Файл: Практикум по решению педагогических задач на тему Роль детских общественных организаций в школьном воспитании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА II. ПУТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Задачи повышения качества воспитания в школе средствами вовлечения учеников в деятельность общественных организаций
В современной Российской школе воспитание стало одним из главных направлений педагогической деятельности. Воспитание направлено на поощрение самостоятельности и гуманности подрастающего поколения, а также на образование полноправных участников педагогического процесса. Из года в год принципы воспитания, основанные на сотрудничестве, стали приобретать все большую популярность. При сотрудничестве создаются доверительные отношения между детьми и взрослыми, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей. Благодаря этому возникает атмосфера радости и творчества, которая является одним из главных условий успешности процесса обучения. Самоуправление школьников играет очень важную роль в таком воспитании.
Практически во всех школах сегодня имеются ученические комитеты, но они часто не являются полноправными и на самом деле служат для манипуляции детьми. Поэтому продолжается поиск иных форм ученического самоуправления. В средних учебных заведениях стали учреждаться школьные советы в составе учеников, преподавателей, администрации, родителей и представителей общественности. Эти школьные советы занимаются не только вопросами обучения, но и социальными проблемами учеников и учителей, способствуя интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Однако следует отметить, что пока школьные советы еще далеки от идеала. Часто реальная власть принадлежит директору, а роль учеников в них крайне незначительна. Еще многое следует сделать, чтобы ученическое самоуправление стало действительно эффективным и полноценным. Тем не менее, российские педагоги уже сегодня реализуют некоторые проекты, способствующие интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Это позволяет подрастающему поколению лучше понимать себя и окружающий мир, формировать уважительное отношение к культурным традициям разных народов и способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка.
В наше время, когда мир становится все более глобальным, важно не только получать знания о своей родной стране и ее культуре, но и о странах, находящихся за ее пределами. Для этого с середины 90-х годов в некоторых учебных заведениях начали действовать евроклубы, участники которых специально расширяют свои знания о странах Европейского союза. Масштабы поликультурного воспитания существенно увеличились в наши дни. Некоторые школы, в качестве обязательного компонента, вводят программы родного языка, истории и культуры. Развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс, где отечественная и мировая культура являются единым и сложным потоком приобщения к общечеловеческим ценностям. В современных условиях возникает необходимость решения задач гражданского воспитания, учитывая социально-педагогические реалии.
Школа должна предоставлять содержание, формы и методы, адекватные современным условиям. Особое обучение представителей нерусских национальностей организуют не только в национальных республиках, но и в местах их компактного проживания в других регионах. Следует отметить, что подобные программы имеют важное значение, так как воспитание молодежи в духе терпимости и уважения к другим культурам и нациям имеет непосредственное отношение к созданию гармоничного миролюбивого общества. Быть открытым и готовым к общению с другими культурами может помочь найти общий язык, взаимопонимание, доверие и сотрудничество. В целом, расширение знаний о других культурах является важным шагом на пути к миру и благополучию на планете. Поликультурное воспитание не только помогает узнать много нового о других странах и культурах, но и способствует развитию личности, ее нравственных и этических идеалов. Именно поэтому эволюция гражданского воспитания в России сопровождается введением новых методик обучения, направленных на развитие терпимости, понимания и уважения к другим культурам и нациям.
Современное гражданское воспитание является одним из самых важных заданий образовательных учреждений. Оно направлено на формирование учеников граждан правового и демократического государства, которые способны к социализации, уважают права и свободы личности, проявляют высокую нравственность, национальную терпимость и уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Сегодня в образовательной среде появились новые инструменты и методы для решения этой проблемы. Различные программы и проекты помогают педагогам выбрать приоритетные направления в воспитательном процессе. Одним из наиболее эффективных способов формирования гражданских качеств учеников является привлечение их к общественной деятельности, что позволяет развивать у них навыки лидерства, толерантности и ответственности. Однако, несмотря на все положительные изменения в области гражданского воспитания, многие педагоги все еще испытывают трудности в выборе подходящих способов формирования гражданских качеств у своих учеников. Одна из причин этого – отсутствие ясной методологии, которая помогла бы им правильно оценить эффективность выбранных стратегий и методов. В целом, гражданское воспитание является долгосрочным процессом, который требует координированных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Только при учете всех сложностей и индивидуальных особенностей каждого ученика, можно достичь высоких результатов в формировании гражданственности и принципов справедливости в нашем обществе.
