелым и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 9.
«ВОЛШЕБНИКИ»
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музык.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Игра «Путаница» Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра «Кораблик» Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»
4. Упражнение «Кони и всадники» Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.
5. Упражнение «Волшебный сон» Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем, что увидели во сне. Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.
7. Упражнение «Волшебники» Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 10.
«СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ»
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Неоконченные предложения» Детям предлагается предложения, которые нужно закончить. «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
3. Игра «Баба- Яга» По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
4. Игра «Комплименты» Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
5. Упражнение «В лучах солнышка» Педагог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу педагога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.
-
Упражнение «Солнце в ладошке»
Педагог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный , мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке , муравей на травинке,
И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-
И всё это - мне , и всё это- даром !
Вот так – ни за что !
Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение «Горячие ладошки»