Файл: 2. 2 Обязательное социальное страхование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»4, который является правовой базой, закрепляющей условия, размеры и порядок предоставления ежемесячных пособий по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»5, определяющий правовые основы назначения социальных выплат на погребение.

Указанный перечень нормативных актов подтверждает разбросанность юридических норм, регулирующих выплату пособий, по правовым актам, не связанным между собой, что затрудняет их применение на практике и вызывает несогласованность данных правовых предписаний, как было отмечено выше.

Следует согласиться с мнением В.А. Игольниковой о том, что в настоящее время в законодательстве о социальном обеспечении взят курс на дифференциацию правового регулирования в зависимости от организационно-правовой формы (страховой или нестраховой), в которой осуществляется предоставление гражданам социальных выплат. Такое деление вызвано изменениями в экономике, законодательным закреплением различных форм собственности, развитием рыночных отношений1.

В современном российском законодательстве предусмотрена выплата пособий как из бюджетных средств, так и из средств фонда обязательного страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»2 в ст. 8 определяет виды пособий, предоставляемых на страховой основе, например пособия, связанные с материнством; с трудовой деятельностью и профессиональными заболеваниями; со смертью гражданина. В то же время в законодательстве нет единого подхода к использованию источников финансирования данных выплат: один вид выплат может производиться как из государственного Фонда социального страхования, так и за счет бюджетных средств.

Исходя из того, как достигаются цели социального обеспечения, можно судить об эффективности системы пособий.

В зависимости от целевого назначения, в праве социального обеспечения дается следующая классификация пособий: пособия, призванные обеспечить полностью или в части временно утраченный заработок; пособия, направленные на оказание помощи в связи с наступлением тех или иных жизненных ситуаций
3. Таким образом, размер некоторых видов пособий влияет на эффективность предоставляемых государством выплат.

В соответствии с законодательством размер пособий устанавливается либо в процентном соотношении к заработку лица, либо в твердой денежной сумме. В случае определения выплаты твердой денежной суммой она хаотично пересматривается в сторону повышения, независимо от роста цен (например, пособие на погребение), либо не изменяется (например, пособие беженцам). Установленное 1 января 2008 г. индексирование размера государственных выплат лицам, у которых на иждивении есть дети, в зависимости от роста инфляции, является положительным моментом совершенствования законов в этой сфере1. Мы считаем, что индексацию следовало бы применять и в отношении размеров иных пособий, устанавливаемых в твердом денежном выражении, что способствовало бы их адаптации в изменяющихся условиях современной экономики.

Конституция РФ в ст. 7 гарантирует гражданам получение пенсий, пособий и иных мер социальной защиты, которые направлены на улучшение качества жизни и развитие гражданина. Ориентиром в определении размеров пособий является прожиточный минимум.

Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»2 в прожиточный минимум входит минимальный набор как продовольственных, так и непродовольственных товаров, услуг, направленных на сохранение здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности, который рассчитывается на каждый квартал как в целом по Российской Федерации, так и в каждом регионе для следующих категорий: трудоспособных граждан, детей и пенсионеров. В случае отсутствия у гражданина иного дохода пособия не должны быть менее чем прожиточный минимум.

Анализируя законодательство в сфере социального обеспечения, Т.С. Гусева отмечает, что в настоящее время, с одной стороны, социальное обеспечение движется к идеалу, когда человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, может надеяться на государственную поддержку. С другой стороны, законодатель отдает предпочтение адресной социальной поддержке, определяя более узкий круг нуждающихся лиц, исходя из их материального положения.

1 В связи с тем что большинство пособий в Российской Федерации поставлено в зависимость от финансового благополучия граждан, для законодательства о пособиях субъектов Российской Федерации адресное предоставление является более характерной чертой.

Поскольку социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, законодательство о пособиях в России является двухуровневым.

На основании проведенного исследования можно определить следующие пути совершенствования законодательства в сфере социального обеспечения: разбросанность юридических норм, регулирующих социальные выплаты по не связанным между собой правовым актом, что затрудняет их применение на практике; в законодательстве отсутствует единый подход к использованию источников финансирования данных выплат; индексацию необходимо применять и в отношении размеров иных пособий, устанавливаемых в твердом денежном выражении; большинство пособий в Российской Федерации напрямую зависит от материального благосостояния лица, для законодательства о пособиях субъектов Российской Федерации адресное предоставление является более характерной чертой.

Все это указывает на необходимость формирования новых рычагов социального обеспечения, создающих условия для более рационального освоения денежных средств бюджетных и внебюджетных фондов на социальную поддержку гражданина, а также способствующих гарантии конституционного права граждан на социальное обеспечение.


Глава 2. Виды организационно – правовых форм социального обеспечения

2.1 Обязательное пенсионное страхование



26 мая 1998 года Правительство Российской Федерации приняло программу пенсионной реформы, которая предполагала образование новой формы социального обеспечения, когда государственная пенсия будет назначаться на основе поступивших страховых платежей на индивидуальные счета застрахованных лиц.1

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

Физические лица:

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.


Страхователи подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется в территориальных органах страховщика.

Страховщиками могут быть:

- Пенсионный фонд РФ;

- негосударственные пенсионные фонды.

Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года:1

- работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- священнослужители;

- принадлежащие к иным категориям граждан.

Страховщик осуществляет обязательное страховое обеспечение, выплачивая застрахованному лицу при наступлении страхового случая трудовую пенсию, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Страховым случаем согласно Федеральному закону РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Страховым риском для целей указанного Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.