Личность – это то, что делает нас уникальными и отличает одного человека от другого. Это набор индивидуальных качеств, которые формируются в процессе жизни и взаимодействия с окружающей средой. Развитая личность – это человек, который умеет проявлять свои качества, реализовывать свой потенциал и вносить свой вклад в социальную жизнь общества. Чем раньше начинается развитие личности, тем больше возможностей открыто перед ней. Детский возраст – это время, когда формируются базовые качества личности, такие как самостоятельность, ответственность, толерантность, уважение к другим и прочее [7,с. 89].
Именно в детском возрасте мы начинаем осознавать себя как часть общества, а также учимся жить и работать в коллективе. В этом контексте особую роль играют детские общественные организации. Они представляют собой не только форму досуговой деятельности, но и мощный инструмент социальной адаптации, развития и самореализации ребенка. В рамках детских объединений дети учатся общаться, сотрудничать, принимать решения, реализовывать свои творческие идеи, а также практикуются в социальной деятельности. Кроме того, детские общественные организации являются местом формирования ценностных ориентаций, этических принципов и мировоззрения.
Ребенок, участвуя в деятельности такой организации, впитывает базовые ценности общества, такие как добро, справедливость, честность, сострадание и т.д. Однако для того, чтобы детские объединения могли играть свою роль в развитии личности и социальной активности детей, необходима поддержка со стороны общества и государства. Важно, чтобы детские общественные организации имели доступ к средствам и ресурсам, необходимым для проведения своей деятельности, а также получали поддержку со стороны местных властей и общественности. Развитие личности является ключевым аспектом процесса становления социально активного гражданина. Детские объединения играют важную роль в этом процессе, предоставляя ребятам возможность развивать свои качества и участвовать в социальной жизни общества. Однако для того, чтобы эти объединения могли эффективно функционировать, необходима поддержка и внимание со стороны общества и государства.
Современный молодой человек нашей страны должен быть не только активной личностью, но и полноправным субъектом жизнедеятельности. В этом концепте заключается осознание, реализация и развитие своих мотивов и потребностей, целей и идеалов в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно понимать, что свободное время является важным аспектом в жизни любого человека, особенно подростка. Но этот период может также стать криминогенным фактором, если подросток не знает, как правильно распорядиться своим временем. Ничегонеделание может привести к увлечению лжегероизмом, лженравственностью и другими негативными явлениями, что приводит к росту агрессивности, бездуховности, токсикомании, наркомании и преступности. Кроме того, существует опасность, что подростков начинают манипулировать экстремистские группировки и религиозные секты, используя их в дестабилизирующих общество целях. Чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо проводить педагогическую организацию деятельности подростков, что позволит перенаправить их интересы на более высокий уровень, вызывая гуманные чувства и мысли.
Детские общественные объединения могут быть прекрасным инструментом для достижения этой цели. Они восходят к свободным детским организациям, которые создаются на основе сильного социального инстинкта. Детские общественные объединения представляют собой своеобразный центр детской жизни, который отвечает требованиям детской природы: таинственность, романтика, общность интересов и другие. Они являются свободными, подвижными и находятся в тесном контакте с жизнью. Таким образом, чтобы стать социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности и избежать негативных последствий свободного времени, необходимо реализовывать свои мотивы и цели в соответствии с ценностями гражданского общества и участвовать в деятельности детских общественных объединений. Это позволит подросткам развиваться не только как личности, но и как члены общества.
