Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[12, c. 220].
Речь дошкольников более связна в ситуациях рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему, пересказа знакомой сказки по иллюстрациям, рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам. Пересказы по сюжетным картинкам более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводят практически все основные моменты сюжета, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Одновременное использование литературного образца и сюжетных картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей [24, c. 19].
В рассказах по сюжетной картинке, прежде всего, описывают ее путем перечисления отдельных предметов и действий. В рассказах по серии сюжетных картинок дети излагают свои мысли более связно. Их высказывания структурно более оформлены, последовательны, развернуты. Вместе с тем, детям трудно самостоятельно определить последовательность расположения картинок, связать отдельные сюжеты в единое целое.
Проблема организации занятия обучения рассказыванию по картинам в том, что дети должны выслушивать рассказы по картинам сначала воспитателя (образец), а затем, своих товарищей. Содержание рассказов практически одинаковое. Варианты бывают в количестве предложений или в их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов - повторов ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников – главное условие успешной реализации поставленных перед воспитателем задач [7, c. 19].
Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.
На занятиях по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок необходимо соблюдать следующие правила:
Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок [6, c. 19].
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети становятся намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев [24, c. 20].
У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания. Дети становятся более чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей [24, c. 21].
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам решаются многие воспитательные задачи. Дети учатся выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности [21, c. 32].
Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К 6 годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение.
Однако, способность к художественному восприятию не появляется сама по себе. Она — результат развития индивида. «Художественное полноценное восприятие, — как верно отмечал Леонтьев А.Н.,—это умение, которому надо учить» [14, c. 38].
Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает Моделирование эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.
Использование в ходе общения с природой поэзии, песни способно усилить эту отзывчивость. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при рассматривании картин шестилетними детьми, помогая глубже воспринять образы, воплощенные в ней.
Положительное влияние на Моделирование художественного восприятия шестилетних детей оказывает формирование умения выделять в художественных произведениях элементарные средства выразительности, используемые для выражения отношения к действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.). Моделирование эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка [20, c. 41].
Таким образом, рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Обучение детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста.
Выводы по главе II
Теоретический анализ проблемы исследования связной речи, позволил нам сделать следующие выводы.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни - и короткие рассуждения
Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Обучение детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста.
Глава II. Формирование связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине
Теоретическое изучение проблемы связной речи у детей старшего дошкольного возраста, стало основанием опытно-экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 44 «Почемучка» г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовало 10 детей 5,5 -6 лет: 6 мальчиков и 4 девочки.
Со слов воспитателя дети в основном из благополучных семей, некоторые из неполных, в некоторых семьях по 2 ребёнка. Образование родителей высшее, среднее и среднее профессиональное. Уровень образованности родителей исследуемых детей выглядит следующим образом: (40%) имеют высшее образование, остальные - незаконченное высшее или средне - специальное. Родители работают в сфере услуг, торговли, промышленности, в сфере образования и культуры, в сфере здравоохранения.
Со слов психолога ребята очень активные, доброжелательные, открытые, ответственные. Взаимоотношения между детьми теплые.
При планировании опытно-экспериментальной работы была сформулирована следующая цель: изучить уровень развития связной речи дошкольников.
Для изучения уровня развития связной речи нами были использованы методики В. К. Воробъевой: «Составление рассказа по сюжетной картинке» и «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
Методика «Составление рассказа по сюжетной картинке».
Для выполнения задания понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Мы использовали картинку, где изображено как девочка корзинкой в лесу раздвинув траву, видит семейство ежей.
- Воспитатель просит ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Задавать наводящие вопросы ребёнку не нужно. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Как вариант, можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их и попробовать угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.
Рассказы детей оцениваются по следующим показателям:
1. Ребенок составил рассказ самостоятельно, без помощи воспитателя.
2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.
Речь дошкольников более связна в ситуациях рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему, пересказа знакомой сказки по иллюстрациям, рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам. Пересказы по сюжетным картинкам более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводят практически все основные моменты сюжета, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Одновременное использование литературного образца и сюжетных картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей [24, c. 19].
