Файл: Практикум по решению педагогических задач на тему Роль детских общественных организаций в школьном воспитании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Детские общественные организации играют важную роль в социальной жизни общества, поскольку они дают детям возможность выступать как субъекты, а не только объекты общественных отношений. Когда дети объединяются в таких организациях, они могут более полно использовать свои способности и реализовывать свои интересы. Развитие личности детей происходит по двум линиям: «само» и «со». «Само» отражает индивидуальные качества и способности каждого ребенка, такие как самовыражение, самодеятельность, самоопределение, самосовершенствование и самоутверждение. А «со» – это сотрудничество, сотворчество, содружество и сопричастность общему делу, которые представляют собой взаимодействие детей друг с другом, а также взрослых с детьми. Важно, чтобы «само» и «со» сочетались и дополняли друг друга. Это возможно благодаря соотношению равенства и взаимодополняемости детской самодеятельности и социально-педагогической поддержки в детской общественной организации. Кроме того, «со» может быть проявлено в узком и широком понимании. В узком смысле это сотрудничество и сопричастность внутри самой организации, а в широком – это совместные действия по решению вопросов, стоящих перед всем обществом. Для этого необходима эффективная взаимосвязь и координация между детьми и взрослыми «внутри» организации, а также между детской организацией и различными государственными и общественными институтами.
Взрослый, который является членом детской общественной организации имеет право голоса и участия в принятии решений, которые касаются жизни организации. Однако, взрослый обычно более авторитетен, потому что имеет больший жизненный опыт и его слово в организации весомее. Взрослый не должен убеждать людей силой власти, а своим авторитетом.
Цель деятельности детской общественной организации дополняет и обогащает процесс социализации, но иногда может быть в противоречии с личными мотивами участников. Необходимо учитывать интересы и потребности детей при определении целей деятельности детской организации, обеспечивать развитие целей, средств, содержания и методов в процессе совместной деятельности в соответствии с мотивами каждого члена организации. Такой подход отражает личностно-ориентированный подход к процессу социализации.
Социальная роль играет важную роль в жизни каждого человека. Она определяет поведение и отношения каждого индивидуума в обществе и формируется уже в самом раннем детстве. Для того чтобы освоить и усвоить социальные роли, необходимы знания, умения, опыт и навыки в выбранной сфере деятельности. Однако, чтобы достичь этих целей, ребенку необходимо пройти путь «проб и ошибок». Это означает, что ребенок должен самостоятельно оценивать ситуации и изменять их в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в процессе социализации. Новый подход к деятельности детских организаций основан на уважении к ребенку и этот подход определил новые принципы социализации ребенка в детских организациях. Данный подход требует определенного содержания, форм и методов работы, которые позволяют формировать у детей и подростков социальный опыт и готовность к его преобразованию. Основными требованиями, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы детских организаций являются: уважение к ребенку и его потребностям, создание комфортной атмосферы для социализации, привлечение детей к активному участию в процессе социализации, особое внимание к развитию социальных навыков и способностей ребенка, поощрение самостоятельности и индивидуальности каждого ребенка.
Новый подход к деятельности детских организаций базируется на уважении к ребенку и его потребностям, что позволяет формировать социальный опыт и готовность к его преобразованию. Правильное содержание, формы и методы работы, позволяют эффективно формировать социальные навыки и способности ребенка, поощрять его самостоятельность и индивидуальность. Таким образом, новые принципы социализации ребенка в детских организациях способствуют его полноценному развитию как личности и успешной адаптации в обществе.
Эти роли могут быть различными и зависеть от вида деятельности в рамках детской организации. Например, роль участника театрального кружка предполагает умение выступать перед публикой, а роль товарища и помощника на спортивной площадке – умение работать в команде. Кроме того, важной составляющей социализации ребенка в детской организации является формирование общественных навыков. Общение с другими детьми и взрослыми, участие в общественных мероприятиях, совместный труд над проектами – все это развивает у ребенка социальный интеллект, умение работать в коллективе, уважение к мнению других людей и толерантность. Кроме того, детская организация может стать для ребенка местом, где он найдет свою жизненную цель и увлечение. Участие в различных кружках и клубах может помочь ребенку проявить свои способности и таланты, найти свое место в обществе и стать полноценным членом социума. Но для того, чтобы детская организация выполняла все эти задачи, важно не только предоставить ребенку максимум возможностей для развития, но и создать комфортную и безопасную среду. Важно, чтобы родители могли доверять детской организации и быть уверенными в том, что их ребенок находится под надежной защитой и заботой опытных взрослых. Можно сказать, что социализация ребенка в детской организации – это не просто возможность хорошо провести время и узнать что-то новое, но и важный этап в жизни маленького человека. Детская организация должна быть местом, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и стать полноценным членом общества.
