Файл: 1 Общие вопросы организации похоронного дела в Российской Федерации 6.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация и нормативно-правовое регулирование похоронного дела в Российской Федерации
1.1. Общие вопросы организации похоронного дела в Российской Федерации
1.2. Система нормативных правовых актов в области похоронного дела в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы организации и правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации
2.1. Проблемы организации похоронного дела в Российской Федерации
2.2. Проблемы правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации
оказании ритуальных услуг не допустимо, поэтому базовые цены и тарифы должны отличаться единообразием. А если же потребитель желает что-либо дороже, то ему это и должно быть предоставлено.
Чтобы достичь изложенного, необходимо рассмотреть проблемы организации похоронного дела в Российской Федерации, сравнить его с опытом зарубежных стран, а также проанализировать особенности правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации, что будет сделано ниже в настоящем исследования.
Итак, в данном параграфе рассмотрены общие вопросы организации похоронного дела в Российской Федерации, основные этапы развития похоронного дела в Российской Федерации, в связи с тем, что отрасль довольно специфична, выявлены моменты о том, в каких случаях названная отрасль будет совершенной.
Основной нормативный правовой акт федерального уровня, который регулирует организацию похоронного дела в нашем государстве, – это указанный выше Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» [11].
Конечно же, особенности предоставления ритуально похоронных услуг имеются и в других нормативных актах, например, Уголовный, Гражданский, Налоговый кодексы, в земельном законодательстве, в КоАП РФ, в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Кром того, непосредственно развивая положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» были принят такой нормативный акт, как Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших».
В регулировании области похоронного дела имеются и подзаконные акты федеральных министерств, служб и ведомств. Можно, например, отметить Постановление Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882 – 11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В этом Постановлении непосредственно отражены требования санитарно-эпидемиологического характера к кладбищам.
В каждом регионе имеется, как правило, свой закон о погребении. Некоторые регионы принимают также свои нормативы по СанПиН [5, с. 81 – 86].
Нужно отметить, что сами земли, которые занимают кладбища, находятся в собственности органов местного самоуправления. Эти же органы формируют также и нормы по организации похоронного дела.
Есть еще отдельные нормы, которые являются особыми, это относится к воинским захоронениям, памятникам, мемориалам культурного назначения, закрытых кладбищах. Они есть в специальных законах.
Не оставил внимание эту область и Конституционный Суд. Имеются решения названного Суда, а также материалы судебной практики, и, конечно же, обычаи.
При этом хотелось бы отметить здесь законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в 2015 году был разработан группой при Минстрое России, а также экспертами в ритуальной области. Данный законопроект предусматривал внесение серьезных изменений, как в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», так и иные нормативные акты. Но подписан не был.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» постоянно дополняется изменениями. Хотелось бы остановиться на тех, которые появились в феврале 2017 года в виде законопроекта. Законодатели отказались от таких резонансных нововведений, как частные кладбища и всеобщее лицензирование, зато предложили ряд других изменений [10, с 55-58] .
Так, к поправкам, наиболее актуальным для заказчиков, относятся:
- инвентаризация кладбищ и как следствие – обязательная выдача паспортов (удостоверений) на захоронение;
- запрет на размещение ритуальных служб при моргах и больницах;
-запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг;
- обязательное заключение договора между ритуальной службой и заказчиком;
- появление понятия «похоронный дом»;
- создание реестра ритуальных служб;
- появление понятия «прижизненный договор» (на ритуальные услуги);
- введение штрафов за нарушение похоронного законодательства.
Кроме того, в соответствии с законопроектом, до 01 января 2023 года все кладбища России должны пройти инвентаризацию. Результатом инвентаризации станет создание реестра захоронений и выдача удостоверений с указанием лица, ответственного за захоронение.
В законопроекте однозначно указано, что размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях запрещается. Помимо этого, запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.
Должностным лицам, которые имеют доступ к информации о смерти, запрещено разглашать данную информацию (персональные данные), кроме как ближайшим родственникам и лицу, взявшему на себя ответственность по погребению. Им также запрещено предлагать ритуальные услуги, а также оказывать давление на родственников покойного с целью продажи ритуальных услуг или рекламы ритуальной службы.
Также запрещается покупка информации о смерти ритуальными службами. За данное нарушение ритуальные службы будут исключены из реестра ритуальных служб с потерей права осуществления своей деятельности. Об этом будет рассказано чуть ниже.
В законопроекте указано, что каждая ритуальная служба должна работать с заказчиком исключительно на основе договора. Выдача квитанций и расписок не может заменить договор на оказание ритуальных услуг.
Договор на организацию похорон имеет фиксированную форму и должен содержать следующие сведения:
- данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
- данные агента ритуального обслуживания;
- данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
- данные умершего;
- виды ритуальных услуг;
- цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
- сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
- дата приема заказа;
- права и обязанности сторон;
- ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.
До 1 сентября 2020 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.
Если ритуальная служба нарушает похоронное законодательство, ей выносится предписание об устранении нарушений. В случае игнорирования предписания, ритуальная служба вычеркивается из реестра. Доказанные факты покупки информации о смерти также являются веским поводом к исключению похоронных служб из реестра.
Похоронный дом представляет собой ритуальный многофункциональный комплекс, который состоит из:
- бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
- диспетчерской службы;
- останкохранилища (трупохранилища);
- помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
- ритуального зала.
Кроме того, в состав похоронного дома могут входить: крематорий; колумбарий; помещение для проведения поминальной трапезы; салон-магазин; мастерская.
Законопроект вводил понятие прижизненного договора на ритуальные услуги. Это значит, что любой человек может заключить с ритуальной службой договор на организацию похорон до факта наступления смерти. Договор может быть заключен как для себя, так и для других лиц.
В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое сообщит ритуальной службе о наступлении смерти. Плата по договору является единовременной и фиксированной.
Важным условием заключение договора является то, что все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, должны иметь договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг [10, с 55 - 58].
Законопроект предлагал внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, включив в него следующие штрафы:
- нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела: от 1000 до 5000 рублей - для граждан; для должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
- нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
- осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела: для должностных лиц – от 50 000 до 100 000; для юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.
- нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.
Данный законопроект подписан не был. Небольшие изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» были внесены, но этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что источники правового регулирования похоронного дела, погребения, оказания ритуальных услуг имеют определенную систему, она также включает в себя и нормы международного права, международные договоры, входят в нее и нормативные правовые акты,
указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты органов власти и управления субъектов нашего государства, органов местного самоуправления.
В настоящем параграфе будут рассмотрены проблемы организации похоронного дела в России.
В первую очередь хотелось бы отметить, что рынок ритуальных услуг как ранее, так и на современном этапе продолжает оставаться благоприятным полем для процветания криминализированных хозяйствующих субъектов, отличается коррумпированностью и высокой степенью потребительского риска. Неоднократно выявляются случаи недобросовестного завышения стоимости услуг и предметов похоронного назначения, умышленного сокрытия информации о возможности получения стандартизированного комплекса услуг на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня, грубого нарушения агентами правил профессиональной этики, а также факты продажи информации о смерти персоналом медицинских учреждений сотрудникам специализированных ритуальных служб и т.д. Официальная статистика неумолима: так, по итогам 2017 года численность населения России уменьшилась более чем на 1 млн. 824 тысяч человек, что говорит о существенной доле похоронной отрасли в социально-экономической составляющей государства [13].
Однако при этом большая доля доходов аккумулируется теневым бизнесом. Например, только в городе Москве, по оценкам экспертов, его доля на рынке ежегодно достигает 100-250 млрд. рублей; свыше 2/3 действующих игроков – «черные» и «серые» агенты, в том числе, из фирм – «однодневок» [10, с 55 - 58].
