ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 756
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕБРЯКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ВолгГТУ
Т.А. Забазнова, Е.А. Ерохина, Л.И. Кукаева
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Волгоград
2020
3
УДК 373.1
ББК 74.24
Рецензенты:
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного технического университета
Забазнова Т.А., Ерохина Е.А., Кукаева Л.И.
Теория и практика тайм-менеджмента [Текст]: учебное пособие / Т.А. Забазнова,
Е.А.Ерохина, Л.И.Кукаева, Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. техн. ун-т», Себряк. фил. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ,
2019. – 63 с.
В учебном пособие описаны основные принципы, технологии и методы тайм- менеджмента, которые можно применить в учебной, а затем и в профессиональной деятельности. Практические задания позволят приобрести опыт планирования жизненных целей, грамотной их постановки, выделения проблем, оформления органайзера и др.
Соответствует актуальным требования
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 38.03.01 Экономика и 38.03.02 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения.
© Волгоградский государственный технический университет, 2020
© Т.А. Забазнова, 2020
© Е.А. Ерохина, 2020
© Л.И. Кукаева, 2020
4
АННОТАЦИЯ
Самый ценный и самый ограниченный ресурс, которым располагает каждый из нас, – это время. Именно поэтому одной из самых актуальных задач на сегодняшний день является грамотное управление данным ресурсом. В рамках дисциплины «Тайм-менеджмент» учащиеся ознакомятся с принципами и методами современных подходов к организации времени, концепциями, методами, инструментами, дающими возможность научиться справляться с любой работой, правильно распределять свои усилия между повседневными рутинными занятиями и стратегическими задачами, оптимизировать планирование, исходя из конкретных целей, и достигать хороших результатов. Изучение курса дает возможность делать то, что действительно нужно, отделять существенное от незначительного, грамотно использовать время, координировать свою работу и усилия с действиями других людей, развивать творческие способности, контролировать свои дела, улучшать качество жизни, устанавливать баланс между работой и личной жизнью.
Дисциплина посвящена изучению базовых понятий и представлений современного тайм-менеджмента. Она является теоретической и практической базой для получения знаний по другим управленческим дисциплинам, а также дает представление о системе организации времени.
Дисциплина развивает ряд практических навыков и умений, позволяющих студентам впоследствии принимать высокоэффективные управленческие решения, оптимизировать бизнес-процессы, эффективно действовать в ситуациях высокой степени неопределенности, гибко реагировать на изменения обстоятельств.
5
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТАЙМ-
МЕНЕДЖМЕНТ». ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ………………………….
Вопросы для самопроверки:………………………………………………
Практические задания………………………………………………………
2. КОНТЕКСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ
ДНЯ………………………………………………………………………
Вопросы для самопроверки:……………………………………………….
Практические задания………………………………………………………
3. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЗОРА ЗАДАЧ……………
Вопросы для самопроверки:……………………………………………….
Практические задания………………………………………………………
4.
ТЕХНОЛОГИИ
ДОСТИЖЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ:
СПОСОБЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ И
САМОНАСТРОЙКИ НА ДЕЙСТВИЯ……………………………..
Вопросы для самопроверки:…………………………………………………
Практические задания………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………
6 18 19 23 35 36 39 49 50 51 59 60 62
6
1. СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТАЙМ-
МЕНЕДЖМЕНТ». ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Понятие и сущность тайм-менеджмента.
Единственный ресурс, которым обладают все люди без исключения,
– это время. Перед ним все равны. Время – невосполнимый ресурс: его невозможно положить в банк и жить на проценты, взять взаймы и получить в подарок на день рождения. Зато время легко теряется. Его могут у вас украсть, и похищенный, к примеру, час вашей жизни никто никогда не вернет.
Каждый из нас имеет 24 часа в сутки. Разница заключается только в том, как это время используется. Многие умные, талантливые люди так и не реализовали свои проекты и идеи, ничего не добились в жизни по одной простой причине: они не умели рационально использовать имеющееся в их распоряжении время. Успешный человек – это человек, умеющий распоряжаться временем. Успешен тот, кто успевает. Успевать – значит делать все вовремя, а то, «что сделано несвоевременно, сделано
понапрасну» (Ф. Бэкон). Это значит, что необходимо научиться
«чувствовать» подходящий момент для реализации своих идей, уметь вовремя перестраиваться при изменении обстоятельств, видеть и использовать открывающиеся возможности. Данные навыки приобретают особую важность в новых экономических условиях, когда на первый план выходит способность быстро и гибко реагировать на любые непредвиденные ситуации.
