Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Выполнение грамматических упражнений по темам: «Определение рода иноязычных слов», «Раздельное и дефисное написание частиц», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными».
ТЕМА 20. Морфологические особенности научного стиля речи.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.
2. Прочитайте текст.
3. Найдите в тексте абстрактные существительные.
4. Отвлеченные существительные в форме множественного числа.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Глаголы настоящего времени соверш. вида.
2. Имена существительные в значении множественного.
3. Краткие страдательные причастия.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Прилагательные в краткой и полной форме
2. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.
2. Выберите текст научного стиля для анализа.
3. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля.
Задания для СРОП:
Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.
2. Выберите текст научного стиля для анализа.
3. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля.
4. Выполнение упражнений по темам «Краткие страдательные причастия», «Образование полных и кратких прилагательных», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными».
ТЕМА 21. Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1.Презентации по теме: «Синтаксические особенности научного стиля речи».
2. Работа над тестом по специальности.
3. Вводные слова и предложения.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Синтаксические особенности на уровне словосочетания.
2. Работа над тестом по специальности.
3. Подчинительные союзы со значением обусловленности.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Синтаксические особенности на уровне предложения.
2. Работа над тестом по специальности.
3. СПП с придаточными определительными.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Подготовка сообщений научного характера по специальности с использованием сложных предложений.
2. Подготовка презентации на сообщение.
Задания для СРОП:
1. Защита сообщений научного характера по специальности с использованием сложных предложений.
2. Защита презентации на сообщение.
3. Выполнение упражнений по темам «Вводные слова и предложения», «Подчинительные союзы со значением обусловленности», «СПП с придаточными определительными».
ТЕМА 22. Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Собственно научный, учебно-научный, научно-информативный, учебно-справочный, научно-популярный жанры научного стиля речи. Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Презентация на тему «Подстили научного стиля».
2. Прочитать тексты научного стиля.
3. Определить стиль речи текстов.
4. Сложносочиненные предложения.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Сделайте, анализ текстов, выделяя в каждом из них лексические, морфологические, синтаксические особенности
2. Повторение устных тем.
3. Пунктуация в ССП.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Опрос по пройденным грамматическим и речевым темам.
2. СПП с придаточными уступки.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитать тексты научного стиля.
2. Провести сопоставительный анализ текстов различных постилей.
3. Характеристика структуры текста учебников по специальности.
4. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.
Задания для СРОП:
1. Прочитать тексты научного стиля.
2. Сопоставительный анализ текстов различных постилей.
3. Характеристика структуры текста учебников по специальности.
4. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.
5. Выполнение упражнений по темам «Сложносочиненные предложения», «Пунктуация в ССП», «СПП с придаточными уступки».
МОДУЛЬ 7. ТЕКСТ КАК СТРОЙНАЯ СИСТЕМА С ОСОБЫМИ ЗАКОНАМИ СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЫСЛИ.
ТЕМА 23. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Понятие о тексте. Признаки текста. Композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Контрольная работа.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Ознакомьтесь с понятием «текст».
2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.
3. СПП с придаточным времени.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1 .Прочитать текст.
2. Определите структуру текста.
3. Составление простого и сложного плана научного текста.
4. Выражение подлежащего разными частями речи.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Составьте тексты о своей специальности.
2. Укажите признаки научного текста.
3. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выберите текст.
2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.
3. Определите структуру текста.
4. Составление простого и сложного плана научного текста.
5. Выражение подлежащего разными частями речи.
Задания для СРОП:
1. Чтение текста.
2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.
3. Определите структуру текста.
4. Составление простого и сложного плана научного текста.
5. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.
6. СПП с придаточным времени.
Тема 24. Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы.
План практических занятий (3 часа)
1занятие
1. Прочитать текст.
2. Определите структуру текста.
3. Определите основную мысль и тему текста.
4. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Прочитать текст.
2. Определите тему текста.
3. Составьте простой и сложной план научного текста.
4. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Составьте свой текст «Профессия будущего», «Молодежь и наука», «XXI век – век информационных технологий».
2. Определите структуру текста
3. Правописание слов с прописными буквами.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитать текст. Запишите его.
2. Определите структуру текста.
3. Определите основную мысль и тему текста.
4. Составьте простой и сложной план научного текста.
Задания для СРОП:
1. Структура и смысл текста.
2. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы.
3. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами.
4. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
5. Правописание слов с прописными буквами.
ТЕМА 25. Коммуникативные задачи текста. КЗ как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?»
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитайте текст.
2. Найдите в тексте конструкции, выражающие определение предмета и введение термина.
3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие определение предмета и введение термин.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Прочитайте текст.
2. Найдите в тексте конструкции, выражающие квалификацию и классификацию предмета.
3.Знаки препинания в СПП.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?»
2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие определение предмета и введение термина, квалификацию и классификацию предмета.
3. Обособленные дополнения.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитайте текст.
2. Найдите в тексте конструкции, выражающие определение предмета и введение термина.
3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие определение предмета и введение термин.
Задания для СРОП:
1. КЗ как цель авторского общения.
2. Позиция предложения, содержащая КЗ.
3. Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов.
4.Знаки препинания в СПП.
5. Обособленные дополнения.
ТЕМА 26. Коммуникативные задачи текста. Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности).
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитать текст.
2. Найти конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.
3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.
4. Составное именное сказуемое.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Работа над текстом по специальности.
2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.
3. Склонение числительных.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Пересказать текст по специальности, используя конструкции, выражающие определение предмета, введение термина, квалификацию предмета, качественный и количественный состав предмета.
2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие определение предмета, введение термина, квалификацию предмета, качественный и количественный состав предмета.
3. СПП с придаточными образа действия, меры и степени.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитать текст.
2. Найти конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.
3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.
4. Составьте предложения с конструкциями, выражающие принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.
Задания для СРОП:
1. Качественный и количественный состав, строение предмета.
2. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.
3. Работа над текстом по специальности с выделением конструкций, выражающих КЗ.
4. Составное именное сказуемое.
5. Склонение числительных.
6. СПП с придаточными образа действия, меры и степени.
ТЕМА 27. Микротема текста. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитать текст.
2. Определите структуру текста.
3. Выделите микротемы текста.