Файл: Одним из наиболее ярких примеров развития данной сферы стала борьба с бедностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со статьей 12 Федерального закона рассмотрим следующие виды оказания государственной социальной помощи.

1. Денежные выплаты: социальные пособия, субсидии, компенсации и другие государственные выплаты);

Денежные выплаты осуществляются в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К признакам относят:

- безвозмездность выплаты пособий;

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

- выплачивается в фиксированных законом размерах;

В соответствии с настоящим Федеральным законом размер выплаты пособий имеет предельный размер оказания помощи. Так, размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина [9, 25].

На основании вышеизложенного, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

- являются материальной поддержкой граждан;

Учитывая нынешние реалии российской современной истории большинство населения испытывает достойную материальную потребность в виде денежных средств для приобретения продуктов питания, лекарств. одежды и других жизненно необходимых средств для существования [10, 202].

Для рассматриваемой категории населений государственная социальная помощь осуществляется в виде выплаты пособий как наиболее важная материальная поддержка от государства.

- выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Следующей формой денежной выплаты государственной социальной помощи населению является - компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.

В отличии от пособий и субсидий компенсация предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления данной государственной социальной помощи строго регулируются действующим российским законодательством [10, 216].

2. Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

В целях оказания государственной социальной помощи населению в максимально короткие сроки, а также поддержки населения, на усмотрение органа исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, настоящая помощь может оказываться населению (в независимости от гражданства, территориального положения и др.) в натуральном виде.

Современная российская история издавна показывает своим примером, что субъекты России (в том числе местные органы самоуправления) осуществляют социальную помощь в виде транспортировки топлива, продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими по целевому назначению [11, 57].

По нашему мнению, для данной категории населения важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Гуманитарная помощь оказывается в целях поддержания (стихийные бедствия, катастрофы, военные действия и др.) социально незащищённые слои населения. Для решения социальных, политических и экономических проблем Российская Федерация и в нынешнее время оказывает гуманитарную помощь странам дальнего и ближнего зарубежья.

В результате объявленной в феврале 2022 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным специальной военной операции на Украине, Российской Федерации и сейчас осуществляется гуманитарная помощь.

На территории Камчатского края, по инициативе Губернатора Камчатского края В.В. Солодова осуществляется сбор пожертвований жителей Камчатского края на специальных региональный расчетный счет Камчатского регионального отделения «Красный крест» [11].



По информации официального сайта Правительства Камчатского края, больше 01 миллиона 800 тыс. руб. пожертвовали жители Камчатского края в целях оказания помощи беженцам с территории Украины и ЛДНР [11].

По инициативе председателя Регионального отделения «Союз женщин Камчатки» при поддержке Министерства обороны Российской Федерации проводится сбор подарков (шоколад, конфеты, пакетированный чай, предметы личной гигиены и др.) с письмами поддержки российским военнослужащим [23].

Получением и распределением гуманитарной помощи занимается государственная комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 377.

Для решения острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. По состоянию на март 2022 года, основными получателями гуманитарной помощи является Украина, ряд стран восточной и южной Азии [11].

Подводя итоги первой главы курсового исследования, под понятием государственной социальной помощи понимается помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона к видам оказания государственной социальной помощи населения относятся:

  1. Денежные выплаты: социальные пособия, субсидии, компенсации и другие государственные выплаты);

  2. Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Вопросам регулирования государственной социальной помощи уделяют внимание как российские, так и зарубежные исследователи стран ближнего и дальнего зарубежья. Фундаментальные основы государственной социальной помощи прослеживаются на протяжении всей истории России, так и по настоящее время в форме предоставления гуманитарной помощи беженцам Украины и ДЛНР в связи с проведением специальной военной операции, объявленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в феврале 2022 года.

Вопросы социального обслуживания населения, регулируются международными и российскими нормативно-правовыми актами.

2 Процедура предоставления государственной социальной помощи в России: теоретико – правовой анализ

2.1 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
В соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

- инвалиды войны; 

- участники Великой Отечественной войны; 

- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 16.02.2022);

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- инвалиды;

- дети-инвалиды (см. Приложение Б).

Законодатель дополнительно установил специальную категорию населения, которые входят в перечень получателей государственной социальной помощи - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации [16, 22].

По мнению Мачульской Е.Е., для специальной категории получателей государственной социальной помощи должна быть разработана упрощенная форма предоставления социальной помощи [14, 57].


Нынешнее российское законодательство, а именно законодатель должно предусмотреть основания, по которым население могло бы получить необходимую помощь в короткий срок.

К условиям предоставления государственной социальной помощи относятся:

  1. Назначается по решению органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;

  2. Государственная социальная помощь назначается на основании  заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

  3. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (см. Приложение В).

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.  

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.