Файл: Деятельность и эффективность госсударственного придприятия в обсласти переработки отходов производства и потребления.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На современном этапе общественного развития, развития экологического законодательства в правовой системе Российской Федерации имеется немало актов, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит законодательство об охране окружающей среды к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области обращения с отходами, являются частью законодательства об охране окружающей среды.
Статья 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указывает, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Таким образом, обращение с отходами регулируется федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами.
Правовое регулирование отходов также осуществляется комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны окружающей среды - Федеральным законом № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года. Ряд важнейших требований к обращению с отходами производства и потребления установлен положениями Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года. Так, в ст. 22 указанного закона определены требования к сбору. Исполнению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. Эта деятельность должна быть безопасной для здоровья людей и среды обитания. Порядок, условия и способы ее осуществления определяются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов осуществляется радиационный контроль. В ст. 40 раскрываются особенности деятельности по сбору, использованию и т.п. отходов (особенности лицензирования).
В ст. 55 сформулирован состав нарушений требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также виды ответственности.
Федеральный закон № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 года, содержит большое количество норм о радиоактивных отходах, например в ст.3 определяется понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 - полномочия собственников отходов, в ст. 22 - порядок государственного учета и контроля, в главе Х (ст. 44-48) - порядок обращения с радиоактивными отходами, в том числе их переработки, и т.д.
Водный Кодекс Российской Федерации от 30 июня 2006 года, также содержит ряд норм, регулирующих охрану водных объектов при обращении с отходами. Так, часть 1 ст. 56 вводит запрет сброса в водные объекты и захоронения в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). В части 6 той же статьи запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержащих вещества и соединения с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Также существуют нормы, регулирующие охрану болот от загрязнения и засорения отходами (ст. 57), ледников и снежников (ст. 58), подземных водных объектов (ч. 2 ст. 59 вводит запрет размещения мест захоронения отходов на их водосборных площадях).
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" содержит целый ряд норм, регулирующих порядок захоронения отходов на континентальном шельфе РФ.
Федеральный закон №187-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" от 2 мая 1997 года, определяет понятие "объект по уничтожению химического оружия" как совокупность специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на ней комплекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения, в том числе для утилизации и (или) захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия. Статья 5 указывает, что отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами ограниченно оборотоспособными и могут передаваться Правительством Российской Федерации организациям независимо от их организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке. Преимущественным правом на использование отходов в указанных целях обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. Закон устанавливает правила надзора и контроля, принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению (в том числе утилизации) химического оружия и другие нормы.
Федеральный закон № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19 июня 1997 года в ст. 24 содержится важное правило: обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 18 возлагает на изготовителя в числе прочих обязанностей прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осуществлять утилизацию в случаях, если безопасное их применение становится невозможным при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении или при соблюдении ограничений при их применении.
В сфере обращения с отходами производства и потребления действует достаточное количество нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актов. В частности, Указом Президента Российской Федерации № 179 от 22 февраля 1992 года, был утвержден перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
Постановлениями Правительства Российской Федерации также регулируется ряд существенных вопросов в сфере обращения с отходами. Например, Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 17 июля 2003 года, были утверждены Правила трансграничного перемещения отходов, Постановлением Правительства Российской Федерации № 524 от 26 августа 2006 года - Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. Ведомственными актами - приказами, письмами, указаниями и иными актами федеральных министерств и ведомств также устанавливаются некоторые правила в области обращения с отходами.
Анализируя названные нормативные правовые акты, можно отметить, что нормативно-правовая база в сфере управления отходами устарела. Разработка основ современной государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами началась в конце 90-х годов, когда в 1998 году был принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", ставший основой современной законодательной базы в сфере обращения с отходами. Эффективная нормативная база в сфере управления отходами, включая учет и контроль образования и размещения отходов, а также учет и контроль вторичных ресурсов, так и не создана до настоящего времени, хотя в дальнейшем закон был дополнен рядом подзаконных актов.
В настоящее время институциональные основы политики управления отходами отсутствуют: структура органов, занимающихся вопросами управления отходами, включая федеральное и региональное планирование, вот уже 10 лет находится в процессе постоянного реформирования, что значительно затрудняет решение вопросов, связанных с планированием на всех уровнях власти. В настоящее время, после административной реформы 2004 года, такой орган вообще ликвидирован. В последние 15 лет роль государства в организации сбора и переработки отходов резко снизилась.
