Файл: Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию (школьный) этап.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ӏ (школьный) этап

5-6 класс

Время выполнения работы – 60 минут. Максимальный балл – 70.

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1.1. Экономика – это наука, отражающая взгляды человека на мир

и окружающее его общество.

1.2. Потребности бывают подлинными и мнимыми.

1.3. Оценка человеком своих способностей называется самооценкой.

1.4. В сказках и мифах отразились представления людей об окружающем

их мире.

1

2

3

4












3 балла за каждый верный ответ, всего – 12 баллов.

2. Установите соответствие между сферами жизни общества и явлениями. Свой ответ внесите в таблицу.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИЗНАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) игра

2) учёба

3) труд


А) создание полезных продуктов

Б) обретение новых знаний

В) оказание полезных услуг

Г) нацеленность на получение практически

полезного результата

Д) изучение основ наук

Е) направленность на преобразование

ресурсов природы

Ж) создание духовных и материальных

ценностей

З) освоение опыта предыдущих поколений

И) условный характер

К) подражание реальной деятельности




1.игра

2.учеба

3.труд









1 балл за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

3. 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы внесите в таблицу.


3.1. Выберите в приведённом списке отличительные черты человека как

биосоциального существа.

1) создаёт орудия труда

2) производит свою собственную окружающую среду

3) способен к творческой деятельности

4) имеет физиологические потребности

5) обладает генетически унаследованными качествами
3.2. Выберите в приведённом списке возможные причины социальных конфликтов. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

1) достижение компромисса в решении сложных вопросов

2) противоположная позиция людей по различным вопросам

3) разлад между ожиданиями и поступками людей

4) уважение к мнению другого человека

5) умение вести переговоры
3.3. Выберите в приведённом списке государственные символы. Запишите в качестве ответа цифры, под которыми они указаны.

1) герб

2) флаг

3) территория

4) власть

5) президент

6) гимн

7) парламент

8) средства массовой информации

2.4. Выберите в приведённом списке конституционные права граждан.

1) уплата налогов

2) участие в выборах

3) свобода и личная неприкосновенность

4) охрана природы и окружающей среды

5) соблюдение Конституции

6) забота о памятниках истории и культуры

7) защита Отечества

8) тайна переписки


3.1

3.2

3.3

3.4












По 1 баллу за каждый правильный ответ

4. Определите, кто или что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

4.2. Рост, физическая сила, размеры тела, вежливость.

4.3. Рыболовство, скотоводство, садоводство, птицеводство, огородничество.

4.4. Наличие разума, членораздельная речь, прямохождение, наличие

потребности в пище.

1 балл – за верно указанный лишний элемент, до 2 баллов за верное обоснование. Всего 9 баллов.

5. Прочитайте внимательно отрывок из стихотворения С. Маршака, выполните задания.

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,



Остался он медвежливым.

Совал, куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

5.1. Как Вы думаете, можно ли считать, что Мишка усвоил уроки

вежливости? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

6. Какая сфера жизнедеятельности общества отражена на представленных ниже картинках? Свой ответ запишите в таблицу.

А  Б

В     Г

экономическая

политическая

социальная

духовная












По 2 балла за верный ответ, всего 8 баллов.

7. Вставьте пропущенные слова. Свой ответ занеси в таблицу.

Умственный и физический (А) — две взаимосвязанные стороны человеческой (Б). В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность (В), в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением (Г), классов и государства (Д) труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть (Е) труда падает на долю угнетенных масс. В условиях (Ж) революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах (З) является первой жизненной (И)..

1) Потребность

2) Труд

3) Деятельность

4) Частная собственность

5) Аграрная

6) Научно-техническая

7) Сознательный

8) Общество

9) Умственный

10) Физический

11) Общение

12) Институт

13) Созидательный

14) Творчество
По 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И




























Ответы к заданиям олимпиады по обществознанию

Ӏ (школьный) этап

5-6 класс

Максимальный балл -70

1. 3 балла за каждый верный ответ, всего – 12 баллов.

1 2 3 4

нет да да да

2. 1 балл за каждую верную позицию, всего – 10 баллов.

1 2 3

ИК БДЗ АВГЕЖ

3. Выберите несколько верных ответов.

3.1 3.2 3.3 3.4

123 23 126 28

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего – 10 баллов.

4.4.1.Это прирождённые качества, лишним является вежливость – это

социальное качество.

4.2. Это виды производящего хозяйства, лишним является рыболовство – это вид присваивающего хозяйства.

4.3. Это отличительные черты человека. Лишнее – наличие потребности

в пище, это общее между человеком и животным.

1 балл за указание лишнего элемента, 2 балла за объяснение, почем указанный элемент является лишним.

Максимум за задание 9 баллов.

5. Ответ:

Нет, нельзя. Мишка ведёт себя вежливо только по отношению к хорошо

знакомым людям, а вежливость проявляется и в отношении к незнакомым.

ИЛИ нет, так как он невежливо ведёт себя в метро, суёт нос в чужие дела и т. д.

3 балла за верное объяснение.

6. 2 балла за ответ, по 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего – до 8 баллов.

экономическая- Г политическая –В социальная –Б духовная - А

7. 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов.

А Б В Г Д Е Ж З И

2 3 7 4 10 6 6 8 1

Олимпиада по обществознанию 11 класс

1. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.


 

1) объ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти

3) мо­ти­вы де­я­тель­но­сти

4) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

5) струк­ту­ра де­я­тель­но­сти





2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда

 

1) де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы

2) гло­баль­ные про­бле­мы

3) эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы

4) север-юг

5) угроза эпидемий





3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 1) добро

2) мо­раль

3) гу­ма­низм

4) со­весть

5) честь




4. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 1) ду­хов­ная куль­ту­ра

2) фун­да­мен­таль­ная наука

3) об­ра­зо­ва­ние

4) ли­те­ра­ту­ра

5) жи­во­пись




5. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления
6. Возможность получения истинного знания отрицается:

1)      философами

2)  социологами

3)  агностиками

4)  духовенством
7. Отражение общих и существенных признаков называется:

1)       сознанием

2)   суждением

3)   понятием

4)   ощущением

8. В стра­не Р. был про­ведён опрос со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой. Участ­ву­ю­щим в опро­се граж­да­нам 18–25 лет и 40–50 лет было пред­ло­же­но вы­брать про­дол­же­ние фразы: «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти можно раз­ре­шить путем…» Ре­зуль­та­ты опро­са были под­счи­та­ны уче­ны­ми и пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (дан­ные при­ве­де­ны в %):