Файл: План Введение Глава Теоретические аспекты проблемы изучения глагола в начальных классах Психологопедагогические особенности обучения младших школьников грамматике Глагол как часть речи в лингвистической литературе Выводы по первой главе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ть и личные окончания помогут следующие упражнения:

1.Поставьте глаголы в 3-ем лице единственном числе.

Что делать?

Что делает?

бороться

браться

вертеться

согнуться

борется

2.Поставьте глаголы в 3-м лице множественном числе.

Что нужно сделать?

Что сделают?

окунуться

оглянуться

распахнуться

согнуться

окунутся

3.Поставьте глаголы в 3-м лице единственном и множественном числе.

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

что делают?

что сделают?

броситься

встретиться

городиться

трудиться

бросится

бросятся

При этом важно научить детей видеть и самостоятельно выделять суффиксы неопределенной формы и личные окончания глаголов 3-го лица.

4.От невозвратных глаголов образуйте возвратные.

что делать?

что делать?

что делает?

что делает?

строить

кружить

носить

кормить

строиться

строит

строится

Эти и другие упражнения можно проводить и в игровой форме в виде соревнований двух команд (70, с.25).

Учащиеся испытывают трудности в написании безударных личных окончаний. Одна из причин ошибок заключается в том, что школьники не могут правильно поставить глагол в неопределенную форму.

Учащиеся затрудняются поставить глагол в неопределенную форму в следующих случаях:

а) если при образовании личных форм глагола происходит чередование согласных (подыскать – подыщет, колыхать – колышет, щебетать – щебечет, рассказать – расскажет и др.);

б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные глаголы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол одного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить – усиливать, заметить – замечать, дополнить – дополнять
и др.;

в) если глаголы безличные: дышится легко, от печи пышет жаром и др. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко;

г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, например: гнать – гонять, слышать – слушать и др.

Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме в следующих случаях:

а) если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, залаять;

б) если встречаются с глаголами клеить, удвоить и др.

Учащиеся считают их глаголами на -ять;

в) если встречаются с глаголами, которые неправильно употребляют в своей речи (кашлять, капризничать и др.) (35, с.137).

Встречаются и другие трудные случаи:

  1. глаголы на -еть и на -ать. Учащиеся или не учитывают глаголы – исключения, или считают все глаголы на -ать глаголами II спряжения;

  2. глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить и др.), перетягивающей на себя ударение в слове, в результате чего личные окончания становятся безударными. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не знакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов определяют спряжение по неопределенной форме (выпьет – пить, выльет – лить);

  3. в глаголах – исключениях, имеющих приставку или частицу –ся, ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся; очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет «узнавание» глаголов – исключений;

  4. глаголы I спряжения с основой на шипящие: Ж и Ш (пишешь, расскажешь и др.). Учащиеся пишут их, применяя правило: «жи, ши пиши с буквой и» (40, с.22).

Избежать трудностей и ошибок в написании безударных личных окончаний помогут следующие упражнения:

1.Написание зрительных диктантов:

-учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу слова;

-учащиеся заучивают отрывок из стихотворения и записывают его по памяти. При этом учитель даёт задание:
Найти в тексте глаголы; отметить глаголы, обозначающие движение; к некоторым из глаголов, обозначающих движение подыскать слова, сходные по значению.

2.Составление слов из морфем.

Например: Образовать слова от данных с помощью приставки вы- и суффикса –ся.

Для этого можно использовать общеклассное и индивидуальное полотно.

3.Группировка глаголов по определённому признаку:

  • окончание ударное или безударное;

  • глаголы с приставкой или без неё;

  • глаголы настоящего или будущего времени;

  • глаголы I или II спряжения;

  • - глаголы с возвратным значением или нет.


При выполнении упражнений учащиеся выделяют окончания и объясняют свой выбор. Наилучшему усвоению правила написания окончаний глаголов способствует систематическая работа и подведение итогов, формулировка выводов и продолжительная отработка правила (35, с.141).

Анализ устных и писменных работ младших школьников показывает, что речь их нуждается в обогащении.

Заметным однообразием, монотонностью характеризуется словарь детских посменных работ – изложений и сочинений. Среди глагольных форм самыми употребительными в детской речи являются глаголы, обозначающие движение, но даже их употребление выявляет недостаточное умение школьников выбрать слово, наиболее соответствующее теме, контексту.

Неразвитость умения обращаться с лексическим материалом приводит к тавтологии, повторению даже в незначительном по объёму тексте одних и тех же слов и словосочетаний.

Задачами школы является: управление речевым развитием ребёнка, формирование у школьников умения ясно и правильно излагать свои мысли. Учителю необходимо организовать работу, нацеленную на лексическое обогащение речи младших школьников.