Социальная роль играет важную роль в жизни каждого человека и способствует его индивидуальному развитию. Для ребенка, социализация в детской организации является ключевым моментом в освоении социальных ролей. Однако, успешная социализация возможна только при гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей [2]. Действительно, личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности и требования к ней. В детской организации, ребенок должен усваивать основные социальные навыки и способности, которые помогут ему успешно адаптироваться в обществе. Но для этого необходимо учитывать общечеловеческие ценности, которые существуют в любом обществе, а также реальные ценности, которые обусловлены конкретной культурой и историей. Принцип самореализации ребенка в детской общественной организации – это новый педагогический принцип, который учитывает важность реализации себя как главного предназначения ребенка в процессе социализации. Данный принцип предполагает создание условий для того, чтобы ребенок мог выражать и развивать свои индивидуальные способности и таланты, а также получать поддержку со стороны педагогов и организаторов детской организации. Одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов и родителей является учет того, что в процессе социализации ребенка главная цель – это помочь ему реализовать себя. Для этого необходимо учитывать общечеловеческие и реальные ценности, создавать условия для самореализации ребенка и поддерживать его индивидуальность. Гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей является ключевым моментом в процессе успешной социализации ребенка. Новый педагогический принцип – принцип самореализации ребенка в детской общественной организации – позволяет реализовать потенциал каждого ребенка и развить его индивидуальность. Важно, чтобы педагоги и организаторы детской организации учитывали этот принцип и создавали условия для самореализации ребенка в процессе социализации.
Детские общественные организации являются важным фактором социализации детей и молодежи. Они позволяют детям и подросткам проявить свои потребности и интересы, проводить время с учителями и сверстниками, развивать навыки общения и организации. Однако, детские организации могут оказаться неудачными, если они создаются искусственно, без учета интересов детей. Чтобы детские организации были жизнеспособными, необходимо определить сферу их деятельности и круг интересов, которые могут быть реализованы внутри объединения. Это позволит не только привлечь к организации больше детей, но и обеспечить эффективную деятельность. Важно не забывать о принципе саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской организации, который обеспечит не только развитие у детей познавательных и трудовых навыков, но и научит их умению работать в команде.
Существует две составляющие механизма управления детской организацией: взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Однако, равнодействующая этих двух составляющих должна быть в пользу приоритета детских интересов. В реализации этого принципа помогает принцип взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления. Такой подход не только стимулирует детское самоуправление, но и позволяет учителям следить за тем, чтобы детские интересы не нарушали законы и правила, действующие в обществе. Детские общественные организации – это не просто место, где дети проводят время, но и важный фактор социализации. Создание организаций на основе потребностей и интересов детей позволит им развиваться не только в индивидуальном, но и в коллективном плане. Учет принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской организации и принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления, поможет детским организациям стать не только жизнеспособными, но и полезными для детей. Каждый ребенок уникален и имеет свои интересы и потребности. Создание детских организаций, которые нацелены на развитие и поддержку этих интересов и потребностей, может стать одним из лучших способов воспитания самодостаточных, уверенных и успешных взрослых.
Социализация ребенка – это процесс, который начинается в младенческом возрасте и продолжается в течение всей жизни. Этот процесс включает в себя усвоение культуры, норм и ценностей общества, а также развитие социальных навыков и отношений. Одним из важных аспектов процесса социализации является участие ребенка в детской организации. Успешность этого процесса во многом зависит от того, какое содержание деятельности предлагается детям. Именно от этого зависит, насколько интересным и познавательным будет для них участие в организованных мероприятиях и играх. В течение всего периода существования детских общественных организаций, таких как пионерская организация, существовала попытка создать единую, унифицированную программу деятельности. Целью этой программы было обеспечить всеобъемлющее развитие ребенка и подготовить его к активной жизни в обществе. Программа деятельности должна быть основана на гарантированности самостоятельного выбора детьми различных видов занятий. Это позволяет ребенку приобретать знания и навыки социального общения, проявлять инициативу, активность и творчество в своей деятельности. Также это помогает ребенку понимать зависимость своих успехов от социальных отношений, которые складываются в его коллективе или вокруг него. Детские общественные организации, работающие по разным программам, предоставляют ребенку широкий выбор социальных ролей. Активное участие детей в поиске способов реализации этих ролей в процессе самореализации обусловлено их способностью самовыражаться и реализовываться в ситуации социальных испытаний. Таким образом, содержание деятельности детских общественных организаций играет важную роль в успешности процесса социализации ребенка. Чем интереснее и разнообразнее программа деятельности, тем больше возможностей для развития социальных навыков и отношений у детей. В конечном итоге, это помогает им стать активными членами общества и успешно адаптироваться к меняющейся жизни.
Социальная проба – это важное понятие в современном мире, особенно в сфере обучения и развития детей. В процессе выполнения специально организованной социальной деятельности ребенок получает возможность выбирать свой способ поведения, определять свои интересы и анализировать свои возможности в реализации социальных функций. В условиях детской общественной организации, где предоставлены многовариантные программы деятельности, ребенок имеет возможность выбирать задачи для обсуждения, группы для разработки идей, роли в организационной и содержательной сферах, а также различные виды деятельности [8, с.47].
Такой подход позволяет детям работать над своими собственными планами и отказываться от предложенных работ, что способствует развитию их творческого мышления. Кроме того, выполнение социальной пробы помогает детям лучше понимать себя и свои возможности, а также определять свои интересы в процессе социальной деятельности. Это важно для формирования личности ребенка и его дальнейшего развития. Таким образом, социальная проба является важным средством самопознания и анализа возможностей в реализации социальных функций детей. Она позволяет детям развивать творческое мышление, работать над своими собственными планами и определять свои интересы в сфере социальной деятельности.
Основными условиями личностно-ориентированной социально-педагогической помощи ребенку, по нашему мнению, являются:
-
конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами; -
балансирование темпов накопления и реализация воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации); -
обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни; -
оптимистическая перспектива; -
свобода и ответственность социального выбора; ситуации успеха, общественного признания [7, с.65].
В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия «социализация ребенка в детской общественной организации» – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых.