ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54 силы и решить задачу? В подобных ситуациях можно применить множество разнообразных техник самонастройки.
«Якорение».Любой материальный объект («якорь») связан с определенным эмоциональным состоянием. У каждого человека существуют свои «якоря» (музыка, цвет, слово, движение, жест и т.д.).
Когда нам нужно настроиться на работу, мы «включаем» нужный материальный «якорь», вызывая необходимое для работы эмоциональное состояние. Самый часто используемый «якорь» – это музыка. Например, ритмичная музыка хорошо настраивает на переговоры, а спокойная, без слов – помогает при настройке на интеллектуальную работу. На отдых можно настроиться с помощью самого любимого и приятного музыкального произведения.
«Якорем» для включения в работу может стать любая черновая, техническая работа, или
1 2 3 4 5
«Заточка карандашей». Это выражение особенно популярно у художников и хорошо отражает суть метода: прежде чем приступить к работе над картиной, нужно сделать эскиз, а перед тем, как делать эскиз, необходимо наточить карандаши. Так, простое техническое дело помогает настроиться на сложную работу. Параллельно с натачиванием карандашей, оформлением титульного листа реферата, подбором иллюстраций к докладу мы обдумываем план дальнейшей работы и постепенно втягиваемся в решение задачи.
«Швейцарский сыр». Этот метод помогает сократить время на раскачку и без лишних временных затрат и усилий включиться в решение сложных, энергоемких задач. Суть метода состоит в том, что задача выполняется не в логическом, а в произвольном порядке. Попробуйте
«выгрызать» маленькие кусочки из большого дела. Например, при подготовке диплома или реферата оформите титульный лист, напишите несколько понятных, простых абзацев, подберите иллюстрации, составьте
«Швейцарский сыр». Этот метод помогает сократить время на раскачку и без лишних временных затрат и усилий включиться в решение сложных, энергоемких задач. Суть метода состоит в том, что задача выполняется не в логическом, а в произвольном порядке. Попробуйте
«выгрызать» маленькие кусочки из большого дела. Например, при подготовке диплома или реферата оформите титульный лист, напишите несколько понятных, простых абзацев, подберите иллюстрации, составьте
55 графики, таблицы и т.д. Вскоре вы увидите, что в ваше «деле-сыре» стало так много «дырок», что «доесть» его уже несложно.
Промежуточная радость. Разбейте всю работу на несколько этапов, за прохождение каждого из которых назначьте себе небольшую награду. Например, за каждые три написанных страницы реферата вы можете
«премировать» себя двадцатью минутами общения в чате и т.д. Немедленная награда за каждый сделанный шаг мотивирует на дальнейшее движение.
Эффективное решение больших трудоемких задач.
Если задача большая, сложная и не имеет жестких сроков исполнения, человеку трудно заставить себя ее сделать. Такие крупные энергоемкие задачи в терминологии тайм-менеджмента называются
«задачами-слонами».
!
«Задачи-слоны» – крупные, сложные, требующие больших усилий задачи, иногда не имеющие жесткого срока исполнения.
Особенность «задач-слонов» заключается не только в их размере, но и в сроках исполнения. Как правило, они или не имеют жесткой привязки к сроку или являются долгосрочными (полгода, год, два и т.д.).
Соответственно, в процессе работы над такими задачами неизбежно происходит снижение мотивации к ее выполнению. Если результат деятельности не виден сразу (а в случае с «задачами-слонами» именно так и происходит: шаги делаются, но конечный результат наступит не скоро), возникает ощущение, что все действия не продвигают нас к намеченной
56 цели, настолько они минимальны. Но из них и складывается общий результат.
Техника работы с «задачами-слонами».