В эту работу должны быть включены лексические упражнения по теме «Глагол». Например:

  1. Сравнить два предложения: Мальчик сошёл с крыльца. Снег сошёл с полей. Определить, какое значение имеет глагол сошёл в этих предложениях.

  2. Подобрать сходные по смыслу слова к глаголу: гудит – шумит (ветер гудит, шумит), сигналит (машина гудит, сигналит) .При этом следует обратить внимание на то, что нельзя сказать машина шумит, когда она подаёт сигнал, или ветер сигналит, потому что, хотя слова шумит и сигналит близки по значению к глаголу гудит, употребляются они в сочетании с разными существительными.

  3. Подобрать синонимы к глаголам: показались – появились, вскочили - встали, схватили – взялись.

  4. Подумать, как можно сказать иначе: ударил в барабан – забарабанил.

  5. Образовать с помощью приставок новые слова: схватили, выхватили, захватили, ухватили, подхватили и др.

  6. По картине составить небольшой рассказ, предварительно проработав словарный, в частности глагольный, материал.

  7. Из ряда глаголов, сходных по значению, выбрать один, наиболее подходящий:

  • весь день мы (бродили, слонялись) в прекрасном осеннем лесу.

  • Пожилой рабочий (возвращался, бежал) с работы.

  • По поляне, играя (бежали, ходили) друг за другом два медвежонка. (25, с.24).


На выявление значений глаголов учитель должен чаще нацеливать внимание младших школьников. Практика словоупотребления показывает, что дети часто не понимают значение, толкуют его односторонне. Поэтому имеющиеся возможности должны непременно реализоваться на уроках. Так учащиеся анализируют однокоренные глаголы сбежали, забежали, рассматривают их значения в сочетаниях: ребята сбежали, ручьи сбежали, сбежали с горы; забежал за товарищем, забежал за угол, забежал во двор. Учащиеся устно объясняют своё понимание значений этих глаголов в составленных словосочетаниях с помощью синонимов, антонимов или описательно, составляя предложения.

Чтобы показать школьникам, как умело используют глаголы движения писатели, какую выразительность тексту придаёт их использование, на уроке можно предложить проанализировать, например, сказку С. Михалкова «Зайцы и волк».

Смастерил себе заяц лыжи, встал на них и вихрем помчался с горки. А зайцы – насмешники, что смеялись над его лыжами, в поле побежали. Тут-то и увидел их серый Волк – злой и голодный. И погнался за зайцами.

-Помогите! – закричали зайцы и бросились наутёк.

А Волк уже рядом…

Услыхав крики о помощи, кинулся Заяц-лыжник наперерез Волку,,налетел, сбил серого разбойника с четырёх лап

- Не трогай наших, Волк, а то тебе ещё хуже будет!..

Учащиеся находят в тексте глаголы, выделяют группу глаголов движения, отмечают, что они являются сходными по значению, располагают их по интенсивности действия. Рассматривая каждый глагол в предложении, ученики анализируют его семантику.

Такие наблюдения над глаголами, употребляемыми в речи мастерами слова, очень важны. Дети не просто запоминают новые слова, а учатся понимать и различать их значения. В своей речи они больше обращают внимание на словоупотребление, задумываются над тем, какай глагол следует выбрать (25, с.25).

Считается необходимым проводить в начальных классах работу над глагольным словарём, переплетающуюся с упражнениями в лексической сочетаемости, проводимой в тесной связи с изучением грамматического материала и чтением.

Таким образом, в процессе изучения глагола в начальных классах учащиеся знакомятся с глаголом как частью речи, его ролью в предложении, с изменением по числам, временам, со спряжением глаголов, с неопределённой формой, с возвратными глаголами. Изучаются
правила правописания частицы НЕ с глаголами, сочетаний –ться и –тся, безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Разные программы предлагают разные подходы к последовательности изучения, распределению материала по классам. В 1 классе происходит подготовка к изучению глагола по всем программам. По программе «Школа 2100» увеличен период подготовки, основные темы изучаются в 3 и 4 классах. По программе Л.В.Занкова материал распределен между 1 и 3 классом. Школьники изучают вид связи слов в предложении – управление. Это отличает программу Л.В. Занкова от других.

Традиционная программа предлагает постепенное увеличение по классам содержания изучаемого материала.

Обучение осуществляется на основе наблюдения и анализа языкового материала, обобщения и формулировки правил.

Изучение глагола по всем программам способствует развитию речи, мышления учащихся и общему развитию личности.

При ознакомлении с глаголами учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности. Это и подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его лексическому значению, и неумение обращаться с лексическим значением слова, что приводит к тавтологии, и сложности в нахождении сказуемого, выраженного глаголом, и затруднения в образовании временных форм глаголов, в написании личных окончаний глаголов и сочетаний –ться и –тся. Для преодоления этих и других трудностей рекомендуется использовать различные упражнения и задания.