Файл: Курсовая работа Студентка 3 курса 303 группы Симоненко Анастасия Андреевна Специальность 44. 02. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2.  Использование информационных технологий на уроках математики

2.1 Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

Для повышения эффективности обучения в школе необходимо внедрение мультимедийных технологий, которые позволяют достичь высоких результатов, положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета.

Современные компьютерные средства привлекают большинство обучаемых богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации. Использование мультимедиа-ресурсов способствует развитию у обучаемых желания пробовать все новые и новые решения. При условии, что учитель обеспечивает должную поддержку.
Использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, это неоспоримый факт. При использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего, явно оптимистическая оценка, но о повышении эффективности усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная, и слуховая составляющие было известно задолго до появления компьютеров. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более, много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день.

Все эти факты ведут к необходимости научно–педагогического осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедийными обучающими технологиями.


Таким образом, использование мультимедийных технологий повышает эффективность процесса обучения в общеобразовательной школе.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Из всех аспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

Как сделать процесс обучения более эффективным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?

Процесс модернизации обучения требует формирования у обучающихся компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Своей главной задачей является помочь обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.



Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял». Конфуций Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео- и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей

  • овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:


  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

  • анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Таким образом, мультимедийные технологии позволяют лучше раскрыть суть урока и более наглядно показать ученикам более красочную и понятную картину урока и предмета
2.2 Методологические основы проведения урока математики в начальной школе с использованием ИКТ

Нет необходимости и невозможно одинаково учить и научить всех детей, сформировать у каждого ребенка одни и те же умения и навыки по разным предметам, добиться от детей одного и того же уровня развития логического и творческого мышления, одинакового восприятия действительности. Это касается и обучения математике, методов решения различных задач, построения и анализа различных математических моделей процессов и явлений. Компьютерная поддержка этого процесса дает значительный педагогический эффект, облегчая, расширяя и углубляя изучения и понимания математики как науки.

Одно из самых сложных заданий для учителей начальных классов - это развитие умственных способностей младших школьников. Но не следует забывать также и о воспитании определенных чувств, которые усиливают умственную активность ученика. Положительный фон урока вызывает у школьников чувство радости, удивления, восхищения от решения некоторой сложной задачи и нахождения рационального способа, что способствует формированию интереса к изучению математики.

Учителя начальных классов используют в методике преподавания математики различные методы обучения, которые считаются классическими:

• устное изложение;

• демонстрации и иллюстрирования;

• беседы;

• вправление;

• производственно-практические методы и т.д.

Однако эти методы всех проблем и задач не решают.


Использование ИКТ в процессе изучения математики открывает целый ряд возможностей для разностороннего, нетрадиционного, наглядного осмысления учащимися предметного материала. Применение компьютера на уроках математики - хорошая возможность активизировать познавательные интересы учащихся во время изучения и закрепления нового материала, повысить мотивацию учебной деятельности, организовать самостоятельную работу учащихся. Возможности использования компьютера дают возможность подавать новый материал наглядно, в форме игры.

Для учителей математики начального звена образования важным является следующие вопросы в контексте использования компьютера на уроке:

• реализация возможностей ИКТ в области построения различных экранных изображений математических объектов, их динамического представления;

• автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности, а также деятельность по сбору, обработке данных об объектах, которые изучаются, явления, процессы;

• реализация прикладной направленности обучения математики с использованием ИКТ;

• использование компьютерных тестирующих и диагностирующих методик, установка уровня усвоения материала.

Компьютерное обеспечение уроков математики в начальной школе требует надлежащего прикладного программного обеспечения (ППС). Выбор программ и разработка дидактических компьютерных средств осуществляется учителем на основе следующих принципов:

1. Доступность. В этом принципе сконцентрированы идеи, такие, как отбор ППС, что уже есть в наличии (программы, которые уже находятся на компьютере), а также отбор программ, с которыми ознакомлен учитель и умеет с ними работать.

2. Простота. Здесь имеется в виду возможность учащихся работать с некоторыми программами (например, играми, простейшими редакторами и специально-разработанными для детей 6-10 лет программами).

3. Надежность. Программы, которые использует учитель, должны быть лицензированы, чтобы не принести случайного ущерба психическому или физическому здоровью детей, которые с ними работают.

4. Еще одним принципом подбора программ является их практическая богатая функциональность, т.е. возможность учителю сделать в этой программе как можно больше полезной информации для детей: подобрать или создать рисунки, схемы, таблицы, другую наглядность, распечатать ее использовать как наглядное пособие саму программу или ее продукты, и т.д.