Файл: Занятие 1 Психологопедагогические основы курса Обучение лиц с овз, понятие аномального развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • их внимание,

  • ощущения и восприятие,

  • память,

  • мышление,

  • речь,

  • личностное развитие,

  • деятельность,

  • коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.

  1. Какие учѐные занимались проблемами детей с нарушением зрения?

  2. Какова этиология нарушений зрения?

16-17. Как подразделяют детей в зависимости от степени нарушения зрительной функции?

18. В чем главное отличие слабовидящих детей от слепых?

    1. – 19.8. Опишите особенности психического развития детей с нарушением зрения:

  • их внимание,

  • ощущения и восприятие,

  • память,

  • мышление,

  • речь,

  • личностное развитие,

  • деятельность,

  • коррекционная работа с ними в дошкольном и школьном возрасте.

26

Практическое занятие 5

Нарушения речи и опорно-двигательного аппарата





  1. Могут ли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и т.д. иметь нарушения речи?

  2. Что значит «первичное нарушение речи»?

  3. Какие ученые занимались проблемой нарушений речи?

  4. Какова этиология нарушений речи?

5 - 15. Охарактеризуйте виды нарушений речи по медико-педагогической классификации.

16. Соотнесите медико-педагогическую и психолого-педагогическуюклассификациинарушенийречимежду собой:


Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи




Нарушениесредствобщения

Нарушение

вприменениисредствобщения

Нарушения

произносительной стороны речи



  1. Дисграфия (аграфия)

  2. Дислексия (алексия)





ФФН

(фонетико-фонемати-ческоенедоразвитие)

Заикание

  1. Дисфония (афония)

  2. Тахилалия

  3. Брадилалия

  4. Дислалия

  5. Ринолалия

  6. Дизартрия (анартрия)

  7. Заикание

Системные

нарушения речи

ОНР

(общеенедоразвитие

речи)

  1. Алалия

  2. Афазия



17.1.–17.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением речи:

- их внимания, - ощущений и восприятия, - памяти, - мышления, - личностного развития, - деятельности, - коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.

  1. Какие ученые занимались проблемой нарушений опорно-двигательного аппарата?

  2. Какова этиология нарушений опорно-двигательного аппарата?

  3. Охарактеризуйте формы детского церебрального паралича (ДЦП) согласно классификации К.А. Семеновой.

27.1. 27.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП): - их внимания, - ощущений и восприятия,

- памяти, - мышления, - речи, - личностного развития, - деятельности,

- коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте. 34

Практические занятия 6 - 7

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ и ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

УО

  1. Что такое умственная отсталость?

  2. Что является ведущим симптомом при умственной отсталости?

  3. Какие ученые занимались проблемой умственной отсталости?

  4. Какова этиология умственной отсталости?

  5. Какую долю среди всех групп аномальных детей (без учета детей с ЗПР) занимают умственно отсталые дети?

  6. Соотнесите понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция»,

«дебильность», «имбецильность», «идиотия»:






























  1. По какому тесту измеряется степень выраженности олигофрении?

  2. Как соотносятся виды олигофрении по степени выраженности между собой, а также, сколько условных единиц составляет уровень интеллектуального развития (IQ) детей каждой группы?

  3. Для какой степени олигофрении по глубине дефекта разработана этиопатогенетическая классификация М.С. Певзнер?

  4. Перечислите формы олигофрении по классификации М.С. Певзнер

11.1. 11.8. Опишите особенности психического развития детей-олигофренов:

  • их внимание,

  • ощущения,

  • восприятие,

  • память,

  • мышление,

  • речь,

  • личностное развитие,

  • деятельность,

  • коррекционная работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.

ЗПР





    1. Что такое ЗПР?

    2. Сколько условных единиц составляет уровень интеллектуального развития (IQ) детей с ЗПР по тесту Векслера?

    3. Какие ученые занимались проблемой ЗПР?