Думается, одна из ключевых правовых проблем на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления проявляется в недостаточно строгой административной ответственности должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Так, например, в соответствии со ст. 5.41 КоАП РФ, - не предоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а также невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо всего лишь в размере от двух до пяти тысяч рублей [11, с 34-39].
Чтобы достичь изложенного, необходимо рассмотреть проблемы организации похоронного дела в Российской Федерации, сравнить его с опытом зарубежных стран, а также проанализировать особенности правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации, что будет сделано ниже в настоящем исследования.
Итак, в данном параграфе рассмотрены общие вопросы организации похоронного дела в Российской Федерации, основные этапы развития похоронного дела в Российской Федерации, в связи с тем, что отрасль довольно специфична, выявлены моменты о том, в каких случаях названная отрасль будет совершенной.
1.2. Система нормативных правовых актов в области похоронного дела в Российской Федерации
Основной нормативный правовой акт федерального уровня, который регулирует организацию похоронного дела в нашем государстве, – это указанный выше Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» [11].
Конечно же, особенности предоставления ритуально похоронных услуг имеются и в других нормативных актах, например, Уголовный, Гражданский, Налоговый кодексы, в земельном законодательстве, в КоАП РФ, в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Кром того, непосредственно развивая положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» были принят такой нормативный акт, как Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших».
В регулировании области похоронного дела имеются и подзаконные акты федеральных министерств, служб и ведомств. Можно, например, отметить Постановление Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 г. № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882 – 11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В этом Постановлении непосредственно отражены требования санитарно-эпидемиологического характера к кладбищам.
В каждом регионе имеется, как правило, свой закон о погребении. Некоторые регионы принимают также свои нормативы по СанПиН [5, с. 81 – 86].
Нужно отметить, что сами земли, которые занимают кладбища, находятся в собственности органов местного самоуправления. Эти же органы формируют также и нормы по организации похоронного дела.
Есть еще отдельные нормы, которые являются особыми, это относится к воинским захоронениям, памятникам, мемориалам культурного назначения, закрытых кладбищах. Они есть в специальных законах.
Не оставил внимание эту область и Конституционный Суд. Имеются решения названного Суда, а также материалы судебной практики, и, конечно же, обычаи.
При этом хотелось бы отметить здесь законопроект «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в 2015 году был разработан группой при Минстрое России, а также экспертами в ритуальной области. Данный законопроект предусматривал внесение серьезных изменений, как в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», так и иные нормативные акты. Но подписан не был.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» постоянно дополняется изменениями. Хотелось бы остановиться на тех, которые появились в феврале 2017 года в виде законопроекта. Законодатели отказались от таких резонансных нововведений, как частные кладбища и всеобщее лицензирование, зато предложили ряд других изменений [10, с 55-58] .
Так, к поправкам, наиболее актуальным для заказчиков, относятся:
- инвентаризация кладбищ и как следствие – обязательная выдача паспортов (удостоверений) на захоронение;
- запрет на размещение ритуальных служб при моргах и больницах;
-запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг;
- обязательное заключение договора между ритуальной службой и заказчиком;
- появление понятия «похоронный дом»;
- создание реестра ритуальных служб;
- появление понятия «прижизненный договор» (на ритуальные услуги);
- введение штрафов за нарушение похоронного законодательства.
Кроме того, в соответствии с законопроектом, до 01 января 2023 года все кладбища России должны пройти инвентаризацию. Результатом инвентаризации станет создание реестра захоронений и выдача удостоверений с указанием лица, ответственного за захоронение.
В законопроекте однозначно указано, что размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях запрещается. Помимо этого, запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.
Должностным лицам, которые имеют доступ к информации о смерти, запрещено разглашать данную информацию (персональные данные), кроме как ближайшим родственникам и лицу, взявшему на себя ответственность по погребению. Им также запрещено предлагать ритуальные услуги, а также оказывать давление на родственников покойного с целью продажи ритуальных услуг или рекламы ритуальной службы.
