Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Психиатрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к зачету по дисциплине «Психиатрия»


  1. Детерминаты психического здоровья

  2. Недобровольная госпитализация и освидетельствование

  3. Клинико-психопатологический метод

  4. Формальные и содержательные нарушения мышления

  5. Триада симптомов депрессии в психопатологии

  6. Качественные расстройства памяти (парамнезии)

  7. Психиатрический диагноз: категориальный подход

  8. Диагностические критерии и типы шизофрении в МКБ-10

  9. Шизоаффективное расстройство: критерии и динамика

  10. Смешанные эпизоды при биполярном расстройстве

  11. Критерии депрессивного эпизода в МКБ-10 и МКБ-11

  12. Паническое расстройство: критерии и коморбидность

  13. Психопатология и динамика стрессовых расстройств

  14. Диагностика расстройств личности в МКБ-11

  15. Тесты для диагностики нейрокогнитивных нарушений

  16. Психиатрия как область стигматизации

  17. Основания для лишения дееспособности

  18. Расстройства ощущений и восприятий

  19. Сверхценные идеи

  20. Апато-абулический синдром

  21. Критерии нарушений сознания по К. Ясперсу

  22. Психиатрический диагноз: дименсиональный подход

  23. Домены психотических расстройств в МКБ-11

  24. Депрессии при шизофрении

  25. Модель стадий развития биполярного аффективного расстройства

  26. Когнитивный дефицит при монополярной депрессии

  27. Генерализованное тревожное расстройство

  28. Обсессивно-компульсивное расстройство в различных классификациях

  29. Пограничное расстройство личности: критерии и терапия

Билет 1. Детерминанты психического здоровья.

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.


Билет 2. Недобровольная госпитализация и освидетельствование

Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 30.12.2021) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Статья 29. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке.
Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в ней.

Билет 3. Клинико-психопатологический метод

Цель психопатологического метода состоит в выявлении и клинической диагностике психического расстройства

, а объектом исследования является человек, страдающий таким расстройством. Осуществляется клинико-психопатологическое исследование путем опроса больного и наблюдения за ним. Оно включает анализ субъективных (со слов больного) и объективных (от родственников, сослуживцев, из служебной и медицинской документации) анамнестических сведений, а также оценку неврологического и соматического статуса. Результаты опроса и наблюдения отражаются в медицинской документации (медицинской книжке, медицинской характеристике, истории болезни и др.) в виде психического статуса. Опрос является основным приемом клинико-психопатологического исследования в связи с тем, что подавляющее число болезненных проявлений выражается в субъективных переживаниях больных.

Билет 4. Формальные и содержательные нарушения мышления



Нарушения мышления подразделяют на две основные группы расстройств:

  • формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) — нарушение хода, формы рассуждений. Условно можно выделить нарушения темпа, глубины, последовательности, гибкости, критичности и самостоятельности мышления;

  • патологические суждения — нарушение содержания мышления, ошибочные (несоответствующие реальности или неправильно оцениваемые) суждения и умозаключения. Сюда относят: бредовые и сверхценные идеи, навязчивые явления.

Формальные расстройства мышления имеют важное диагностическое значение, так как в значительной степени могут отражать изменения в деятельности головного мозга.

Расстройства, которые относят к патологии суждений, также имеют в своей основе те или иные нарушения протекания мыслительного процесса, но основой диагностики этих симптомов является несоответствие между суждениями пациента и реальностью и то, как оно отражается на функционировании.

Оценивая характеристики процесса (формы) мышления, выделяют следующие качества:

  • Быстрота (темп) мышления.

  • Глубина — степень проникновения в сущность явления, т.е. характеристика процесса обобщения.

  • Последовательность — взаимосвязанность, доказательность, обоснованность хода рассуждений.

  • Гибкость — способность изменять намеченный план действий, когда это необходимо.

  • Критичность — способность правильно оценивать свое понимание ситуации, сопоставлять объективную реальность и свои субъективные представления о ней.


Билет 5. Триада симптомов депрессии в психопатологии



Депрессия (депрессивный синдром), от лат. depressus — пониженный, подавленный — патологическое эмоциональное состояние. Характерные клинические проявления депрессии составляют так называемую триаду депрессивного синдрома.