    4. Какова этиология ЗПР?

    5. Какой процент среди сверстников составляют ученики начальных классов с ЗПР?

    6. Охарактеризуйте формы ЗПР по классификации К.С. Лебединской.

    7. Соотнесите формы ЗПР по клинической классификации М.С. Певзнер и классификации К.С. Лебединской.

    8. Как вы объясните наличие церебрально-органической формы при задержке психического развития, т.е. временном, обратимом, не связанном с органическим поражением ЦНС состоянием?

    9. Что такое СДВГ?

    10. Какова распространенность данного синдрома?

    11. Какие основные причины появления данного синдрома выделяет Н.Н. Заваденко?


31.1. 31.8. Опишите особенности психического развития детей с ЗПР:

    • их ощущения,

    • восприятие,

    • память,

    • мышление,

    • речь,

    • темперамент,

    • деятельность,

    • коррекционная работы с ними в дошкольном и школьном возрасте. 38

Практическое занятие 8

ДЕТИ С АСИНХРОНИЕЙ В РАЗВИТИИ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ





  1. Какие виды дизонтогенеза вызываются асинхронией в развитии?

  2. Что обозначают термином «аутизм» (от греч. autos сам)?

  3. Какова частота случаев раннего детского аутизма (РДА)?

  4. Каковы яркие внешние проявления РДА?

  5. Какие ученые занимались проблемой РДА?

  6. Какова этиология РДА?

  7. Перечислите формы РДА по уровню эмоциональной регуляции:

  8. Чем различаются классический аутизм Каннера (РДА) (1943) и аутистическая психопатия Аспергера (1944)?

  9. При каких заболеваниях ЦНС может выявляться параутизм?

    1. 10.8. Опишите особенности психического развития детей с РДА:

  • их внимание,

  • ощущения и восприятие,

  • память,

  • мышление,

  • речь,

  • страхи,

  • деятельность,

  • коррекционная работа с ними в дошкольном и школьном возрасте. 17

Практическое занятие 9

НЕВРОТИЗИРОВАННЫЕ ДЕТИ. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ





      1. Что такое невроз?

      2. Каким критериям психогенных заболеваний должен отвечать невроз, по мнению немецкого психиатра Карла Ясперса (1913)?

      3. Какова этиология неврозов?

      4. Охарактеризуйте церебрастенический синдром как причину неврозов.


      5. Охарактеризуйте виды неврозов (астенический, навязчивых состояний, истерический, системные, школьный и др.)

      6. Что такое мутизм?

      7. Какова природа заикания как логоневроза?

      8. Каковы проявления синдрома генерализованных тиков (или синдрома Жиля де ля Туретта)?

      9. Как вы понимаете психотерапиюсредыипсихотерапиюсредой?

      10. Что такое психопатия?

      11. Перечислите признаки психопатии:

      12. Как вы понимаете термин «акцентуация характера»?

      13. Соотнесите типы акцентуаций по К.Леонгарду, А.Е. Личко и психопатии:


по К. Леонгарду (1968)

Типы по А. Личко (1977)

Психопатии по В.В. Ковалѐву

Демонстративный Педантичный Возбудимый Застревающий

Гипертимический Дистимический

Аффективно-лабильный

Аффективно-экзальтированный

Эмотивный Тревожный

Экстравертированный Интровертированный Интровертированный







Истероидный

Психастенический



Эпилептоидный Гипертимный



Циклоидный Лабильный Лабильный Сензитивный

Гипертимно-конформный Шизоидный

Сензитивный Неустойчивый Конформный

Астено-невротический

Истероидная

Психастеническая Возбудимая Эпилептоидная Гипертимная

Астеническая Неустойчивая




      1. Каково назначение механизмов психологической защиты в регуляции психо- эмоционального состояния человека?

      2. Поясните, как действуют механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, идентификации, регрессии, рационализации, проекции, переноса, включения, сублимации и др.