Файл: Таймменеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 759

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Формулирование целей: SMART-критерии.
Вспомните, как обычно вы формулируете свои цели? Как часто они исполняются? Насколько точно?
Формулируйте цели конкретнее. Максимально точное и полное представление желаемого результата позволяет определить критерии его достижения (как поймем, что результат уже достигнут), составить план действий, контролировать процесс достижения.
В тайм-менеджменте при постановке цели применяется техника SMART.
Критерии SMART:
Конкретность формулировки. Чем конкретнее формулировка, тем легче понять, чего же вы хотите на самом деле. Ответ на вопрос «Что сделать».
Старайтесь избегать абстрактных слов («оптимальный», «достойный»,
«хороший», «интересная работа», «высокое положение в обществе» и др.).
Формулировка не должна создавать возможности для интерпретаций.

14
Измеримость. Обязательно должен быть некий показатель, ориентируясь на который можно понять степень достижения цели. Чаще всего это какая-то цифра. Например, размер зарплаты, график работы, килограммы, которые хотелось бы сбросить и т.д. Не во всех случаях можно количественно определить данный критерий. Например, если цель
– выучить английский язык, измерителем может быть уровень знаний
(elementary, intermediate или upper-intermediate).
Достижимость. Устанавливается планка цели, определяется, достижима ли такая цель вообще. Для этого проводится анализ ресурсов: что уже есть для получения результата, чего еще не хватает. Исходя из имеющихся возможностей, опыта, личных особенностей и устанавливается рамка цели. Основное правило: она должна быть всегда выше, чем раннее достигнутые цели.
Релевантность (Соответствие другим целям). Этот критерий подразумевает ответ на вопрос «Зачем?». Почему именно эта цель важна, для каких более высоких, долгосрочных целей она имеет решающее значение? Еще раз внимательно посмотрите на формулировку цели, она не должна содержать противоречия («Хочу руководить крупной компанией, но при этом ничего не делать … ». В данной формулировке содержится противоречие: невозможно организовывать и контролировать работу большого коллектива и нести огромную ответственность, бездействуя).
Время. «Когда-нибудь» не исполняется никогда. Каждая цель должна иметь свой срок исполнения.
SMART-цели и надцели. Две стратегии целедостижения:
«Воронка шагов» и «Веер возможностей».
Техника SMART чаще всего применяется для краткосрочных и среднесрочных целей (от нескольких недель до 1–1,5 лет). Чем дальше цель по времени и чем менее она очевидна, тем меньше возможность такой жесткой конкретизации.
Следовательно, требуется подход к


15 формулированию и способам достижения цели, альтернативный классической SMART-технике. Для этого необходимо рассмотреть те ситуации, в которых чаще всего приходится действовать.

Типы исходных ситуаций:

задачная;

проблемная.
!
Задачная ситуация – ситуация, когда ясно, ЧТО и КАК нужно сделать.
Остается только взять и сделать.
Пример: провести маркетинговое исследование.
!
Проблемная ситуация – ситуация, в которой не вполне ясно, ЧТО нужно сделать, и тем более совершенно неясно, КАК это нужно делать.
Пример: добиться существенного конкурентного преимущества.
Главные отличия задачи от проблемы: задача может быть решена наполовину, а проблема – только полностью. Задачу можно разделить на части (шаги), каждый из которых продвигает нас к достижению цели
(свойство задачи – аддитивность). Проблема неаддитивна, четкую последовательность действий для ее решения невозможно определить.
Исходя из типов ситуаций, можно выделить два соответствующих им типа целей: SMART-цели и Надцели.
SMART-цели идеально приспособлены для задачных ситуаций, в которых можно достаточно четко и подробно описать желаемый результат.