В рассказах по сюжетной картинке, прежде всего, описывают ее путем перечисления отдельных предметов и действий. В рассказах по серии сюжетных картинок дети излагают свои мысли более связно. Их высказывания структурно более оформлены, последовательны, развернуты. Вместе с тем, детям трудно самостоятельно определить последовательность расположения картинок, связать отдельные сюжеты в единое целое.
Проблема организации занятия обучения рассказыванию по картинам в том, что дети должны выслушивать рассказы по картинам сначала воспитателя (образец), а затем, своих товарищей. Содержание рассказов практически одинаковое. Варианты бывают в количестве предложений или в их развернутости. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов - повторов ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников – главное условие успешной реализации поставленных перед воспитателем задач [7, c. 19].
Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Целесообразно сочетать работу по картине с другими видами занятий: музыка, художественный труд, игры-драматизации, экскурсии и т.д.
На занятиях по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок необходимо соблюдать следующие правила:
-
Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; -
Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и Моделирование словаря, формирование грамматически правильной речи; -
После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор; -
Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование; -
Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; -
Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим; -
Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; -
Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер; -
Во избежании выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой; -
По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок [6, c. 19].
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети становятся намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев [24, c. 20].
У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Подавляющее большинство воспитанников справляются с заданием придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания. Дети становятся более чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей [24, c. 21].
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам решаются многие воспитательные задачи. Дети учатся выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности [21, c. 32].
Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его. К 6 годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность улавливать настроение.
Однако, способность к художественному восприятию не появляется сама по себе. Она — результат развития индивида. «Художественное полноценное восприятие, — как верно отмечал Леонтьев А.Н.,—это умение, которому надо учить» [14, c. 38].
Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает Моделирование эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному.
Использование в ходе общения с природой поэзии, песни способно усилить эту отзывчивость. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при рассматривании картин шестилетними детьми, помогая глубже воспринять образы, воплощенные в ней.
Положительное влияние на Моделирование художественного восприятия шестилетних детей оказывает формирование умения выделять в художественных произведениях элементарные средства выразительности, используемые для выражения отношения к действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.). Моделирование эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка [20, c. 41].
Таким образом, рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Обучение детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста.
Выводы по главе II
Теоретический анализ проблемы исследования связной речи, позволил нам сделать следующие выводы.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни - и короткие рассуждения
Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Обучение детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста.
Глава II. Формирование связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по картине
-
Задачи и организация опытно-экспериментальной работы
Теоретическое изучение проблемы связной речи у детей старшего дошкольного возраста, стало основанием опытно-экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 44 «Почемучка» г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовало 10 детей 5,5 -6 лет: 6 мальчиков и 4 девочки.
Со слов воспитателя дети в основном из благополучных семей, некоторые из неполных, в некоторых семьях по 2 ребёнка. Образование родителей высшее, среднее и среднее профессиональное. Уровень образованности родителей исследуемых детей выглядит следующим образом: (40%) имеют высшее образование, остальные - незаконченное высшее или средне - специальное. Родители работают в сфере услуг, торговли, промышленности, в сфере образования и культуры, в сфере здравоохранения.
Со слов психолога ребята очень активные, доброжелательные, открытые, ответственные. Взаимоотношения между детьми теплые.
При планировании опытно-экспериментальной работы была сформулирована следующая цель: изучить уровень развития связной речи дошкольников.
Для изучения уровня развития связной речи нами были использованы методики В. К. Воробъевой: «Составление рассказа по сюжетной картинке» и «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».
Методика «Составление рассказа по сюжетной картинке».
Для выполнения задания понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке. Мы использовали картинку, где изображено как девочка корзинкой в лесу раздвинув траву, видит семейство ежей.
- Воспитатель просит ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать что на ней нарисовано. Задавать наводящие вопросы ребёнку не нужно. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Как вариант, можно попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их и попробовать угадать – о чем (о каком предмете) рассказал ребенок.
Рассказы детей оцениваются по следующим показателям:
1. Ребенок составил рассказ самостоятельно, без помощи воспитателя.
2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).
3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).
4. Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.
5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.
6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.