Самый верный способ решить сложную «задачу-слона» – это увидеть результат от тех минимальных шагов, ведущих к достижению цели. Для этого «задачу-слона» необходимо разделить на подзадачи, решая которые можно достаточно быстро получать видимые результаты предпринимаемых усилий. Если подзадача оказалась трудоемкой, требующей большого ресурса времени на выполнение, стоит разделить ее на более мелкие задачи. С данным принципом разглобализации мы уже знакомились, когда говорили о стратегии действия в задачных ситуациях
(«Воронка шагов»). Размер подзадачи должен быть таким, чтобы ее можно было решить за один раз (в течение одного дня). При необходимости бюджетируем время на выполнение «подзадачи-слона» так, как мы делали при изучении алгоритма планирования дня. В этом случае подзадачи будут относиться к бюджетируемому типу ежедневных задач.
!
В тайм-менеджменте данная техника называется «нарезкой слона», а подзадачи
–
«бифштексами».
Это принятая и уже укоренившаяся терминология, которой вполне можно пользоваться как в повседневной жизни, так и при решении рабочих задач.
Использование SMART-критериев для подзадач.
!
«Бифштексы» могут быть «иллюзорными» и «реальными». Для того чтобы стать реальным, «бифштекс» должен соответствовать SMART- критериям.
Примеры:
57
«Иллюзорный бифштекс»: учить английский язык.
«Реальный бифштекс»: каждый день учить по одному грамматическому правилу и делать три упражнения по нему.
Большую задачу можно решить и с помощью метода «Швейцарского сыра». Это еще один способ работы с трудоемкими задачами, в основном, интеллектуального характера
(написание отчета, подготовка дипломной работы, рефератов, книг, статей и т.д.).
Решение мелких неприятных задач.
В жизни нам приходится иметь дело не только с глобальными проектами и грандиозными замыслами. Очень часто мы сталкиваемся с мелкими, требующими совсем немного времени на решение, но довольно неприятными делами, браться за которые нам совсем не хочется. Как правило, решение подобных задач (например, вызвать сантехника; сказать нервному клиенту, что его заказ не будет выполнен в срок; оплатить счет за телефон и т.д.) не требует ни больших энергозатрат, ни приложения значительных усилий, ни интеллектуального напряжения.
Такие задачи в тайм-менеджменте принято называть «лягушками».
!
«Лягушки» – мелкие, неприятные задачи, не требующие много времени и сил для их решения.
!
Главные признаки «дела-лягушки»:
[9]
его выполнение вызывает неприятные эмоции;
трудно найти причину, которая позволит относиться к этому делу с энтузиазмом;
58
объективно (если отключить эмоции) оно несложное.
Техника работы с «лягушками». У испанцев есть поговорка:
«Каждое утро съедай по одной лягушке, тогда весь день будешь чувствовать себя победителем». Лучший способ справиться с «лягушками»
– каждый день с утра сделать одно маленькое неприятное дело. Так и день будет свободен от переживаний, и утро начнется с победы. Пусть эта победа маленькая, пусть – только над одним «лягушачьим» делом, но это сильная подсознательная мотивация, настрой на удачу до самого вечера.
Следование такому образу действия не позволит вам отравлять себе весь день напоминанием о предстоящей
«лягушке».
Если перефразировать знаменитое «Сделал дело – гуляй смело», можно получить девиз «антилягушачьей» борьбы, который будет звучать так: «Съел лягушку – весь день свободен». Хороший способ не забывать о «лягушках» и «бифштексах» – сделать табличку и отмечать в ней свои успехи.
Преимущества такого подхода:
Дает возможность на весь день сохранить ощущение одержанной победы.
Избавляет от чувства тревоги: съеденная лягушка не маячит весь день на горизонте, отравляя вам жизнь.
Снижает уровень тревоги и страха: вы делаете не неприятное дело, а всего лишь избавляетесь от «лягушки».
59
Вопросы для самопроверки:
1.
Почему одной из важных задач тайм-менеджмента является выработка умения правильно распределять свою рабочую нагрузку?
2.
Какую роль играют суточные биоритмы в распределении рабочей нагрузки?
3.
Каким правилам нужно следовать, чтобы отдых в течение рабочего дня стал эффективным?
4.
Какие способы самонастройки на выполнение работы вы знаете?
5.
Как в тайм-менеджменте называются трудоемкие задачи?
Приведите примеры.
6.
Как в тайм-менеджменте называются мелкие неприятные задачи?
Приведите примеры.