16
Надцели задают направление движения. В отличие от SMART- целей, они чаще всего абстрактны, не измеримы, труднодостижимы, не привязаны ко времени. Единственное, в чем они схожи со SMART-целями,
– это релевантность (в данном случае релевантность ценностям). Надцели всегда имеют ценность для человека (группы людей, департамента, компании).
Стратегии достижения целей.
!
«Воронка шагов» (для задачных ситуаций). Для решения задачи идеально подходит техника SMART.
Преимущества: удобство структурирования, алгоритмизация, мониторинг продвижения к цели, возможность программировать свое сознание на достижение цели. Данную стратегию можно представить в виде трех последовательно выполняемых этапов:
1.
Разглобализация задачи
(определение необходимых для достижения задачной цели шагов (подзадач)).
2.
Формулирование выделенных подзадач по SMART-критериям.
3.
Контроль выполнения подзадач с помощью инструмента тайм- менеджмента «Двумерный график» (подробнее о правилах составления и применения данного инструмента рассказано в Теме «Создание эффективного обзора задач»).

17
!
«Веер возможностей» (для проблемных ситуаций). Для решения проблемных ситуаций, достижения надцели необходимо задать направление движения, выбрать любое из конкретных направлений деятельности. Эта стратегия подходит для действий в ситуациях конкурентной борьбы, постоянной неопределенности, так как оставляет больше возможностей для гибкого реагирования при изменении обстоятельств и не создает предсказуемости наших действий, что особенно важно в условиях конкуренции.
Этапы реализации стратегии «Веер возможностей»:
1.
Определение основных направлений движения – схематичное изображение «Веера возможностей» с помощью интеллект-карты
(подробнее о правилах составления и применения данного инструмента написано в Теме 4 «Создание эффективного обзора задач»).
2.
Выбор наиболее оптимального на данный момент времени направления, определение одного небольшого шага в данном направлении
(здесь уместно использовать технику SMART, так как этот шаг носит характер краткосрочности и может быть определен с помощью SMART- критериев).
3.
Выполнение шага в выбранном направлении и оценка карты
«Веера возможностей» с точки зрения выполненного действия, достигнутых (или отсутствующих) результатов. В случае необходимости всегда есть возможность быстро изменить траекторию движения, направление и выбрать другой путь в соответствии с полученным результатом; при этом затраты времени, усилий, финансов будут минимальны.


18
Стратегическая картонка как инструмент стратегического
целеполагания.
Стратегическая картонка – инструмент тайм-менеджмента, дающий возможность не потерять цели в повседневной суете.Она делается в виде закладки, на которую выписываются основные стратегические цели.
Преимущества стратегической картонки:

всегда напоминает о тех целях, которые вы себе поставили;

помогает видеть желаемый результат;

позволяет соотносить свои повседневные задачи с целями и делать шаги к достижению целей.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое целеполагание? Для чего оно нужно? Приведите конкретный пример, подкрепляющий ваш ответ.
2.
В чем суть проактивного и реактивного подходов к жизни? Как выявить, какой подход отличает конкретного человека?
3.
В чем заключаются полезность и недостатки применения техники SMART при формулировании целей?
4.
Ко всем ли целям можно применять SMART-подход?
Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.
5.
В чем состоит суть стратегии действий в задачной ситуации
«Воронка шагов»?