В сложившихся рыночных условиях, при отсутствии государственного заказчика, отходы не являются объектом конкурентных отношений. Наблюдается неэффективное использование и распыление средств, предлагаемых частным бизнесом в инвестирование объектов обращения с отходами. Это служит серьезным препятствием для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, а также для решения проблем макроэкономической сбалансированности.
Также не функционирует система управления отходами на основе скоординированных программ различного уровня (федеральных, региональных и муниципальных) в сфере обращения с отходами. Ранее проблемы, связанные с переработкой таких отходов, решались в рамках подпрограммы "Отходы" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", реализация которой была свёрнута в 2004 году. В настоящее время в России, в отличие от всех развитых стран, на федеральном уровне не используются методы программно-целевого планирования.
Отсутствие государственной поддержки создания в России отрасли по обращению с отходами приводит к значительным нагрузкам на окружающую среду, создавая реальную опасность для экосистем и здоровья населения. В России только 3% ТБО сжигаются и перерабатываются промышленными методами. Это объясняется отсутствием достаточного количества предприятий, занимающихся разделением и переработкой отходов и, соответственно, отсутствием высокорентабельной продуктивной промышленной системы производственных предприятий для комплексной переработки отходов и их использования в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, а также современных предприятий (полигонов) для размещения отходов, позволяющих получить дополнительные энергоресурсы (биогаз). За несколько последних десятилетий переработка отходов превратилась в важнейшее звено экономики, но одновременно - и в угрожающе широкий поток неконтролируемого уничтожения ресурсов и загрязнения окружающей среды в конце жизненного цикла продукции.
Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами к применению новых технологий, созданию предприятий, снижению нагрузки на окружающую среду.
Не учитывается промышленный потенциал вторичных ресурсов. Анализ результатов научных исследований в сфере управления отходами и проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что в условиях истощения природных ресурсов практически не учитывается промышленный потенциал накопленных и образующихся отходов, являющихся техногенным ресурсом. Отмечается значительное снижение потребления вторичного сырья и вторичных энергоносителей, что объясняется, в первую очередь тем, что действующее законодательство не предусматривает экономических стимулов по сокращению добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов, а также низким технологическим уровнем развития индустрии вторичной переработки отходов.
Одной из причин сложившейся ситуации является пренебрежение положительным опытом Госплана СССР и Госснаба СССР, накопленным в 1980-х годах: в 1991 году была ликвидирована государственная система управления промышленными отходами, которая функционировала под эгидой Госплана СССР и Госснаба СССР; в том же году была ликвидирована государственная система вторичных ресурсов, которая функционировала под эгидой Госснаба СССР. В 1996 года была отменена статистическая отчетность по формам 14-ВР (вторичные ресурсы), 14-лес (древесные отходы), 9-СН (лом черных металлов), 17-СН (лом цветных металлов) и др. Была разрушена так называемая местная промышленность, на предприятиях которой перерабатывалось вторичное сырьё.
Сертификация и стандартизация отходов и вторичных ресурсов на федеральном уровне не проводятся. Также не проводится учет образования и размещения твердых бытовых отходов на федеральном уровне.
Будучи субъектом международных правоотношений, Россия активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. С одной стороны, Российская Федерация выступила правопреемницей по международным договорам, конвенциям и протоколам, заключенным бывшим СССР, с другой - стремительно налаживает собственные контакты с зарубежными государствами и заключает новые договоры. При этом важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Основные направления совершенствования системы государственного управления в сфере обращения отходов производства и потребления
Основной целью государственной политики управления отходами в России является снижение отрицательного влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье людей и предотвращение других негативных последствий. Для достижения поставленной цели необходимо изменить государственную политику в сфере управления отходами, и решить следующие приоритетные задачи:
• минимизировать образование отходов на всех стадиях жизненного цикла продукции;
• повысить уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
• обязать производителей продукции включать в ее цену затраты по сбору и утилизации их продукции, включая упаковку, в конце её жизненного цикла и направлять полученные средства на указанные цели, посредством их перечисления специализированным организациями; распространить нормы по возврату средств на сбор и утилизацию упаковки на импортеров продукции;