7.
Что называется «бифштексом»? Приведите пример.
8.
В чем отличие «реального бифштекса» от «иллюзорного бифштекса»?
9.
В чем заключается суть метода «Швейцарский сыр»?
60
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Задание №1.
Скопируйте условия задания в документ Word и определите, какие из перечисленных ниже в списке дел являются «слонами», а какие –
«лягушками»?
Пример: Подготовить материал к научной конференции («слон»).
Написать поздравительную открытку («лягушка»).
Список дел:
позвонить в отдел информатизации, напомнить, что они опаздывают с отчетом
собрать и обработать статистические данные по рынку недвижимости в нашем регионе
сделать ремонт в квартире
сообщить клиенту о срыве сроков поставки
положить деньги на мобильный телефон
отправить клиенту счет по факсу
разработать стратегию продвижения новой банковской услуги
сделать резервную копию рабочих файлов
разработать проект создания антивирусной программы
Задание №2.
Готовясь к стажировке в Гонконге, менеджер отдела продаж столкнулся с «делом-слоном»: ему нужно изучить английский язык. Он попытался применить технику «нарезки слона» и разделил дело на следующие «бифштексы»:
читать книги на английском языке;
изучать грамматику;
посещать курсы;
61
один раз в неделю полтора часа смотреть фильм на английском языке (с английскими субтитрами);
учить слова;
ежедневно делать по два упражнения на грамматику.
Определите, какие из этих «бифштексов» «реальные», а какие –
«иллюзорные». Перепишите «иллюзорные бифштексы» так, чтобы они стали «реальными».
Задание №3.
Используя информацию из различных источников (Интернет- ресурсов, книг, периодики, личного опыта, опыта знакомых и т.д.), подберите материал по теме «Маленькие хитрости самонастройки: как свободно и легко идти к успеху».
Требования к материалу: это должны быть короткие примеры использования различных техник и приемов настройки на выполнение дел, решение задач, работу. Например, как быстро втянуться в рабочий ритм после летнего отпуска; успешно решить творческую задачу, когда в голову ничего не идет; приняться за работу, если объем достаточно большой, а сроки поджимают и т.д. Возможны варианты описания способов самонастройки известных ученых, бизнесменов, деятелей искусства, полководцев т.д.
Обязательные условия выполнения задания:
1.
Необходимо привести не менее 10 примеров. Это должны быть реальные примеры, а не просто советы из серии «вообще и обо всем». Если вы нашли общие советы, приведите к ним реальные примеры.
2.
Каждый пример должен иметь ссылку на источник
(библиографическое описание печатного источника или ссылка на адрес
Интернет-ресурса).
3.
Необходимо написать собственный вывод, мнение по поводу приведенных примеров (объем не менее половины страницы).
62
ЛИТЕРАТУРА
1.
Архангельский,
Г.
Корпоративный тайм-менеджмент:
Энциклопедия решений / Г. Архангельский. - М.: Альпина Паблишер,
2015. - 211 c.
2. Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице
Эйзенхауэра / А. Гений. - М.: АСТ, 2018. - 928 c.
3. Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице
Эйзенхауэра / А. Гений. - М.: АСТ, 2016. - 320 c.
4. Гончарова, С. Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы. Книга-тренинг / С. Гончарова. - М.: Эксмо, 2016. -
62 c.
5. Дональд, Р. Не делай это. Тайм-менеджмент для творческих людей
/ Р. Дональд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 352 c.
6. Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль. / Д. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 199 c.
7. Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль. / Д. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 199 c.
8.
Лимончелли,
Т.
Тайм-менеджмент для системных администраторов / Т. Лимончелли. - М.: Символ, 2015. - 240 c.
9. Моргенстерн, Д. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизни / Д. Моргенстерн. - М.: Добрая книга, 2015. - 256 c.
10. Мороз, А. Планируй по-своему: 14 секретов персонального тайм- менеджмента / А. Мороз. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 304 c.
11. Мрочковский, Н. Экстремальный тайм-менеджмент / Н.
Мрочковский, А. Толкачев. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 210 c.