Файл: 2. 2 Обязательное социальное страхование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При расчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются: пенсия, срочная пенсионная выплата, дополнительное материальное обеспечение, ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, и иные региональные меры социальной поддержки, устанавливаемые в денежном выражении. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, в расчет не принимаются (ч. 2 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим (семьям или одиноко проживающим гражданам), а также иным гражданам со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ (ч. 1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ).

В Москве оказание такой помощи предусмотрено для малоимущих, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в рамках адресной социальной помощи. Последняя, в свою очередь, может быть оказана в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости (ч. 1 ст. 19, ст. 19.1 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34).

При этом под трудной жизненной ситуацией понимается, в частности, инвалидность, неспособность к самообслуживанию, одиночество, малообеспеченность, безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства и т.п. (п. 5 ст. 1 Закона г. Москвы N 34).

В Московской области социальная помощь на основании социального контракта предусмотрена в виде денежных выплат. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, но не может превышать 60 000 руб. (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона МО от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ).

В Московской области государственная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат. В зависимости от размера среднедушевого дохода на нее вправе претендовать (ч. 1 ст. 2 Закона МО N 189/2013-ОЗ):

  • малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане;

  • семьи, состоящие из пенсионеров, и одиноко проживающие пенсионеры;

  • семьи, состоящие из ветеранов ВОВ, и одиноко проживающие ветераны ВОВ.

Размер государственной социальной помощи определяется в виде разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи (одинокий гражданин), и общим доходом семьи (одинокого гражданина).


При этом размер денежных выплат на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб. и не должен превышать 1 000 руб. в месяц или 6 000 руб. в календарном году. Для одиноко проживающего ветерана ВОВ или члена семьи, состоящей из ветеранов ВОВ, выплата не может быть менее 300 руб. и не должна превышать 1 000 руб. в месяц или 7 000 руб. в календарном году (ч. 1 ст. 4 Закона МО N 189/2013-ОЗ).

Величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 г. в Московской области составила (п. 1 Постановления Правительства МО от 24.03.2020 N 128/7):

  • в расчете на душу населения - 12 272 руб.;

  • для трудоспособного населения - 13 598 руб.;

  • для пенсионеров - 9 240 руб.;

  • для детей - 11 887 руб.

Законодательством Московской области предусмотрена возможность получения экстренной социальной помощи в виде единовременных денежных выплат малоимущим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной или кризисной ситуации.

Претендовать на экстренную социальную помощь вправе семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на душу населения, семья или гражданин, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, либо семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы (п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 1.1, ст. 2.1 Закона МО N 189/2013-ОЗ; п. 2 Порядка, утв. Постановлением Правительства МО от 20.07.2015 N 585/27).

Экстренная помощь оказывается, в частности, в следующем размере (ст. 4.1 Закон МО N 189/2013-ОЗ):

  • одиноко проживающему гражданину - не более 10 000 руб.;

  • семье - не более 7 000 руб. на каждого члена семьи;

  • гражданину, попавшему в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - не более 50 000 руб.;

  • семье, попавшей в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - не более 30 000 руб. на каждого члена семьи.

В прочих случаях экстренная социальная помощь оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2 000 000 руб.

Мерами социальной поддержки населения в РФ являются выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление субсидий, налоговых льгот, оказание социально-бытовых услуг.


Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» (далее - Программа), действующая в 2013 - 2024 гг., нацелена на повышение доступности социального обслуживания населения и создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий (Паспорт Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296).

В рамках Программы создается единая государственная информационная система социального обеспечения, включающая, в частности, сведения об условиях, способах и формах предоставления мер социальной поддержки в РФ. Для унификации последних используется классификатор мер социальной защиты (поддержки) (Приложение 3 к Программе; Классификатор, утв. Минтрудом России; п. п. 2, 35 Регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 28.05.2019 N 299п).

В РФ реализуется комплекс мер социальной поддержки населения, которые представлены следующими группами (Классификатор; Рекомендации, утв. Минтрудом России).

1. Обязательное социальное страхование:

  1. обязательное пенсионное страхование (в том числе выплата пенсий по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, а также доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников организаций угольной промышленности);

  2. обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в частности, выплата пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам), от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2. Государственное пенсионное обеспечение (в частности, выплата пенсий за выслугу лет, социальных пенсий).

3. Социальная помощь (поддержка):

  1. государственная социальная помощь (в частности, предоставление набора социальных услуг или замена его денежным эквивалентом, социальные доплаты к пенсии, помощь в натуральной форме);

  2. социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.);

  3. субсидии (в частности, на оплату жилья и коммунальных услуг);

  4. компенсации и компенсационные выплаты (в частности, ежемесячные денежные выплаты, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, стоимости приобретенного технического средства реабилитации);

  5. льготы (например, внеочередное обеспечение жилыми помещениями, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, освобождение от уплаты транспортного налога, льготы по уплате НДФЛ, земельного налога, налога на имущество физлиц).


Социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.

Таким образом основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств.


2.4 Государственное пенсионное обеспечение




Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Государственные пенсии имеют особые цели:

  • компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

  • компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

  • предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

В зависимости от цели предоставления ежемесячной государственной денежной выплаты назначаются следующие виды пенсий:

  • государственная пенсия за выслугу лет - федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;

  • государственная пенсия по старости - гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

  • государственная пенсия по инвалидности - военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам;

  • государственная пенсия по случаю потери кормильца - нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов;

  • социальная пенсия - нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.