Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Своевременность отнесения сведений к КТ. Характеризуется постоянных внесением изменений в состав сведений, составляющих КТ, так как в ходе нормальной деятельности предприятия постоянно меняется объём и содержание этих сведений. Характеризуется оперативностью установления режима конфиденциальности, только при реализации названных выше обстоятельств, можно достигнуть коммерческого эффекта, от использования уникальных коммерческих решений и секрета производства.
В ст. 5 ФЗ «о КТ» устанавливается перечень сведений, в отношении которых не может быть введён режим конфиденциальности:
-
Сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а так же документы, подтверждающие внесение записей о юридических лицах в соответствующий государственный реестр; -
О составе имущества государственного и муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств, соответствующих бюджетов; -
О состоянии загрязнения окружающей среды, о противопожарной безопасности, санитрано-эпидемиологической и радиационной обстановки, о безопасности пищевых продуктов и о безопасности гражданина и населения в целом; -
О численности, о составе работников, системе оплаты труда, о показателях производственного травматизма и профессиональных заболеваниях. -
Об условиях конкурсах или аукционов о приватизации объектов муниципальной или государственной собственности. -
Сведения о размерах и структурах доходов некоммерческих организациях, о составе их имущества, о численности и оплате труда их работников.
Предоставление сведений, составляющих коммерческую тайну.
Ст. 6 ФЗ «о КТ» в названной статье законодатель включил такие условия предоставления составлиющих КТ:
-
Законность; -
Безвозмездность; -
Мотивированность; -
Целесообразность;
Мотивированное требование всегда должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, должно содержать указание цели и нормы права, на основании которых должностное лицо вправе затребовать информацию, составляющих КТ. Обладатель КТ откажется предоставлять сведения, эти сведения можно затребовать в судебном порядке и привлечь обладателя к соответствующей ответственности.
Органы государственной власти должны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений, только в том случае, если на представленные им документы нанесён соответствующий гриф КТ.
21.Юридическая ответственность за нарушения правового режима конфиденциальной информации (уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная).
Дисциплинарная ответственность
Представляет собой наказание, назначенное работнику руководством предприятия или учреждения после проведенных служебных проверок и расследований, в результате которых признана вина сотрудника в утечке сведений.
Ответственность за разглашение конфиденциальной информации в данном случае может быть выражена в виде выговора, замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии или увольнения. Ответственность такого вида применяется в рамках трудовых отношений, решение о назначении меры наказания принимает, как правило, руководитель организации или учреждения, в соответствии с положениями специального и трудового законодательства.
Административная ответственность
Наступает, как за разглашение персональных данных, так и за нарушение защиты информации, кроме государственной тайны. Предметом административной ответственности выступает и распространение сведений о частной жизни – в этом случае виновное лицо может получить наказание в виде штрафа в сумме до 10 тысяч рублей.
Уголовная ответственность
Составы уголовных преступлений, связанных с распространением сведений, весьма разнообразны. Так, предметом наказания может выступать и разглашение персональных данных, уголовная ответственность здесь, например, за нарушение неприкосновенности частной жизни, может повлечь и реальное лишение свободы. Кроме того, уголовное наказание может повлечь и нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, необоснованный и незаконный отказ в предоставлении информации гражданину.
Гражданско-правовая ответственность
Может выступать, как сопутствующее наказание, так и самостоятельный вид ответственности. Как уже говорилось выше, пострадавшее лицо вправе взыскать не только материальный вред, нанесенный вследствие неправомерного разглашения сведений, но и моральный ущерб, причиненный действиями виновного лица.
22.Правовая регламентация охранной деятельности.
1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это основной закон государства, все другие законы и подзаконные акты должны соответствовать его положениям.
Непосредственное отношение к частной охранной деятельности имеет ряд положений Конституции РФ, изложенных в главе второй (права и свободы человека и гражданина). Так, право гражданина заниматься охранной деятельностью вытекает из смысла ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Содержание ст. 17 Конституции РФ (осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц) по существу определяет рамки дозволенного поведения при осуществлении частной охранной деятельности, а именно, содержит запрет нарушать права других граждан при защите интересов заказчика.
2. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» принятый 11 марта 1992 г. В этом Законе дано определение частной охранной деятельности, указаны ее цель и задачи, определена правовая основа, на¬званы основные права и обязанности частного охранника, прописан порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия, а также меры правовой и социальной защиты охранников, названы формы контроля и надзора за частной охранной деятельностью.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), вступил в силу с 1 января 1997 г.
В нем, во-первых, содержатся нормы, устанавливающие уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей (сг. 203 УК РФ, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб).
Во-вторых, ряд положений и институтов уголовного права непосредственно реализуется в охранной деятельности (например: ст. 37-39 УК РФ — необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость).
В-третьих, в УК РФ имеется ряд составов преступлений, знание которых способствует выполнению охранниками своих служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья, собственности), а также помогает им правомерно осуществлять охранную деятельность (например, не нарушать неприкосновенности жилища, не оставлять в опасности и др.).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАГГ), принят 20 декабря 2001 г.
В нем впервые содержится ряд статей, имеющих непосредственное отношение к частной охранной деятельности. Это ст. 17.12 (незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов); 20.3 6 (незаконная частная детективная или охранная деятельность); 20.24 (незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).
Далее, в указанном Кодексе имеются нормы, которые непо-средственно реализуются в ходе осуществления частной охран¬ной деятельности (например, ст. 20.17 «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», а также — устанавливают ответственность за правонарушения в сфере оборота оружия (напри¬мер, ст. 20.13 — стрельба из оружия в не отведенных для этого местах).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации, принят 21 октя-бря 1994 г. Он содержит нормы, знание которых позволит правильно определить организационноправовые формы охранной организации и заключить договор с заказчиком, юридически грамотно решать другие вопросы, связанные с охранной деятельностью.
Для охранников имеют непосредственное отношение нормы, регламентирующие возмещение вреда, причиненного в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости или источником повышенной опасности (соответственно ст. 1066, 1067, 1079).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации, принят 21 декабря 2001 г. Поскольку частный охранник является работником по трудовому договору, то на него в полной мере распространяется трудовое законодательство. Вместе с тем, в Трудовом кодексе содержатся нормы, которые имеют непосредственное отношение к охранной деятельности. Это нормы, регулирующие порядок заключения трудового договора, возмещения вреда, причиненного при исполнении функциональных обязанностей.
7. Закон РФ «Об оружии», принят 13 ноября 1996 г. Этот закон имеет непосредственное отношение к частной охранной деятельности, поскольку в ходе ее осуществления допускается использование огнестрельного оружия.
В соответствии с приказом МВД РФ от 15 июля 2005 г. № 568 частный охранник обязан знать следующие статьи из Закона «Об оружии»: 1-6, 9, 12, 13, 21, 22, 24-27.
8. К правовым актам Российской Федерации, регулирующим частную охранную деятельность, относятся и подзаконные акты. Это: Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. №600, которым утверждено Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности; Постановление Правительства от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства № 814 от 21 июля 1998 г., которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации; Приказ МВД РФ от 15 июля 2005 г. № 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных Детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств».
23.Понятия лицензирования по российскому законодательству.
Лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию гос. информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В РФ перечень лицензируемых видов деятельности установлен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи».
Закон содержит 3 перечня видов предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) на которую он распространяется;
2) на которые он распространяется с оговорками (образовательная, медицинская деятельность)
3) виды предпринимательской деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с ФЗ (в т. ч. военная техника, ядерная индустрия и др.)
Саморегулируемые организации - некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, работающих в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определённого вида.
Порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом «О саморегулируемых организациях», а также ФЗ, регулирующими соответствующий вид деятельности
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединённых в саморегулируемые организации. Главным идеологом создания СРО в России является В. С. Плескачевский
Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка.
При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и, как следствие, снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно гос. надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.
У СРО две основные функции:
1) Формирование стандартов и правил деятельности
2) имущественная защита клиентов - членов СРО. С помощью взносов формируется компенсационный фонд, и если деятельность членов СРО причиняет клиенту ущерб, то данный ущерб будет компенсирован за счёт средств фонда.