Файл: Занятие 1 Психологопедагогические основы курса Обучение лиц с овз, понятие аномального развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психологическая диагностика способностей и аномального развития
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Нарушения речи и опорно-двигательного аппарата
ДЕТИ С АСИНХРОНИЕЙ В РАЗВИТИИ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
НЕВРОТИЗИРОВАННЫЕ ДЕТИ. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Вопросы и задания к практическим занятиям по курсу «Обучение лиц с ОВЗ»
Практическое занятие 1
Психолого-педагогические основы курса «Обучение лиц с ОВЗ», понятие аномального развития
-
Как эволюционировало отношение человечества к людям с какими-либо отклонениями в развитии? -
Установите, из каких наук выделилась специальная (коррекционная) педагогика и специальная психология как самостоятельные дисциплины:
-
Когда и в связи с чем это произошло?
4.1. – 4.8. Заполните диаграмму «Дефектология», обозначьте названия отраслей, занимающихся отдельными категориями аномальных детей.
Задержка
психического
Умственная отсталость
развития (ЗПР)
Сложный / комби- наторный дефект
Нарушения эмоционально- волевой сферы
Нарушения опорно-двига- тельного аппарата
Нарушения
слуха
Нарушения зрения
Нарушения речи
5.1 – 5.5. Дайте толкование основных понятий специальной педагогики и
психологии:
-
реабилитация, - абилитация, - коррекция, - компенсация, - сверхкомпенсация.
6.1. – 6.3. Что такое статистическая,
идеальная, функциональная норма?
-
Как вы понимаете понятие «аномалия»? Подберите синонимы к слову
«аномалия». Термины первого поколения. Термины второго поколения.
-
Связано ли напрямую понятие «аномалия» детского развития с уровнем интеллекта детей? Поясните это с помощью кривой нормального распределения Гаусса. -
Назовите условия отнесения ребѐнка к категории аномальных. -
Обязательно ли сложный / комбинаторный дефект и первичный (вторичный) дефекты отличаются временем возникновения? -
Чем отличается сложный и первичный (вторичный) дефекты? -
Приведите примеры сложного и первичного (вторичного) дефектов.
Сложный дефект
Первичный (вторичный) дефекты
-
Какие психолого-педагогические задачи вытекают из высказывания Л.С. Выготского о двойственности влияния дефекта на развитие ребѐнка: «Наличие какого-либо органического дефекта не означает «дебильности» ребѐнка, влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой стороны, служит усиленному развитию другой функции организма, которая могла бы компенсировать недостаток». -
Кто и когда впервые использовал термин «дизонтогенез»?
15 - 21. Дополните таблицу В.В. Лебединского «Варианты психического дизонтогенеза» графой «Например». Охарактеризуйте нарушения.
Аномалия | Чем вызвана | Например |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
Практические занятия 2 - 3
Психологическая диагностика способностей и аномального развития
-
Перечислите методики классической психологии для обследования следующих психических процессов и состояний:
1.1.- 1.5. внимания и восприятия:
-
Счѐт по Крепелину, -
Исследование концентрации и устойчивости внимания (Запутанные линии), -
Объѐм внимания (Точки в квадратах 4х4) -
Методика Т.Е. Рыбакова по распределению внимания, -
Устойчивость внимания (Корректурная проба)
1.6. памяти (Методика узнавания - «запоминания» фигур) 1.7.- 1.12. мышления:
-
Выделение закономерностей по Б.И. Пинскому, -
Методика шифровки цифровых символов, -
Заполнение пропущенных слов в тексте, -
Методика «Ответные ассоциации», -
Методика «Простые аналогии», -
Методика «Сравнение понятий».
-
Когда и для чего проводится психодиагностика, и на что она влияет? -
Что такое способности? -
Что такое одаренность? -
Какие отечественные ученые занимались проблемой психодиагностики способностей? -
Какие признаки способностей выделил Б.М. Теплов в работе
«Способности и одаренность» (1941)?
-
Установите взаимосвязь между видами общих и специальных способностей:
Способности
| | | |
| | | |
— | | ||
— | — | — | |
— | — | — | |
— | — | |
-
Какие методики для диагностики способностей вы знаете?
Специальные способности:
-
Тесты на моторику -
Визуальные способности -
Тесты на слуховое восприятие -
Тесты механических (или технических) способностей -
Профессионализированные способности
Общие способности:
-
DАТ (The Differential Aptitude Test) -
GATB (The General Aptitude Test Battery) -
Тест Р. Амтхауэра -
Тест ШТУР 8.10.Тест АСТУР
-
Реализуется ли в тестах ШТУР и АСТУР СПН (социально-психологический норматив) по К.М. Гуревичу? -
Почему приѐмами выявления детей группы риска должен владеть каждый педагог? -
Систематизируйте методы исследования уровня развития детей:
Неинструментальные | Инструментальные (неаппаратурные) экспериментальные | Аппаратурные экспериментальные |
| | |
Слова для справок: тесты, анкеты, наблюдение, беседа, игра, конструирование,
рисование, действия по образцу, определение зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.
-
С какого возраста может проводиться психологическое обследование детей? -
Что выявляется у ребѐнка:
Первого года жизни
У ребѐнка от 1 года до 5 лет
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
6.
-
Какие психодиагностические методики применяются для поступающих в школу? -
Почему таким важным является раннее выявление отклонений в развитии детей?
Литература
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун- та, 1987. С. 135—154. См. в кн. Основы специальной педагогики и психологии: Тексты и тесты по диагностике детей с проблемами в развитии. Учебно-методическое пособие. / Авт.- сост. Ю.В. Назарова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2011 — 92 с.
35
Практическое занятие 4
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
-
Какие аномалии детского развития составляют дизонтогении дефицитарного типа? -
Какие учѐные занимались проблемами детей с нарушением слуха? -
Какова этиология нарушений слуха?
4–5. Как подразделяют детей в зависимости от степени нарушения слуховой функции?
-
– 6.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением слуха: