Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников / Северо-Кавказский психологический вестник – 2014 - № 7/2 – 42-46 с.

12.Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — АлмаАта, 2004. 360 с.

13.Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.

14.Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. 288 с.

15.Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. 80 с.

16.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М: Речь, 2006.198 с.

17.Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 346 с.

18.Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги /Семья и школа №11, 2014. 33 – 36 с.

19.Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми 2007. 160 с.

20.Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. - СПб.: ДЕАН, 2004. 224 с.

21.Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде 2014. - №5. 627-631 с.

22.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция 2007. 248 с.

23.Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ. Серия «Медикобиологические науки». 2013. № 1. 46–54 с.

24.Нехорошкова А.Н. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10- 11 лет с высоким уровнем тревожности / Грибанов А.В., Кожевникова И.С., [и др.] // Экология человека. 2011. № 1. 46–50 с.

25.Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд. Минск: изд. Харвест, 1997. 800 с.

26.Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009 656 с.

27.Попкова, М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / Проблемы современной науки и образования – 2014 - № 1. 12-14 с.

28.Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий. / Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. 32с.

29.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.

30.Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. – 2014. – № 1. 17с.

31.Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб. : Речь, 2006. 112 с.

32.Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. 628 с.

33.Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. 80 с.


34.Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. 26–35 с.

35.Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. 136-138 с.

36.Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов -СПб.: Питер, 2001. 256 с.

37.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб. : Речь, 2003. 384 с.

Приложение

Приложение 1

Тест «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.



Ситуация

Ответ

1

Отвечать у доски




2

Оказаться среди незнакомых ребят




3

Участвовать в соревнованиях




4

Слышать заклятие




5

Разговаривать с директором школы




6

Сравнивать себя с другими




7

Учитель смотрит по журналу, кого спросить




8

Тебя критикуют




9

На тебя смотрят когда ты что – нибудь делаешь




10

Видеть плохие сны




11

Писать контрольную работу




12

После контрольной – учитель называет отметки




13

У тебя что – то не получается




14

Смотреть на человека, похожего на колдуна




15

На тебя не обращают внимания




16

Ждешь родителей с родительского собрания




17

Тебе грозит неуспех, провал




18

Слышать смех за своей спиной




19

Не понимать объяснений учителя




20

Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем




21

Слышать предсказания о космических катастрофах




22

Выступать перед зрителями




23

Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других




24

С тобой не хотят играть




25

Проверяются твои способности




26

На тебя смотрят как на маленького




27

На контрольной тебе достался сложный вариант




28

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос




29

Оценивается твоя работа




30

Не можешь справиться с домашним заданием




31

Засыпать в темной комнате




32

Не соглашаешься с родителями




33

Берешься за новое дело




34

Разговаривать с школьным психологом




35

Думать о том, что тебя могут «сглазить»




36

Замолчали, когда ты подошел (подошла)




37

Слушать страшные истории




38

Спорить со своим другом (подругой)




39

Думать о своей внешности




40

Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах






Ключ к тесту

1. Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

2. Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

3. Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

4. Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Приложение 2

Программа коррекционных занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

«Здравствуйте это я!»

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

  1. Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

  1. Упражнение «Доброе утро»

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д, которые нужно пропеть.

  1. Упражнение «Что я люблю?»

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.

  1. Упражнение «Качели»

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.

  1. Упражнение «Угадай по голосу»

Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.

6. Упражнение «Лягушки на болоте»

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

7. Упражнение «Художники – натуралисты»

Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».

ЗАНЯТИЕ 2.

«МОЁ ИМЯ»

Цель: раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

  1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Узнай по голосу»

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

3. Игра «Моё имя»

Педагог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

 Тебе нравится твоё имя?

 Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?

При затруднении в ответах педагог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.


Педагог говорит: Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий.

4. Игра «Разведчики» Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.


5. Рисование самого себя. Педагог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

 в зелёном- такими какими они представляются себе;

 в голубом – какими они хотят быть;

 в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение «Доверяющее падение» Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 3. «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Возьми и передай» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

3. Упражнение «Неваляшка» Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Упражнение «Превращения» Педагог предлагает детям:

 нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

 позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;

 испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;

 улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

5. Рисование на тему «Моё настроение» После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение «Закончи предложение» Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся...; дети обычно боятся...; мамы обычно боятся...; папы обычно боятся….

7. Упражнение «Пружинки» Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

8. Упражнение «Горячие ладошки»

ЗАНЯТИЕ 4. «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Злые и добрые кошки» Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.