Файл: Занятие 1 Психологопедагогические основы курса Обучение лиц с овз, понятие аномального развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы и задания к практическим занятиям по курсу «Обучение лиц с ОВЗ»

Практическое занятие 1

Психолого-педагогические основы курса «Обучение лиц с ОВЗ», понятие аномального развития






  1. Как эволюционировало отношение человечества к людям с какими-либо отклонениями в развитии?

  2. Установите, из каких наук выделилась специальная (коррекционная) педагогика и специальная психология как самостоятельные дисциплины:


    





    

  3. Когда и в связи с чем это произошло?

4.1. 4.8. Заполните диаграмму «Дефектология», обозначьте названия отраслей, занимающихся отдельными категориями аномальных детей.

Задержка

психического

Умственная отсталость

развития (ЗПР)
Сложный / комби- наторный дефект

Нарушения эмоционально- волевой сферы

Нарушения опорно-двига- тельного аппарата




Нарушения

слуха


Нарушения зрения

Нарушения речи

5.1 5.5. Дайте толкование основных понятий специальной педагогики и

психологии:

  • реабилитация, - абилитация, - коррекция, - компенсация, - сверхкомпенсация.

6.1. 6.3. Что такое статистическая,
идеальная, функциональная норма?

  1. Как вы понимаете понятие «аномалия»? Подберите синонимы к слову

«аномалия». Термины первого поколения. Термины второго поколения.

  1. Связано ли напрямую понятие «аномалия» детского развития с уровнем интеллекта детей? Поясните это с помощью кривой нормального распределения Гаусса.

  2. Назовите условия отнесения ребѐнка к категории аномальных.

  3. Обязательно ли сложный / комбинаторный дефект и первичный (вторичный) дефекты отличаются временем возникновения?

  4. Чем отличается сложный и первичный (вторичный) дефекты?

  5. Приведите примеры сложного и первичного (вторичного) дефектов.

    Сложный дефект

    Первичный (вторичный) дефекты





































  6. Какие психолого-педагогические задачи вытекают из высказывания Л.С. Выготского о двойственности влияния дефекта на развитие ребѐнка: «Наличие какого-либо органического дефекта не означает «дебильности» ребѐнка, влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой стороны, служит усиленному развитию другой функции организма, которая могла бы компенсировать недостаток».

  7. Кто и когда впервые использовал термин «дизонтогенез»?


15 - 21. Дополните таблицу В.В. Лебединского «Варианты психического дизонтогенеза» графой «Например». Охарактеризуйте нарушения.

Аномалия

Чем вызвана

Например














































Практические занятия 2 - 3

Психологическая диагностика способностей и аномального развития





  1. Перечислите методики классической психологии для обследования следующих психических процессов и состояний:


1.1.- 1.5. внимания и восприятия:

  • Счѐт по Крепелину,

  • Исследование концентрации и устойчивости внимания (Запутанные линии),

  • Объѐм внимания (Точки в квадратах 4х4)

  • Методика Т.Е. Рыбакова по распределению внимания,

  • Устойчивость внимания (Корректурная проба)

1.6. памяти (Методика узнавания - «запоминания» фигур) 1.7.- 1.12. мышления:

  • Выделение закономерностей по Б.И. Пинскому,

  • Методика шифровки цифровых символов,

  • Заполнение пропущенных слов в тексте,

  • Методика «Ответные ассоциации»,

  • Методика «Простые аналогии»,

  • Методика «Сравнение понятий».




  1. Когда и для чего проводится психодиагностика, и на что она влияет?

  2. Что такое способности?

  3. Что такое одаренность?

  4. Какие отечественные ученые занимались проблемой психодиагностики способностей?

  5. Какие признаки способностей выделил Б.М. Теплов в работе


«Способности и одаренность» (1941)?

  1. Установите взаимосвязь между видами общих и специальных способностей:




Способности












































  1. Какие методики для диагностики способностей вы знаете?

Специальные способности:

    1. Тесты на моторику

    2. Визуальные способности

    3. Тесты на слуховое восприятие

    4. Тесты механических (или технических) способностей

    5. Профессионализированные способности

Общие способности:

    1. DАТ (The Differential Aptitude Test)

    2. GATB (The General Aptitude Test Battery)

    3. Тест Р. Амтхауэра

    4. Тест ШТУР 8.10.Тест АСТУР

  1. Реализуется ли в тестах ШТУР и АСТУР СПН (социально-психологический норматив) по К.М. Гуревичу?

  2. Почему приѐмами выявления детей группы риска должен владеть каждый педагог?

  3. Систематизируйте методы исследования уровня развития детей:


Неинструментальные

Инструментальные (неаппаратурные)

экспериментальные

Аппаратурные экспериментальные










Слова для справок: тесты, анкеты, наблюдение, беседа, игра, конструирование,
рисование, действия по образцу, определение зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.

  1. С какого возраста может проводиться психологическое обследование детей?

  2. Что выявляется у ребѐнка:

    Первого года жизни

    У ребѐнка от 1 года до 5 лет

    1.

    1.

    2.

    2.

    3.

    3.

    4.

    4.

    5.




    6.




  3. Какие психодиагностические методики применяются для поступающих в школу?

  4. Почему таким важным является раннее выявление отклонений в развитии детей?

Литература

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун- та, 1987. С. 135—154. См. в кн. Основы специальной педагогики и психологии: Тексты и тесты по диагностике детей с проблемами в развитии. Учебно-методическое пособие. / Авт.- сост. Ю.В. Назарова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2011 92 с.

35

Практическое занятие 4

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА





  1. Какие аномалии детского развития составляют дизонтогении дефицитарного типа?

  2. Какие учѐные занимались проблемами детей с нарушением слуха?

  3. Какова этиология нарушений слуха?

4–5. Как подразделяют детей в зависимости от степени нарушения слуховой функции?

    1. 6.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением слуха: