Файл: Деятельность и эффективность госсударственного придприятия в обсласти переработки отходов производства и потребления.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• обеспечить неотвратимость наступления ответственности за нарушение экологических, санитарных, противопожарных и иных требований при обращении с отходами, установленных законодательством Российской Федерации;
• установить обязательность возмещения ущерба, причиненного здоровью людей, окружающей среде и имуществу в результате обращения с отходами.
Реальные предпосылки для реформирования государственной политики в сфере управления отходами существуют. К ним относятся:
1. успешно апробированный в 1980-х годах отечественный опыт управления отходами;
2. современный зарубежный, в первую очередь европейский, опыт управления отходами, основывающиеся на принципе "загрязнитель платит" и на распределении ответственности за сбор и переработку отходов на всех членов общества;
3. Модельный закон "Об отходах производства и потребления", принятый 31 октября 2007 года на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и рекомендованный для использования в национальном законодательстве, в котором нашли отражение все упомянутые цели и принципы европейской политики в сфере управления отходами, а также положительный отечественный опыт, накопленный в этой сфере в 1980-х годах.
К основным направлениям совершенствования государственной политики управления отходами в России, позволяющим использовать указанные предпосылки и достичь поставленной выше цели, должны быть отнесены следующие меры:
• совершенствование организационных основ политики управления отходами и создание единого государственного органа по управлению отходами, позволяющего координировать деятельность различных министерств и ведомств и проводить единую государственную политику в данной сфере;
• переход к программным методам управления отходами посредством разработки и реализации скоординированных программ различного уровня (федеральных, региональных и муниципальных) по управлению отходами;
• - вовлечение отходов в хозяйственный оборот на основе распространения современных технологий их сбора, переработки и получения конечной продукции и решении других вопросов, связанных с обращением с отходов;
• создание системы стандартизации и сертификации отходов и вторичных ресурсов, гармонизированной с европейскими нормами в сфере обращения с отходами;
• создание системы учета всех видов отходов и вторичного сырья, а не только отходов производства;
• усовершенствование системы по разграничению полномочий в сфере управления отходами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, заключающееся в конкретизации полномочий по строительству объектов утилизации и размещения отходов;
• усовершенствование тарифной политики в сфере управления отходами, заключающееся во введении ныне отсутствующих тарифов на утилизацию отходов в дополнение к тарифам на их размещение;
• применение концессионных механизмов в сфере обращения с отходами производства и потребления, основанных на предоставлении на торгах коммерческим организациям права сбора, транспортировки, переработки и размещения отходов на условиях концессионных соглашений с муниципальными администрациями, включающих в себя различные обязательства, в том числе, обязательства по созданию и модернизации инфраструктуры по переработке отходов, при установлении администрациями муниципалитетов фиксированных тарифов;
• развитие современных технологий, снижающих образование отходов, в том числе за счет внедрения наилучших доступных технологий;
• совершенствование форм федерального государственного статистического наблюдения за сбором и использованием отходов производства и потребления и введение статистического наблюдения за использованием вторичных ресурсов, а также упаковкой и упаковочными отходами;
• проведение инвентаризации мест размещения отходов, образующихся в результате разведки, добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых, и разработка мер по утилизации этих отходов, включая рекультивацию нарушенных земель;
• проведение инвентаризации мест захоронений отходов с целью выявления дополнительных вторичных сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.
В основе современного подхода к управлению отходами должна лежать модель системы управления потоками отходов и режимами обращения с ними, интегрированная в отечественный промышленный сектор и мировую экономику.
Под моделью интегрированной системы управления отходами в настоящем исследовании понимается комплекс мер и инструментов управления отходами институционального и прикладного характера. Учитывая интеграцию России в мировую экономику, система управления отходами должна строиться с учетом базовых принципов, применяемых в ЕС. Целью создания модели интегрированной системы управления отходами является предотвращение образования отходов в источнике их образования и создание замкнутого цикла движения отходов на уровне региона.
Алгоритм формирования модели интегрированной системы управления отходами, учитывающей вышеперечисленные позиции, заключается в последовательном решении следующих задач:
• сбор и обработка статистических данных об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов и создание на этой основе базы фактографических данных об отходах производства и потребления;
• систематизация фактографических данных об отходах по ряду тематических разрезов (по классам опасности для окружающей среды, по административному признаку, по видам экономической деятельности и др.) и представление их в виде законченных информационных продуктов;
• составление сводного баланса потоков отходов;
• выявление проблемных вопросов, связанных с большим количеством накопления отходов и/или с их высокой потенциальной (реальной) опасностью для окружающей среды;
• выбор видов отходов (по количествам, находящимся в хозяйственном обороте; по типам опасности и их степеням), которые в наибольшей степени влияют на социально-экономическую и экологическую ситуацию;
• анализ имеющейся схемы хозяйственного оборота выбранных видов отходов и основных экономических аспектов его осуществления;
• анализ имеющихся потенциальных экономических, организационных, технических, технологических и иных возможностей по минимизации приходной части сводного баланса потоков отходов посредством развития различных форм их удаления (переработка, утилизация, глубокая переработка, вывоз, захоронение и др.) с учётом промышленного потенциала и региональных условий;
• проведение поиска наиболее приемлемых решений проблемных вопросов на основе принципа максимальной самоокупаемости деятельности по обращению с отходами;
• разработка алгоритма действий по обращению с отходами с предварительным эколого-экономическим обоснованием каждого возможного варианта управленческого решения;
• предварительные расчёты затрат по альтернативным вариантам направления потоков отходов и их сравнение;
• выбор оптимального решения (оптимальных решений) по сокращению или переориентации потоков отходов на основе наиболее полного достижения главных целей и при условии ограничений по объёму привлекаемых ассигнований и по возможным экологическим рискам;
• подготовка предложений по выбору и привлечению возможных финансовых источников (бюджетных всех уровней, внебюджетных) по реализации выбранного оптимального решения (оптимальных решений) по управлению потоками отходов;
• подготовка предложений по принятию мер правового, организационного и экономического характера по внедрению модели интегрированной системы управления потоками отходов;
• проведение прединвестиционных исследований, установление возможных финансовых источников (бюджетных всех уровней, внебюджетных, включая зарубежные) и проведение работ по их привлечению;
• подготовка проектно-сметной документации (обоснование инвестиций и технико-экономическое обоснование) и получение необходимых согласований, заключений экспертиз, разрешений;
• практическая реализация модели интегрированной системы управления потоками отходов.