Критерии диагностики депрессии (депрессивного эпизода) в МКБ-10:

• По крайней мере два из трех основных признаков:

  • сниженное настроение;

  • утрата интересов и способности получать удовольствие;

  • повышенная утомляемость.

• Плюс как минимум два из дополнительных признаков:

  • сниженная способность к сосредоточению и вниманию;

  • сниженные самооценка и чувство уверенности в себе;

  • идеи виновности и уничижения;

  • мрачное и пессимистическое видение будущего;

  • идеи или действия, направленные на самоповреждение или суицид;

  • нарушенный сон;

  • сниженный аппетит.

• Минимальная продолжительность всего эпизода — 2 недели.

Билет 6. Качественные расстройства памяти (парамнезии)



Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний.

Парамнезии могут наблюдаться как в сочетании с количественными расстройствами памяти (в этих случаях они как бы замещают «пробелы памяти»), так и вместе с другими психопатологическими расстройствами (например, при галлюцинаторно-бредовых и аффективных синдромах).

Среди качественных расстройств памяти (парамнезий) выделяют:

Псевдореминисценции (ложное, мнимое воспоминание, «иллюзия памяти») — воспоминания о реально имевших место в жизни пациента событиях, которым неверно приписываются временные периоды, в которые они происходили. В основе лежит характерная особенность эпизодической памяти, заключающаяся в том, что само содержание воспоминаний сохраняется прочнее, чем их временная атрибуция и временные соотношения между событиями. Наиболее часто псевдореминисценции замещают пробелы памяти, в этих случаях пациенты, например, рассказывая о событиях недавнего прошлого, воспоминания о которых уже утрачено, говорят о тех делах, которыми они прежде наиболее часто занимались или о чем-то другом, о чем воспоминания из прошлого у них сохранились. Например, пациент с фиксационной амнезией, длительное время находящийся в психиатрическом стационаре, рассказывает, что вчера ходил на работу на завод, где проработал всю жизнь, делал детали и пр.


Криптомнезии (скрытое воспоминание) — в качестве воспоминаний о событиях собственной жизни пациент принимает истории, услышанные от других людей, прочитанные прежде в книгах, увиденные в кино или во сне. Т.е. содержание воспоминаний сохраняется верно, но неправильно воспроизводится источник этих воспоминаний. Могут наблюдаться как при количественных нарушениях памяти, так и без них. В психологии криптомнезиями также называют неосознанный плагиат, когда прежде известные человеку чужие идеи он начинает принимать за свои собственные новые идеи, не осознавая их как воспоминания.

Конфабуляции (от фр. fabulation — игра воображения, выдумка; «галлюцинаторные» воспоминания) — вымысел, принявший форму воспоминаний; рассказы пациентов о будто бы бывших с ними в прошлом событиях, которые в реальности не могли с ними происходить.

Конфабуляции могут замещать пробелы памяти в тех случаях, когда вместе с количественными нарушениями памяти присутствует та или иная степень нарушения критичности, т.е. пациент не в состоянии оценить, что события, о которых он рассказывает, не могли с ним произойти (так как, обобщенно говоря, это наблюдается и при других типах парамнезий, часто в клинической практике их обозначают термином «конфабуляции»).

В других случаях конфабуляции возникают без количественных расстройств памяти, например, в рамках галлюцинаторно-бредовых синдромов.
Билет 7. Психиатрический диагноз: категориальный подход

Категориальный подход в психиатрии – это метод диагностики, при котором пациенты классифицируются по конкретным психиатрическим категориям на основе установленных критериев. То есть этот подход предполагает чёткое разделение между "нормальностью" и "патологией". Согласно категориальному подходу, каждый пациент либо соответствует определенному психиатрическому диагнозу, либо нет. Он базируется на предположении, что каждое психическое заболевание имеет уникальный набор причин и симптомов, и что это заболевание можно отличить от других заболеваний. Категориальный подход основывается на использовании классификационных систем, таких как Международная классификация болезней (МКБ) и Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам (DSM). Однако у этого подхода есть и свои недостатки. Он может не учитывать индивидуальные различия в симптомах или течении заболевания у разных пациентов. Также он может создавать искусственные границы между заболеваниями, которые в реальности могут перекрываться или взаимодействовать. В качестве альтернативы категориальному подходу иногда используется дименсиональный подход, который учитывает вариативность и непрерывность психопатологических признаков, а не строгое разделение на здоровье и болезнь.