В общественном объединении подростки осуществляют свободный выбор деятельности, их интересы переплетаются, они постепенно организуются на почве практических, нужных задач и этим удовлетворяется «инстинкт общественности», что обуславливает актуальность и востребованность объединения подростками. Общественные объединения предоставляют подросткам необходимое поле деятельности, где можно проявить самостоятельность. Здесь подростки спорят, думают, ищут решения проблем, творчески самореализуются. Назначение детского общественного объединения не только в том, чтобы занять свободное время подростков, но и учёт их интересов, отталкиваясь от которых следует осуществлять развитие сущностных сил подростка, согласовывая личную и общественную значимость деятельности. Детское общественное профессиональной деятельности педагогов и добровольного объединения детей. Назначение такого объединения заключается в развитии социальной активности и личностного потенциала подростков, в формировании культурных запросов и потребностей, организации досуга и отдыха. Эти объединения оперативнее откликаются на новые культуросообразные потребности подростков, поиск новой информации, нетрадиционные способы деятельности, на дефицит общения и социального доверия. Занятость подростков в таком объединении способствует смещению потребительских интересов в социально значимые, проявлению свободы воли и выбора, выстраиванию своей иерархии системы ценностей. Деятельность подростков в этих объединениях позволяет преодолевать им личные недостатки, формировать уважительное отношение к себе и к другим людям. Бесспорен тот факт, что занятость в детских общественных объединениях влияет на развитие инициативности подростков, сдержанности, искренности, поддерживает эмоциональное здоровье, помогает избавиться от стереотипов. Безусловная ценность объединений в том, что, имея ярко выраженный социальный характер, они помогают реализовывать подростку то лучшее, что в нем есть. Многолетние исследования показывают, что около половины всех подростков стремятся к объединению, которое позволяет им в большей степени реализовать себя, найти единомышленников, компенсировать непонимание его взрослыми в школе и семье.
Такое объединение возможно на различной основе. Если возникает группа позитивной направленности, то она способствует реализации программы саморазвития ребенка, формирует у него нормы поведения, гуманистическое мировоззрение. Но в реальной жизни стремление подростков к объединению может реализоваться в детских группах с асоциальной и даже с антисоциальной направленностью. При каких же условиях реализация потребности детей к объединению будет способствовать их адекватной социализации и интеграции в систему социальных отношений? Прежде всего, таким условием является создание разнообразных детских объединений и организаций, существенное влияние на жизнь которых должны оказывать профессиональные социальные педагоги. Совершенно неважно, кто создал детскую организацию – взрослые или сами дети. Общество должно сегодня быть готовым взять на себя ответственность за поддержку этих объединений.
При этом очень важно, чтобы участие взрослых в детской организации не изменяло её самодеятельный характер. Дети должны воспринимать организацию как свою и понимать степень ответственности каждого за ее существование. Совершенно недопустимо слияние детских организаций с другими социальными институтами. Именно слияние, а не взаимодействие. Такое слияние пионерской организации со школой привело в свое время к тому, что пионерская организация потеряла свою самостоятельность и превратилась для детей в обязательный атрибут школьной жизни.
Другое дело, равноправное взаимодействие, когда школа, семья, общественные организации и объединения взрослых являются равноправными партнерами детской организации, совместно решающими задачи социального воспитания детей. Сегодня детские организации востребованы как самостоятельный социальный институт, реализующий специфические социально-педагогические функции и имеющий свою нишу в гражданском обществе. Прежде всего, мы должны вести речь о функции приобретения социального опыта.
Социальный опыт – это совокупность ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в экономической, политической и духовной сферах его жизнедеятельности [5, с.101]. Формирование социального опыта возможно только через социальные пробы. Это те ситуации, в процессе которых ребенку необходимо решить какую-либо проблему: нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания), как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.