Файл: Психологические условия снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в процессе учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Тема

Цель, материалы для занятия

Упражнения

1

«Здравствуйте- это я!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

1. Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Доброе утро»

3. Упражнение «Что я люблю?»

4. Упражнение «Качели»

5. Упражнение «Угадай по голосу»

6. Упражнение «Лягушки на болоте»

7.Упражнение «Художники – натуралисты»

2

«Моё имя»

Цель: раскрытие своего «Я». Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Узнай по голосу»

3. Игра «Моё имя»

4. Игра «Разведчики»

5. Рисование самого себя. 6.Упражнение «Доверяющее падение»

7. Упражнение «Горячие ладошки»

3

«Настроение»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение Возьми и передай»

3.Упражнение «Неваляшка»

4.Упражнение «Превращения»

5. Рисование на тему «Моё настроение»

6. Упражнение «Закончи предложение»

7.Упражнение «Пружинки»

8. Упражнение «Горячие ладошки»

4

«Настроение»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Злые и добрые кошки»

3. Игра «На что похоже моё настроение?»

4. Упражнение «Ласковый мелок»

5. Упражнение «Угадай что спрятано в песке?»

6. Рисование на тему «Автопортрет»

7. Упражнение «Горячие ладошки»

5

«Наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2.Упражнение «Петушиные бои»

3. Упражнение «Расскажи свой страх»

4. Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким»

5. Упражнение «Чужие рисунки»

6. Упражнение «Дом ужасов»

7. Упражнение «Горячие ладошки»

6

«Я больше не боюсь»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «Смелые ребята»

3. Упражнение «Азбука страхов»

4. Упражнение «Страшная сказка по кругу»

5. Упражнение «На лесной полянке»

6. Упражнение «Прогони Бабу – Ягу»

7. Упражнение «Я тебя не боюсь»

8. Упражнение «Горячие ладошки»

7

«Волшебный лес»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.»

3. Упражнение «Лягушки на болоте»

4.Упражнение «Неопределённые фигуры» 5. Игра «Тропинка»

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес»

7.Упражнение «Доверяющее падение»

8. Упражнение «Горячие ладошки»

8

«Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной “Яконцепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Игра «Сказочная шкатулка»

3. Упражнение «Конкурс страхов»

4. Игра «Принц и принцесса»

5. Упражнение «Придумай весёлый конец»

6. Рисование на тему «Волшебные зеркала»

7. Упражнение «Горячие ладошки»

9

«Волшебники»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка,

  1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2. Игра «Путаница»

3. Игра «Кораблик»

4. Упражнение «Кони и всадники»

5.Упражнение «Волшебный сон»

6. Рисуем, что увидели во сне.

7.Упражнение «Волшебники»

8. Упражнение «Горячие ладошки»


10

«Солнце в ладошке»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы

1. Упражнение «Росточек под солнцем»

2.Упражнение «Неоконченные предложения»

3. Игра «Баба- Яга»

4. Игра «Комплименты»

5. Упражнение «В лучах солнышка»

6. Упражнение «Солнце в ладошке»

7. Упражнение «Горячие ладошки»



    1. Результаты диагностики школьной тревожности у младших школьников

Данные полученные с помощью методики «Шкала личностной тревожности» Анны Михайловны Прихожан представлены на Рисунке 1. Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод, что 5 испытуемых имеют высокий уровень тревожности, 14 из них обладают средним уровнем тревожности и у 1 человека низкий уровень тревожности.

Таким образом, мы видим, что у наибольшего количества участников исследования средний уровень тревожности на констатирующем этапе.


Рисунок 1. Результаты диагностики с помощью методики «Шкала личностной тревожности» Анны Михайловны Прихожан

По окончанию формирующего этапа мы провели повторное диагностическое исследование с использованием тех же методик. Исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод, что 2 испытуемых имеют высокий уровень тревожности, 13 из них обладают средним уровнем тревожности и у 5 человек низкий уровень тревожности.

Таким образом, показатели тревожности экспериментального и контрольного этапов различаются, и на контрольном этапе эти различия стали наиболее существенны, чем на начало эксперимента. Результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость применения профилактической работы для снижения уровня тревожности у детей, нуждающихся в этом. Для снижения уровня тревожности нами была использована коррекционно-развивающая программа профилактики.

Результаты контрольной диагностики показывают, что детям с повышенным уровнем тревожности необходима программа профилактики по снижению тревожности.

Поставленные задачи выполнены полностью, цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Результативность профилактических мероприятий может быть проверена в дальнейшем путем диагностики уровня тревожности детей через полгода.

Выводы по второй главе

В практической части работы нами были получены следующие результаты:

1. Для реализации коррекционной работы на этапе формирующего эксперимента, была создана программа, направленная на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Содержание данной программы было подобрано в соответствии с целями и задачами исследования

, и направлено на снятие эмоционального напряжения, повышения самооценки, коммуникативных навыков и улучшение психологического состояния ребенка.

2. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное диагностическое исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с использованием тех же методик что и на начало эксперимента.

3. В результате сравнительного анализа средних показателей по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, был выявлен положительный сдвиг: количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 20 %, а число детей с низким уровнем тревожности увеличилось. Задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.


Заключение

На сегодняшний день ученые отмечают усиленный рост числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, низкой сопротивляемостью стрессу, эмоциональным и психологическим неблагополучием. Анализ психолого-педагогической литературы выявил широкую теоретическую изученность проблемы, в то время как практической её части, направленной на профилактику, диагностику и коррекцию детской тревожности и представляющей большую значимость, уделено значительно меньше внимания. Целью исследования было определить и экспериментально проверить психологические условия эффективно влияющие на процесс снижения эмоциональной тревожности у младших школьников в ходе учебной деятельности. Задачами исследования было выявить методы и средства профилактики тревожности младших школьников, подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста, составить комплекс мероприятий профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста, апробировать диагностические методики и педагогические мероприятия и проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Для решения данного противоречия, и с учетом того, что проблема тревожности в детском возрасте, не являясь устойчивым личностным образованием, достаточно легко поддается коррекции при помощи благоприятных социальных и психолого-педагогических условий, нами была реализована программа профилактики по снижению уровня тревожности. Данная программа выступает основным средством коррекционной работы, направленной на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка. Содержание программы было разработано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи, возникающие у детей младшего школьного возраста.

В ходе экспериментального исследования с применением психодиагностических методик среди учащихся младших классов школы по методике «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан выло выявлено что
, высокий уровень тревожности у 5 учеников. Данный результат подтвердил необходимость осуществления коррекционной работы по профилактике и снижению тревожности.

Для того, чтобы убедиться в эффективности проведенной коррекционной, был осуществлен сравнительный анализ средних показателей по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, который показал положительную динамику: по методике «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан количество детей с высоким уровнем тревожности у двоих учеников, средний уровень у тринадцати учеников, низкий уровень тревожности увеличился до пяти.

Реализованная нами на этапе формирующего эксперимента программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, имела положительные результаты в исследуемой группе, а также помогла улучшить психологическое состояние ребят, повысить самооценку учащихся, развить коммуникативные навыки и позитивное отношение к себе. Это позволяет нам утверждать, что поставленные задачи решены, поставленная цель достигнута и гипотеза подтвердилась.


Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. 160 с.

2. Афтанас Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: СО РАМН, 2000. 126 с.

3. Айрапетянц М.Г., Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности. 2007. Т. 57, № 3. 261–267 с.

4. Аракелов, Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции., Н. Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. 2015. - № 1. 18 с.

5. Беляев В.П. Тревоги прожитого дня. - М.: Граница, 2011. 488 с.

6. Битянова, М. Р., Т.В Азарова., Е.И Афанасьева., Н.Л. Васильева. - 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. 352 с.

7. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. 75-82 с.

8. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. Новосибирск: СО РАН, 2008. 280 с.

9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.

10.Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб: СОЮЗ. 3-е издание 2000. 224 с.