Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11.Зинченко, Е. В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников / Северо-Кавказский психологический вестник – 2014 - № 7/2 – 42-46 с.
12.Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — АлмаАта, 2004. 360 с.
13.Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.
14.Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. 288 с.
15.Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. 80 с.
16.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М: Речь, 2006.198 с.
17.Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 346 с.
18.Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги /Семья и школа №11, 2014. 33 – 36 с.
19.Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми 2007. 160 с.
20.Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. - СПб.: ДЕАН, 2004. 224 с.
21.Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде 2014. - №5. 627-631 с.
22.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция 2007. 248 с.
23.Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ. Серия «Медикобиологические науки». 2013. № 1. 46–54 с.
24.Нехорошкова А.Н. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10- 11 лет с высоким уровнем тревожности / Грибанов А.В., Кожевникова И.С., [и др.] // Экология человека. 2011. № 1. 46–50 с.
25.Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд. Минск: изд. Харвест, 1997. 800 с.
26.Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009 656 с.
27.Попкова, М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / Проблемы современной науки и образования – 2014 - № 1. 12-14 с.
28.Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий. / Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. 32с.
29.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.
30.Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. – 2014. – № 1. 17с.
31.Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб. : Речь, 2006. 112 с.
32.Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. 628 с.
33.Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. 80 с.
34.Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. 26–35 с.
35.Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. 136-138 с.
36.Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов -СПб.: Питер, 2001. 256 с.
37.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб. : Речь, 2003. 384 с.
Приложение
Приложение 1
Тест «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
Ключ к тесту
1. Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
2. Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
3. Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
4. Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Приложение 2
Программа коррекционных занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
«Здравствуйте это я!»
Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д, которые нужно пропеть.
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
6. Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
7. Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
ЗАНЯТИЕ 2.
«МОЁ ИМЯ»
Цель: раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
2. Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра «Моё имя»
Педагог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?
При затруднении в ответах педагог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Педагог говорит: Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий.
4. Игра «Разведчики» Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя. Педагог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном- такими какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение «Доверяющее падение» Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 3. «НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Возьми и передай» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение «Неваляшка» Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение «Превращения» Педагог предлагает детям:
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему «Моё настроение» После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение «Закончи предложение» Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся...; дети обычно боятся...; мамы обычно боятся...; папы обычно боятся….
7. Упражнение «Пружинки» Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 4. «НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Злые и добрые кошки» Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
12.Кисловская В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — АлмаАта, 2004. 360 с.
13.Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. - СПб.: Нева, 2003. - 256 с.
14.Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии...Как от них избавиться? - СПб.: Наука и техника, 2012. 288 с.
15.Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. - М.: Речь, 2004. 80 с.
16.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - М: Речь, 2006.198 с.
17.Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 346 с.
18.Кочубей, Б., Новикова Е. Снимем маску тревоги /Семья и школа №11, 2014. 33 – 36 с.
19.Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми 2007. 160 с.
20.Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. - СПб.: ДЕАН, 2004. 224 с.
21.Литвиненко, Н. В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде 2014. - №5. 627-631 с.
22.Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция 2007. 248 с.
23.Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ. Серия «Медикобиологические науки». 2013. № 1. 46–54 с.
24.Нехорошкова А.Н. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10- 11 лет с высоким уровнем тревожности / Грибанов А.В., Кожевникова И.С., [и др.] // Экология человека. 2011. № 1. 46–50 с.
25.Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд. Минск: изд. Харвест, 1997. 800 с.
26.Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009 656 с.
27.Попкова, М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста / Проблемы современной науки и образования – 2014 - № 1. 12-14 с.
28.Попова, В. Г. Преодоление школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий. / Вестник Омского университета. Серия «Психология» - 2016 - № 1. 32с.
29.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.
30.Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. – 2014. – № 1. 17с.
31.Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб. : Речь, 2006. 112 с.
32.Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. - М.: Русский путь, 2012. 628 с.
33.Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2015. 80 с.
34.Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. 26–35 с.
35.Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-6. 136-138 с.
36.Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов -СПб.: Питер, 2001. 256 с.
37.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб. : Речь, 2003. 384 с.
Приложение
Приложение 1
Тест «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
№ | Ситуация | Ответ |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Оказаться среди незнакомых ребят | |
3 | Участвовать в соревнованиях | |
4 | Слышать заклятие | |
5 | Разговаривать с директором школы | |
6 | Сравнивать себя с другими | |
7 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | |
8 | Тебя критикуют | |
9 | На тебя смотрят когда ты что – нибудь делаешь | |
10 | Видеть плохие сны | |
11 | Писать контрольную работу | |
12 | После контрольной – учитель называет отметки | |
13 | У тебя что – то не получается | |
14 | Смотреть на человека, похожего на колдуна | |
15 | На тебя не обращают внимания | |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
18 | Слышать смех за своей спиной | |
19 | Не понимать объяснений учителя | |
20 | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
22 | Выступать перед зрителями | |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
24 | С тобой не хотят играть | |
25 | Проверяются твои способности | |
26 | На тебя смотрят как на маленького | |
27 | На контрольной тебе достался сложный вариант | |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
29 | Оценивается твоя работа | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
31 | Засыпать в темной комнате | |
32 | Не соглашаешься с родителями | |
33 | Берешься за новое дело | |
34 | Разговаривать с школьным психологом | |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
37 | Слушать страшные истории | |
38 | Спорить со своим другом (подругой) | |
39 | Думать о своей внешности | |
40 | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах | |
Ключ к тесту
1. Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
2. Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
3. Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
4. Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Приложение 2
Программа коррекционных занятий
ЗАНЯТИЕ 1.
«Здравствуйте это я!»
Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
-
Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»
Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
-
Упражнение «Доброе утро»
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д, которые нужно пропеть.
-
Упражнение «Что я люблю?»
Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
-
Упражнение «Качели»
Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
-
Упражнение «Угадай по голосу»
Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
6. Упражнение «Лягушки на болоте»
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
7. Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
ЗАНЯТИЕ 2.
«МОЁ ИМЯ»
Цель: раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
-
Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.
3. Игра «Моё имя»
Педагог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты, чтобы тебя звали по - другому? Как?
При затруднении в ответах педагог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
Педагог говорит: Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий.
4. Игра «Разведчики» Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
5. Рисование самого себя. Педагог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
в зелёном- такими какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение «Доверяющее падение» Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
7. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 3. «НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Возьми и передай» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
3. Упражнение «Неваляшка» Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
4. Упражнение «Превращения» Педагог предлагает детям:
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5. Рисование на тему «Моё настроение» После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
6. Упражнение «Закончи предложение» Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся...; дети обычно боятся...; мамы обычно боятся...; папы обычно боятся….
7. Упражнение «Пружинки» Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
8. Упражнение «Горячие ладошки»
ЗАНЯТИЕ 4. «НАСТРОЕНИЕ»
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение «Росточек под солнцем»
2. Упражнение «Злые и добрые кошки» Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.