Постоянные изменения деятельности
(внедрение новых систем управления, выход на новые рынки, разработка и выведение на рынок новых продуктов) становятся нормой в деятельности компаний и организаций и влекут за собой увеличение объемов выполняемых менеджерами и специалистами задач, порождают
7 необходимость изыскивать резервы времени на реализацию инновационных проектов.
В связи с этим одними из основополагающих компетенций современного профессионала в последнее время стали умение эффективно организовывать время на любом уровне (личном, командном, корпоративном) и способность согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач.
Вы научитесь рационально использовать ресурс времени, эффективно действовать и добиваться успеха лишь тогда, когда освоите следующие умения:
правильно планировать свою деятельность;
управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными);
расставлять приоритеты;
ставить перед собой цели и достигать их;
распределять свою рабочую нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха.
Именно в этом и заключается сущность тайм-менеджмента как технологии эффективной организации времени.
!
Тайм-менеджмент – технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии со своими личными и бизнес-целями и ценностями.
Тайм-менеджмент как система. Основные уровни.
Современный тайм-менеджмент – это не просто набор приемов и отдельных техник, а комплексная система управления собой и своей деятельностью.
8
Эффективность. Если представить нашу жизнь как движение по какому-либо пути, этот этап даст ответ на вопрос «Как нужно идти, чтобы с наименьшими затратами усилий и в намеченный срок достичь поставленной цели?». Это тайм-менеджмент в его классическом понимании (определение расходов своего времени, планирование деятельности). Данный этап подскажет, как, например, хорошо подготовиться к контрольной работе за минимальное время.
Технологии. Позволяют принимать наиболее сильные решения
(технологии повышения личной эффективности). Если снова обратиться к метафоре пути, то на этом этапе мы решаем, на чем можно до выбранной цели добраться? Применение различных технологий помогает нам действовать эффективно. Можно искать решение возникшей проблемы, воспользовавшись методом Эдисона (перебирать огромное количество вариантов, тратя большие человеческие, финансовые и временные ресурсы), а можно использовать, например, технологии бизнес-ТРИЗ
[1]
и найти эффективное решение за минимальное количество времени при ограниченности ресурсов.
Стратегия – это ответ на вопрос «Куда двигаться?», определение направления развития. Можно очень быстро и с комфортом перемещаться на современном автомобиле и, только когда закончится бензин, вдруг понять, что ехали не в том направлении, совершенно в другую сторону.
Это уровень целеполагания, определения целей.
Философия. В контексте тайм-менеджмента это ответ на вопрос
«Зачем?». Зачем ставить именно такие, а не иные цели? Как осознать свои жизненные ценности?
Основные понятия и определения целеполагания.
Уровень эффективности нашей организации времени напрямую зависит от выбранных целей. Если нет четкого представления, чего я хочу
(в краткосрочной и долгосрочной перспективах, в жизни вообще), то и
9 управлять временем становится невозможно. «Если не знаешь, в какую гавань плыть, ни один ветер не будет попутным», – сказал великий мыслитель Сенека. Тогда остается один вариант – плыть по течению.
Некоторые люди именно так и делают: в институт (академию, университет) поступают «за компанию» с приятелем, работают там, куда их устроили, свободное время проводят в ночных клубах, потому что так принято … Кем принято? Кто распоряжается вашей жизнью? В итоге учеба не доставляет удовольствия, работа вызывает раздражение, жизнь разочаровывает. Человек, таким образом, проживает свою жизнь несамостоятельно, и в результате его собственные мечты и желания так и остаются мечтами и желаниями.
Как правило, такие истории заканчиваются грустными воспоминаниями и сожалениями: «Жизнь не сложилась … а ведь не об этом мечтал … обстоятельства … не повезло ».
Известный американский специалист по управлению временем Стивен Кови в своей книге
«Семь навыков высокоэффективных людей» выделял два типа отношения людей к жизни:
1.
реактивный;
2.
проактивный.
Реактивный
подход. Полная
зависимость
от
внешних обстоятельств и людей. Жизнь по принципу «как сложилось»,
«как получилось», «плыву, куда течением несет». Это стратегия пассивного человека, который постоянно ищет оправдания своего
«ничегонеделания»: «Им всегда что-нибудь мешает – неудачное время года, срочный ремонт автомобиля или то, что они слишком устали вчера вечером. Так они говорят, но истина заключается в том, что единственным
10 препятствием, стоящим на их пути, являются они сами … они всего лишь проходят мимо жизни, перебираются из одного дня в другой.