Модель интегрированной системы управления отходами выполняет три функции управления: регулятивную (создание эффективной нормативно-правовой базы; создание оптимальной государственной структуры управления отходами на всех уровнях, принимая во внимание необходимость создания государственного органа управления; обеспечение эффективного учета и контроля); технологическую (поиск, разработка и внедрение наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, включая накопленные техногенные образования) и информационную (создание системы специализированных информационных центров по управлению отходами на территории каждого субъекта РФ для поддержки принятия управленческих решений, включая российский информационный центр по технологиям и ведение государственного реестра технологий, проведение необходимого учета образования и размещения отходов, а также обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных лиц, включая общественность).
Это разделение является условным, универсально не применимо и может быть эффективно использовано при формировании системы управления отходами, хотя на практике трудно разделить, например, информационную и технологическую, или технологическую и регулятивную составляющие. Тем не менее, при формировании системы управления данное разделение представляется обоснованным, поскольку именно эти три составляющие наиболее удобны для иллюстрации функциональных различий субъектов правоотношений в области обращения с отходами. Условность разделения подтверждает отсутствие очевидно необходимой четвёртой составляющей - инвестиционной. Логическое построение интегрированной системы управления отходами идет по направлению от технологической составляющей, которая существует изначально, до введения остальных условий, к регулятивной составляющей, которая привносится позднее, с целью
корректировки дисбалансов в технологической составляющей; приоритетной функцией информационной составляющей является поддержка принятия решений в рамках технологической и регулятивной составляющих.
Заключение
На региональном уровне в большинстве субъектов Российской Федерации законодательными либо исполнительными органами власти приняты документы, регламентирующие процесс обращения с отходами с учетом требований федерального законодательства. В стране существует правовое поле для формирования системы обращения с отходами. Целью управления обращения отходами на региональном уровне должно стать обращение с отходами, соответствующее экономическим, социальным и экологическим нормам и требованиям, определяемым действующим законодательством. Следовательно, под управлением отходами надо понимать целенаправленное воздействие на деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов с целью добиться соответствия ее результатов экономическим, социальным и экологическим нормам и требованиям, определяемым действующим законодательством.
Полигоны еще длительное время останутся в России основным способом удаления (переработки) ТБО. Основная задача - обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия. Лишь в крупных и крупнейших городах эффективно строительство МСЗ (или мусороперерабатывающих заводов с предварительной сортировкой ТБО). Реальна эксплуатация небольших МСЗ для сжигания специфических отходов. В разных частях города могут и должны применяться свои способы удаления ТБО. Это связано с типом застройки, уровнем доходов населения, другими социально-экономическими факторами.
Острота проблемы, несмотря на достаточное количество путей решения, определяется увеличением уровня образования и накопления отходов. Усилия зарубежных стран направлены, прежде всего, на предупреждение и минимизацию образования отходов, а затем на их рециркуляцию, вторичное использование и разработку эффективных методов окончательной переработки, обезвреживания и окончательного удаления, а захоронения только отходов, не загрязняющих окружающую среду. Все эти мероприятия, бесспорно, уменьшают уровень негативного воздействия отходов промышленности на природу, но не решают проблему прогрессирующего их накопления в окружающей среде и, следовательно, нарастающей опасности проникновения в биосферу вредных веществ под влиянием техногенных и природных процессов. Разнообразие продукции, которая при современном развитии науки и техники может быть безотходно получена и потреблена, весьма ограничено, достижимо лишь на ряде технологических цепей и только высокорентабельными отраслями и производственными объединениями. Несмотря на длительную ориентацию промышленности нашей страны на ресурсосберегающие технологии, отображало это скорее экономические цели производства, нежели предотвращение вредного воздействия на природу. Движение к минимизации негативного воздействия промышленных отходов на окружающую среду следует осуществлять по двум магистральным направлениям: технологическое и экозащитное. Технологическое – повышение экологической безопасности производства. Экозащитное – стабилизация и изоляция опасных отходов от природной среды. Многостороннее и глубокое решение проблемы утилизации и переработки отходов – длительный и кропотливый процесс, которым предстоит заниматься ряду поколений ученых, инженеров, техников, экологов, экономистов, рабочих разного профиля и многих других специалистов.