19
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Задание №1.
При использовании SMART-техники было получено несколько вариантов формулировок по каждому критерию для цели развития цветочного бизнеса (компании «Цветочный мир»).
Скопируйте таблицу в документ Word. Выберите по одной формулировке, наилучшим образом подходящей для каждого критерия
(выделите нужную ячейку заливкой зеленого цвета). При необходимости, переформулируйте окончательный вариант цели, чтобы она отвечала всем требованиям SMART.
Формулировка
№1
№2
№3
S
Сделать «Цветочный мир» лидером регионального рынка продажи цветов.
Обогнать конкурентов.
Увеличить прибыль на 40%.
M
Продавать как можно больше цветов.
У нас должно быть несколько магазинов почти в каждом из 11- ти городов региона.
Наша рыночная доля должна составлять не менее
60%.
A
У нас есть начальный капитал, подготовленные кадры, команда единомышленников.
Мы являемся специалистами не только в продаже, но и в выращивании цветов.
Поэтому цель для нас достижима.
Цель достижима, так как нет ничего невозможного.
Нам не хватает средств на рекламных специалистов и высококлассных маркетологов, которые работают с нашими конкурентами. Несмотря на это, цель все-таки достижима.
R
Успех «Цветочного мира» позволит мне решить все мои финансовые проблемы.
Нас всех объединяет профессионализм, стремление к развитию, любовь к цветам. Наше развитие позволит сделать мир лучше и красивее, привить основы цивилизованного цветоводства в нашем регионе, а может, и в мире.
Все усилия мы сосредоточим на захвате рынков и победе над конкурентами любой ценой.
T
Достижение намеченной цели планируется в ближайшее время с учетом специфики развития региона.
Как только мы достигнем цели, можно будет сказать, что цель достигнута.
На реализацию задуманного по достижению намеченной цели уйдет два года интенсивной работы.


20
Задание №2.
В течение недели заполняйте страницу мемуарника (см. правила заполнении мемуарника). Определите, какие ценности чаще всего повторяются. Соотнесите свои ценности из мемуарника с целями из стратегической картонки. Сделайте вывод о соответствии или противоречии ваших целей ценностям.
Задание №3.
Прочитайте примеры речевых формулировок, определите, какие из них соответствуют человеку с реактивным отношением к жизни, какие – с проактивным. Объясните свое мнение.
1.
Я не могу ничего сделать в этой ситуации.
2.
Посмотрим, что можно сделать.
3.
Они никогда не согласятся подписать этот договор.
4.
Можно даже не пытаться, все равно ничего не получится.
5.
Трудно что-либо предпринять, когда компьютер старый, нет нужной программы, отключен Интернет.
6.
Всегда есть выход, надо только смотреть вокруг и видеть новые возможности.
7.
Какие могут быть возможности, если ситуация безвыходная?
8.
Можно выбрать новый подход к достижению желаемого результата.
9.
Ничего не могу поделать со своими эмоциями, это происходит независимо от меня.
10.
Это они виноваты, что у меня жизнь так сложилась …
11.
Я сам принимаю это решение и готов отвечать за него.
12.
Я могу поступить по-другому и ответить за свой выбор.
13.
Мои эмоции и чувства я могу контролировать сам, ведь это мои чувства и эмоции, а не чьи-либо.
Задание №4.

21
Проактивность
или
реактивность. Используя различные источники информации (книги, периодические издания, Интернет- ресурсы, личный опыт, опыт друзей и т.д.), напишите небольшое эссе на тему «Проактивность и реактивность: два отношения к жизни».
Требования к оформлению:

формат А4;

поля стандартные;

14 размер шрифта;

полуторный междустрочный интервал;

введение (актуализация темы, постановка проблемы, краткий обзор использованных источников);

основная часть (собственно рассмотрение вопроса, изложение различных взглядов на проактивность и реактивность, собственные выводы, мнения, подкрепленные фактами, примерами из источников);

вывод, формулируемый самостоятельно (краткое резюме и изложение собственного мнения по данному вопросу);

список использованных в работе источников, оформленный в соответствии с требованиями библиографического описания (см. правила описания источников на сайте МФПУ «Синергия» в разделе
«Библиотека»: http://www.mfpa.ru/r/students/library/list_literature/
);

объем работы: минимум – 2 с., максимум – 4 с.
Задание №5.
Составьте список своих ключевых областей:

Возьмите 20–40 стикеров, выпишите на них свои обычные ежедневные дела и задачи (например, «сидел в контакте», «писал реферат», «готовил отчет о выполненной работе», «составлял клиентский договор» и т.д.). На один стикер можно выписать только одно дело
(задачу).