Также запрещается покупка информации о смерти ритуальными службами. За данное нарушение ритуальные службы будут исключены из реестра ритуальных служб с потерей права осуществления своей деятельности. Об этом будет рассказано чуть ниже.
В законопроекте указано, что каждая ритуальная служба должна работать с заказчиком исключительно на основе договора. Выдача квитанций и расписок не может заменить договор на оказание ритуальных услуг.
Договор на организацию похорон имеет фиксированную форму и должен содержать следующие сведения:
- данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
- реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
- данные агента ритуального обслуживания;
- данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
- данные умершего;
- виды ритуальных услуг;
- цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
- сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
- дата приема заказа;
- права и обязанности сторон;
- ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.
До 1 сентября 2020 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.
Если ритуальная служба нарушает похоронное законодательство, ей выносится предписание об устранении нарушений. В случае игнорирования предписания, ритуальная служба вычеркивается из реестра. Доказанные факты покупки информации о смерти также являются веским поводом к исключению похоронных служб из реестра.
Похоронный дом представляет собой ритуальный многофункциональный комплекс, который состоит из:
- бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
- диспетчерской службы;
- останкохранилища (трупохранилища);
- помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
- ритуального зала.
Кроме того, в состав похоронного дома могут входить: крематорий; колумбарий; помещение для проведения поминальной трапезы; салон-магазин; мастерская.
Законопроект вводил понятие прижизненного договора на ритуальные услуги. Это значит, что любой человек может заключить с ритуальной службой договор на организацию похорон до факта наступления смерти. Договор может быть заключен как для себя, так и для других лиц.
В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое сообщит ритуальной службе о наступлении смерти. Плата по договору является единовременной и фиксированной.
Важным условием заключение договора является то, что все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, должны иметь договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг [10, с 55 - 58].
Законопроект предлагал внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, включив в него следующие штрафы:
- нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела: от 1000 до 5000 рублей - для граждан; для должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
- нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
- осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела: для должностных лиц – от 50 000 до 100 000; для юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.
- нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.
Данный законопроект подписан не был. Небольшие изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» были внесены, но этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что источники правового регулирования похоронного дела, погребения, оказания ритуальных услуг имеют определенную систему, она также включает в себя и нормы международного права, международные договоры, входят в нее и нормативные правовые акты,
указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты органов власти и управления субъектов нашего государства, органов местного самоуправления.
Глава 2. Проблемы организации и правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации
2.1. Проблемы организации похоронного дела в Российской Федерации
В настоящем параграфе будут рассмотрены проблемы организации похоронного дела в России.
В первую очередь хотелось бы отметить, что рынок ритуальных услуг как ранее, так и на современном этапе продолжает оставаться благоприятным полем для процветания криминализированных хозяйствующих субъектов, отличается коррумпированностью и высокой степенью потребительского риска. Неоднократно выявляются случаи недобросовестного завышения стоимости услуг и предметов похоронного назначения, умышленного сокрытия информации о возможности получения стандартизированного комплекса услуг на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня, грубого нарушения агентами правил профессиональной этики, а также факты продажи информации о смерти персоналом медицинских учреждений сотрудникам специализированных ритуальных служб и т.д. Официальная статистика неумолима: так, по итогам 2017 года численность населения России уменьшилась более чем на 1 млн. 824 тысяч человек, что говорит о существенной доле похоронной отрасли в социально-экономической составляющей государства [13].
Однако при этом большая доля доходов аккумулируется теневым бизнесом. Например, только в городе Москве, по оценкам экспертов, его доля на рынке ежегодно достигает 100-250 млрд. рублей; свыше 2/3 действующих игроков – «черные» и «серые» агенты, в том числе, из фирм – «однодневок» [10, с 55 - 58].
Думается, одна из ключевых правовых проблем на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления проявляется в недостаточно строгой административной ответственности должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Так, например, в соответствии со ст. 5.41 КоАП РФ, - не предоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а также невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо всего лишь в размере от двух до пяти тысяч рублей [11, с 34-39].