Файл: 1 Общие вопросы организации похоронного дела в Российской Федерации 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Со стороны государства в лице органов исполнительной власти проблемой на пути законности, чаще в пределах муниципальных образований с небольшой численностью населения, становится отсутствие эксплуатируемых кладбищ на государственном кадастровом учете как объектов недвижимого имущества. В связи с этим появляется угроза обезличивания, застройки и использования территорий мест захоронения не по целевому назначению, а это непосредственно противоречие ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» [1].

Кроме того, непосредственно создается препятствие к проведению мониторинга, осуществлению на его основе санитарного и экологического контроля в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Европейская и американская модели организации похоронного обслуживания кардинально отличаются от российской и предусматривают право частной собственности на объекты похоронного назначения. Уход от засилья муниципальных общественных некрополей реализуется через политику привлечения потенциальных объемных инвестиций из негосударственных источников. Собственниками в ряде случаев становятся не только похоронные дома, корпорации, но и религиозные братства. Особое внимание уделяется многокомпонентному контролю качества, включающему лицензирование, сертификацию, стандартизацию, унифицированные программы подготовки кадровых специалистов. Почти в каждой стране западного мира действует институт саморегулирования похоронного бизнеса в лице профессиональных объединений (ассоциаций), например, NFDA (National Funeral Directors Association) в США, имеющая региональные отделения во всех штатах. Предоставление могильных участков и усыпальниц (колумбарных ниш, подземных и наземных склепов) нередко организуется на условиях договора аренды первоначальным сроком на 10-15 лет, по истечении которого возможна пролонгация или выбор более экономного способа содержания останков - кремации с последующим захоронением праха. В некоторых государствах (Чехия) применяется рекультивация мест захоронения и их повторное использование. Все эти меры являются вынужденными последствиями ограниченности земельных ресурсов, перенаселения, особенностей ландшафта и климата [7, с 23 - 27].

Итак, проанализировав организацию похоронного дела в России, а также в зарубежных странах, можно сделать вывод, что на современном этапе развития нашего государства крайне необходимо последовательное систематичное, а также структурное реформирование организации похоронного дела в целом, и рынка ритуальных услуг, в частности, так как усугубляется все это не только их теневым характером, большим количеством нарушений, но и наличием открытых пробелов в устаревшем законодательстве. Данную проблему подробнее рассмотрим в следующем параграфе.

2.2. Проблемы правового регулирования похоронного дела в Российской Федерации



В связи с тем, что непосредственно организация похоронного дела отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, государство практически не участвует в проблемах этой сферы, не развивает ее. Но так как у органов местного самоуправления недостаточно финансирования для развития области похоронного дела, гарантии частным инвесторам никто не дает, поэтому она находятся практически в критическом состоянии.

Но при этом, и частные кладбища нельзя создавать, так как земли, которые находятся под некрополями и мемориальными местами выведена из оборота, по закону их нельзя продавать и покупать.

Анализируя же сам Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», хотелось бы отметить такую еще правовую проблему. В статье 3 названного Закона перечисляются возможные способы погребения. Это следующие, - путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Но при этом, именно способ погребения, - захоронение в воду, не урегулирован законодательством Российской Федерации. Поэтому, думается, что лучше исключить его из названной статьи или же нормативно закрепить порядок такого погребения.

Поскольку современный этап развития общества предполагает процесс международной интеграции, отечественный законодатель стремится к обмену знаниями и использованию опыта иностранных коллег в достижении наивысшего качества сервиса. В настоящее время в законодательные акты внесены изменения. Так, например:

1. Дополнительные требования к организации специализированных служб по вопросам похоронного дела (данный статус получили только юридические лица, заключившие соглашение с уполномоченным органом).

2. Созданы реестры специализированных служб по вопросам похоронного дела, сведения из которых общедоступны и подлежат размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа в сфере похоронного дела (после 1 сентября 2019 г. осуществление деятельности по оказанию услуги по организации похорон лицами, не включенными в реестр специализированных служб, не допускается) [6].



Но в то же время до настоящего времени не нашли решения в федеральном законодательстве следующие проблемы:

1. Разграничение ритуальных, медицинских и религиозных услуг, что позволит остановить «навязывание» клиентам не свойственных медицинским учреждениям процедур (бальзамирование, подготовка тел к захоронению).

2. Разграничение ритуальных услуг по организации похорон, которые смогут оказывать только специализированные службы по вопросам похоронного дела (юридические лица), и ритуальных услуг на кладбище, а также иных ритуальных услуг, не связанных непосредственно с организацией похорон, разрешаемых к осуществлению индивидуальными предпринимателями.

3. Ликвидация правового пробела в части возмещения стоимости погребения умерших, чья личность не установлена.

4. Инвентаризация кладбищ с целью учета мест захоронений путем внесения в реестр информации об умерших, даты и номера записи акта о смерти, способе погребения, лице, ответственном за место захоронения и т.д.

5. Установление перечня требований к материально-хозяйственному обеспечению кладбищ в зависимости от принадлежности по классификации площади их территории (более или менее 10 га), возможность разделения кладбищ на функциональные зоны.

6. Учреждение похоронных домов, крематориев, колумбариев на праве частной собственности.

7. Выдача лицу, ответственному за место захоронения, а также взявшему на себя обязанности по организации похорон умершего, или иному лицу из числа его близких родственников паспорта (удостоверения) на место захоронения, в который впоследствии вносятся записи о последующих погребениях на указанном участке в целях возложения обязанности по уходу за местом захоронения, облегчению их поиска и уменьшению числа «бесхозных» мест погребения.

8. Уточнение предоставления семейных (родовых) захоронений на коммерческой основе (с 1 января 2021 г. - только при наличии правоустанавливающих и право удостоверяющих документов на земельные участки с расположенными на них некрополями).

9. Введение нового понятийного аппарата («объект похоронного назначения», «останкохранилище» (трупохранилище), «похоронный дом») и так далее.

Отдельно стоит отметить прямые указания на запрет получившим доступ к информации о фактах наступления смерти и персональным данным умершего его близких и иных родственников, передачи сведений третьим лицам; недопустимость размещения пунктов приема заказов специализированных служб по вопросам похоронного дела (их филиалов и представительств) в медицинских организациях и на их территориях.


Поэтому понятно, что законодательство в исследуемой области устарело, необходимы кардинальные изменения в законодательстве, регулирующего организацию похоронного дела в Российской Федерации в связи с большими указанными выше правовыми проблемами. Причем это основные проблемы, а, по сути, их намного больше. Законодательные акты субъектов Российской Федерации не решают этих проблем, та как, в принципе, дублируют названный выше федеральный закон.

В 2017 году наш Президент по итогам инспекции Контрольным управлением Президента ритуально-похоронной отрасли дал ряд поручений, которые сводятся именно к этому, - необходимо навести порядок в области похоронного дела, особенно рынка. Для этого были привлечены и МВД России, и Генеральная прокуратура и другие ведомства. Проверки, конечно же проводились и проводятся в настоящее время. но правовая сфера пока до конца так и не усовершенствована.

Так, например, 17.09.2019 согласно приказу Главного управления региональной безопасности Московской области от 12.08.2019 № 140 проведена плановая проверка администрации городского округа Черноголовка Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

При проверке книги регистрации захоронений выявлено нарушение требований распоряжения Главного управления от 14.05.2019 № 19-РГУ «О реализации отдельных положений Закона Московской области №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», наименование граф в книгах не соответствуют установленной форме.

По результатам проверки в целях устранения выявленных нарушений администрации городского округа Черноголовка Московской области выдано предписание. [12]

Еще один пример. 25.09.2019 согласно приказу Главного управления региональной безопасности Московской области от 12.08.2019 № 139 проведена плановая проверка администрации городского округа Электрогорск Московской области в сфере погребения и похоронного дела.

При проверке книги регистрации захоронений выявлено нарушение требований распоряжения Главного управления от 14.05.2019 № 19-РГУ «О реализации отдельных положений Закона Московской области №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области», а именно: - книга не соответствует установленной форме.

В ходе осмотра кладбища выявлено нарушение Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52.


По результатам проверки администрации городского округа Электрогорск Московской области выдано предписание [12].

Как уже говорилось ранее, еще в 2015 году был разработан проект закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, если бы вступил в силу, заменил действующий до настоящего времени Федеральный закон «О погребении и похоронном деле». При этом положения данного законопроекта ориентированы на жесткий контроль в данной области.

При этом разработчики законопроекта, которые входили в группу при Минстрое России, а также эксперты в ритуальной области , прорабатывали три варианта контроля за данной областью:

- лицензирование ритуальных организаций;

- создание Реестра ритуальных организаций;

- саморегулирование (СРО)

По сути, решается, будут ли органы власти полностью контролировать похоронный рынок или же его участникам предоставят немного самостоятельности.

Несмотря на то, что первоначально проект содержал возвращение к лицензированию, дальнейшее отступление от этого положения вызвано неоднозначностью его последствий: процедура может активизировать незаконную торговлю правообразующими документами. В российских реалиях наиболее прозрачной выглядит идея контроля через деятельность саморегулируемых организаций (СРО) и расширение полномочий муниципалитетов.

Практически все указанные выше проблемы в области похоронного дела нашли, так или иначе, свое отражение в законопроекте, но независимо от того, что в него в 2017 году вносились изменения, до настоящего времени он не подписан.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что современное состояние похоронного дела в России крайне неудовлетворительным, особенно несовершенно законодательство, имеется огромное количество правовых проблем. В связи с этим полагаем, что грядущее реформирование этой отрасли будет в ближайшее время. И оно логически обоснованно.

Думается, именно путь государственно-частного партнерства, наиболее предпочтительный для дальнейшего развития ритуального рынка, не только позволит сократить уровень маргинализации агентской сети, создать здоровую конкурентоспособность экономических субъектов, привлечь интерес малого бизнеса, но и повысит уровень доверия населения, правовую культуру граждан как аудитории потенциальных потребителей.