[2]
Проактивный подход. Выстраивание жизни по своему желанию,
активное влияние на события и обстоятельства. Жизнь «вопреки» и «несмотря на обстоятельства». Мы сами формируем свою жизнь, являемся ее авторами, следовательно, несем ответственность за нее. Это стратегия успешного человека, умеющего достигать поставленные цели, живущего активной и осмысленной жизнью. Основной принцип таких людей – «Я сам строю свою жизнь». «Великие события вершатся людьми, которые берут на себя всю ответственность и меняют мир … », – отмечает в своей книге «Мысли нестандартно!» Пол Лемберг. Проактивность – это способность отвечать за свои действия, за каждый шаг и строить жизнь в соответствии со своими целями и стремлениями.
От позиции человека по отношению к жизни будет зависеть его способность к достижению целей и, что немаловажно, качество его собственной жизни.
Проактивность подразумевает умение выбирать и достигать цели, т.е. владение основами целеполагания.
!
Целеполагание – это определение, конструирование цели, формирование образа желаемого будущего.
Подходы к определению целей.
Управление собой как компанией. Стратегия успешного человека
– это бизнес автономной корпорации, которая сама строит свою стратегию.
Суть данного подхода заключается в том, чтобы посмотреть на себя как на автономную корпорацию, а не как на пассивный винтик механизма.
«Родные» цели и видение будущего. Умение выразить свои мечты в виде долгосрочных целей. Здесь важно уметь отделить «родные» цели от
«навязанных».
11
«Навязанные» цели выражаются следующими фразами: «так надо»,
«так принято», «так положено», «кто-то считает, что так будет хорошо».
Их источниками могут быть реклама, общественное мнение и устои, традиции, родственники, школа. По большому, счету «навязанные» цели – это штампы, стереотипы. Они связывают нас, не давая вырваться за рамки общепринятого.
«Родные» цели – цели, к которым стремятся, которые хотят достичь самостоятельно, вопреки всему и несмотря ни на что. Достижение таких целей приносит удовлетворение, радость. Сам путь продвижения к ним не требует особой, дополнительной мотивации, ведь вы делаете то, что действительно хотите сделать, что приближает к желаемому результату.
«Родные» цели являются основой для проактивной деятельности, они зовут, влекут, манят, поэтому мы идем к ним.
Ценности как основа целеполагания. Мемуарник как инструмент
для определения своих базовых ценностей.
Цели, особенно долгосрочные, формулируются на основе базовых ценностей.
Основной инструмент определения базовых ценностей
– мемуарник(от слова «мемуары») – простой технологичный инструмент, который дает возможность быстро сформировать список ключевых ценностей.
Правила заполнения мемуарника:
1.
Каждый день вечером выделяйте 3–5 минут времени.
2.
Записывайте в ежедневник или отдельную тетрадь Главное
событие дня (ГСД). ГСД должно стать эмоционально значимое для вас событие (как позитивное, так и негативное). Это не обязательно главное достижение или результат дня. Самым ярким событием может оказаться, например, пятиминутный разговор с другом.
12 3.
Рядом с событием формулируйте ту ценность, на основе которой именно это событие вы сделали главным. Например, ценностями встречи с
бывшим
одноклассником могут оказаться дружба или общение; ценностями сдачи
проекта
заказчику –
уверенность, самоуважение или материальное благополучие.
4.
В конце недели выписывайте Главное событие недели – одно из семи ГСД или какое-то новое событие. При длительном ведении мемуарника отмечайте и Главное событие месяца, и Главное событие
года.
Единственного верного для всех списка ценностей нет, у каждого они свои. Кто-то, например, будет чаще записывать в колонку ценностей новизну, яркость впечатлений, а кто-то, наоборот, стабильность, предсказуемость. Каждый человек уникален, следовательно, и ценности у всех разные. Важно определить те ценности, которые актуальны именно для вас (из-за того, что одно и то же событие может иметь разную ценность для разных людей, давать и следовать советам практически не представляется возможным).
Преимущества техники:
Дает возможность достаточно быстро сформировать список ключевых ценностей.
Побуждает каждый день уделять несколько минут вопросу о главных составляющих жизни.
Не позволяет забыть о своих ключевых ценностях в суете текущих дел.
Итак, выделение своих базовых ценностей помогло нам заложить фундамент для целей. Теперь необходимо научиться грамотно их формулировать.