Файл: Занятие 1 Психологопедагогические основы курса Обучение лиц с овз, понятие аномального развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Психологическая диагностика способностей и аномального развития
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Нарушения речи и опорно-двигательного аппарата
ДЕТИ С АСИНХРОНИЕЙ В РАЗВИТИИ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
НЕВРОТИЗИРОВАННЫЕ ДЕТИ. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
-
их внимание, -
ощущения и восприятие, -
память, -
мышление, -
речь, -
личностное развитие, -
деятельность, -
коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.
-
Какие учѐные занимались проблемами детей с нарушением зрения? -
Какова этиология нарушений зрения?
16-17. Как подразделяют детей в зависимости от степени нарушения зрительной функции?
18. В чем главное отличие слабовидящих детей от слепых?
-
– 19.8. Опишите особенности психического развития детей с нарушением зрения:
-
их внимание, -
ощущения и восприятие, -
память, -
мышление, -
речь, -
личностное развитие, -
деятельность, -
коррекционная работа с ними в дошкольном и школьном возрасте.
26
Практическое занятие 5
Нарушения речи и опорно-двигательного аппарата
-
Могут ли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и т.д. иметь нарушения речи? -
Что значит «первичное нарушение речи»? -
Какие ученые занимались проблемой нарушений речи? -
Какова этиология нарушений речи?
5 - 15. Охарактеризуйте виды нарушений речи по медико-педагогической классификации.
16. Соотнесите медико-педагогическую и психолого-педагогическуюклассификациинарушенийречимежду собой:
Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | | Нарушениесредствобщения | Нарушение вприменениисредствобщения |
Нарушения произносительной стороны речи |
| | ФФН (фонетико-фонемати-ческоенедоразвитие) | Заикание |
| ||||
Системные нарушения речи | ОНР (общеенедоразвитие речи) | |||
|
17.1.–17.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением речи:
- их внимания, - ощущений и восприятия, - памяти, - мышления, - личностного развития, - деятельности, - коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.
-
Какие ученые занимались проблемой нарушений опорно-двигательного аппарата? -
Какова этиология нарушений опорно-двигательного аппарата? -
Охарактеризуйте формы детского церебрального паралича (ДЦП) согласно классификации К.А. Семеновой.
27.1. – 27.7. Опишите особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП): - их внимания, - ощущений и восприятия,
- памяти, - мышления, - речи, - личностного развития, - деятельности,
- коррекционной работы с ними в дошкольном и школьном возрасте. 34
Практические занятия 6 - 7
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ и ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
УО
-
Что такое умственная отсталость? -
Что является ведущим симптомом при умственной отсталости? -
Какие ученые занимались проблемой умственной отсталости? -
Какова этиология умственной отсталости? -
Какую долю среди всех групп аномальных детей (без учета детей с ЗПР) занимают умственно отсталые дети? -
Соотнесите понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция»,
«дебильность», «имбецильность», «идиотия»:
| | |
| | |
— | | |
— | ||
— |
-
По какому тесту измеряется степень выраженности олигофрении? -
Как соотносятся виды олигофрении по степени выраженности между собой, а также, сколько условных единиц составляет уровень интеллектуального развития (IQ) детей каждой группы? -
Для какой степени олигофрении по глубине дефекта разработана этиопатогенетическая классификация М.С. Певзнер? -
Перечислите формы олигофрении по классификации М.С. Певзнер
11.1. – 11.8. Опишите особенности психического развития детей-олигофренов:
-
их внимание, -
ощущения, -
восприятие, -
память, -
мышление, -
речь, -
личностное развитие, -
деятельность, -
коррекционная работы с ними в дошкольном и школьном возрасте.
ЗПР
-
Что такое ЗПР? -
Сколько условных единиц составляет уровень интеллектуального развития (IQ) детей с ЗПР по тесту Векслера? -
Какие ученые занимались проблемой ЗПР? -
Какова этиология ЗПР? -
Какой процент среди сверстников составляют ученики начальных классов с ЗПР? -
Охарактеризуйте формы ЗПР по классификации К.С. Лебединской. -
Соотнесите формы ЗПР по клинической классификации М.С. Певзнер и классификации К.С. Лебединской. -
Как вы объясните наличие церебрально-органической формы при задержке психического развития, т.е. временном, обратимом, не связанном с органическим поражением ЦНС состоянием? -
Что такое СДВГ? -
Какова распространенность данного синдрома? -
Какие основные причины появления данного синдрома выделяет Н.Н. Заваденко?
31.1. – 31.8. Опишите особенности психического развития детей с ЗПР:
-
их ощущения, -
восприятие, -
память, -
мышление, -
речь, -
темперамент, -
деятельность, -
коррекционная работы с ними в дошкольном и школьном возрасте. 38
Практическое занятие 8
ДЕТИ С АСИНХРОНИЕЙ В РАЗВИТИИ, ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
-
Какие виды дизонтогенеза вызываются асинхронией в развитии? -
Что обозначают термином «аутизм» (от греч. autos — сам)? -
Какова частота случаев раннего детского аутизма (РДА)? -
Каковы яркие внешние проявления РДА? -
Какие ученые занимались проблемой РДА? -
Какова этиология РДА? -
Перечислите формы РДА по уровню эмоциональной регуляции: -
Чем различаются классический аутизм Каннера (РДА) (1943) и аутистическая психопатия Аспергера (1944)? -
При каких заболеваниях ЦНС может выявляться параутизм?
-
– 10.8. Опишите особенности психического развития детей с РДА:
-
их внимание, -
ощущения и восприятие, -
память, -
мышление, -
речь, -
страхи, -
деятельность, -
коррекционная работа с ними в дошкольном и школьном возрасте. 17
Практическое занятие 9
НЕВРОТИЗИРОВАННЫЕ ДЕТИ. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
-
Что такое невроз? -
Каким критериям психогенных заболеваний должен отвечать невроз, по мнению немецкого психиатра Карла Ясперса (1913)? -
Какова этиология неврозов? -
Охарактеризуйте церебрастенический синдром как причину неврозов. -
Охарактеризуйте виды неврозов (астенический, навязчивых состояний, истерический, системные, школьный и др.) -
Что такое мутизм? -
Какова природа заикания как логоневроза? -
Каковы проявления синдрома генерализованных тиков (или синдрома Жиля де ля Туретта)? -
Как вы понимаете психотерапиюсредыипсихотерапиюсредой? -
Что такое психопатия? -
Перечислите признаки психопатии: -
Как вы понимаете термин «акцентуация характера»? -
Соотнесите типы акцентуаций по К.Леонгарду, А.Е. Личко и психопатии:
по К. Леонгарду (1968) | Типы по А. Личко (1977) | Психопатии по В.В. Ковалѐву |
Демонстративный Педантичный Возбудимый Застревающий Гипертимический Дистимический Аффективно-лабильный Аффективно-экзальтированный Эмотивный Тревожный Экстравертированный Интровертированный Интровертированный — — — | Истероидный Психастенический — Эпилептоидный Гипертимный — Циклоидный Лабильный Лабильный Сензитивный Гипертимно-конформный Шизоидный Сензитивный Неустойчивый Конформный Астено-невротический | Истероидная Психастеническая Возбудимая Эпилептоидная Гипертимная Астеническая Неустойчивая |
-
Каково назначение механизмов психологической защиты в регуляции психо- эмоционального состояния человека? -
Поясните, как действуют механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, идентификации, регрессии, рационализации, проекции, переноса, включения, сублимации и др.