Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Выполнение грамматических упражнений по темам: «Определение рода иноязычных слов», «Раздельное и дефисное написание частиц», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными».
ТЕМА 20. Морфологические особенности научного стиля речи.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.

2. Прочитайте текст.

3. Найдите в тексте абстрактные существительные.

4. Отвлеченные существительные в форме множественного числа.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Глаголы настоящего времени соверш. вида.

2. Имена существительные в значении множественного.

3. Краткие страдательные причастия.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Прилагательные в краткой и полной форме

2. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.

2. Выберите текст научного стиля для анализа.

3. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля.
Задания для СРОП:

Дайте характеристику морфологическим особенностям научного стиля.

2. Выберите текст научного стиля для анализа.

3. Выделите в тексте морфологические особенности научного стиля.

4. Выполнение упражнений по темам «Краткие страдательные причастия», «Образование полных и кратких прилагательных», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными».

ТЕМА 21. Синтаксические особенности научного стиля речи (работа над текстом по специальности). Подготовка сообщений по специальности с использованием сложных предложений.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1.Презентации по теме: «Синтаксические особенности научного стиля речи».

2. Работа над тестом по специальности.

3. Вводные слова и предложения.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Синтаксические особенности на уровне словосочетания.

2. Работа над тестом по специальности.

3. Подчинительные союзы со значением обусловленности.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Синтаксические особенности на уровне предложения.

2. Работа над тестом по специальности.

3. СПП с придаточными определительными.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Подготовка сообщений научного характера по специальности с использованием сложных предложений.


2. Подготовка презентации на сообщение.
Задания для СРОП:

1. Защита сообщений научного характера по специальности с использованием сложных предложений.

2. Защита презентации на сообщение.

3. Выполнение упражнений по темам «Вводные слова и предложения», «Подчинительные союзы со значением обусловленности», «СПП с придаточными определительными».
ТЕМА 22. Подстили научного стиля (сфера употребления, особенности изложения, цель, характер, адресат разных подстилей). Собственно научный, учебно-научный, научно-информативный, учебно-справочный, научно-популярный жанры научного стиля речи. Сопоставительный анализ текстов различных постилей. Характеристика структуры текста учебников по специальности. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Презентация на тему «Подстили научного стиля».

2. Прочитать тексты научного стиля.

3. Определить стиль речи текстов.

4. Сложносочиненные предложения.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Сделайте, анализ текстов, выделяя в каждом из них лексические, морфологические, синтаксические особенности

2. Повторение устных тем.

3. Пунктуация в ССП.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Опрос по пройденным грамматическим и речевым темам.

2. СПП с придаточными уступки.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Прочитать тексты научного стиля.

2. Провести сопоставительный анализ текстов различных постилей.

3. Характеристика структуры текста учебников по специальности.

4. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.
Задания для СРОП:

1. Прочитать тексты научного стиля.

2. Сопоставительный анализ текстов различных постилей.

3. Характеристика структуры текста учебников по специальности.

4. Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.

5. Выполнение упражнений по темам «Сложносочиненные предложения», «Пунктуация в ССП», «СПП с придаточными уступки».

МОДУЛЬ 7. ТЕКСТ КАК СТРОЙНАЯ СИСТЕМА С ОСОБЫМИ ЗАКОНАМИ СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЫСЛИ.

ТЕМА 23. Текст как стройная система с особыми законами строения и развития мысли. Понятие о тексте. Признаки текста. Композиционная четкость, логика изложения, информативность как признаки научного текста. Контрольная работа.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Ознакомьтесь с понятием «текст».

2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.

3. СПП с придаточным времени.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1 .Прочитать текст.

2. Определите структуру текста.

3. Составление простого и сложного плана научного текста.

4. Выражение подлежащего разными частями речи.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Составьте тексты о своей специальности.

2. Укажите признаки научного текста.

3. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Выберите текст.

2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.

3. Определите структуру текста.

4. Составление простого и сложного плана научного текста.

5. Выражение подлежащего разными частями речи.
Задания для СРОП:

1. Чтение текста.

2. Охарактеризуйте признаки текста: композиционная четкость, логика изложения, информативность.

3. Определите структуру текста.

4. Составление простого и сложного плана научного текста.

5. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

6. СПП с придаточным времени.
Тема 24. Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы.

План практических занятий (3 часа)

1занятие

1. Прочитать текст.

2. Определите структуру текста.

3. Определите основную мысль и тему текста.

4. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Прочитать текст.

2. Определите тему текста.

3. Составьте простой и сложной план научного текста.

4. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Составьте свой текст «Профессия будущего», «Молодежь и наука», «XXI век – век информационных технологий».


2. Определите структуру текста

3. Правописание слов с прописными буквами.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Прочитать текст. Запишите его.

2. Определите структуру текста.

3. Определите основную мысль и тему текста.

4. Составьте простой и сложной план научного текста.
Задания для СРОП:

1. Структура и смысл текста.

2. Тема как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте. Научно-учебные заголовки как способ выражения темы.

3. Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами.

4. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.

5. Правописание слов с прописными буквами.
ТЕМА 25. Коммуникативные задачи текста. КЗ как цель авторского общения. Позиция предложения, содержащая КЗ Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?»

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Прочитайте текст.

2. Найдите в тексте конструкции, выражающие определение предмета и введение термина.

3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие определение предмета и введение термин.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Прочитайте текст.

2. Найдите в тексте конструкции, выражающие квалификацию и классификацию предмета.

3.Знаки препинания в СПП.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Составление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?»

2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие определение предмета и введение термина, квалификацию и классификацию предмета.

3. Обособленные дополнения.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Прочитайте текст.

2. Найдите в тексте конструкции, выражающие определение предмета и введение термина.

3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие определение предмета и введение термин.
Задания для СРОП:

1. КЗ как цель авторского общения.

2. Позиция предложения, содержащая КЗ.

3. Определение предмета. Введение термина. Квалификация и классификация предметов.

4.Знаки препинания в СПП.

5. Обособленные дополнения.
ТЕМА 26. Коммуникативные задачи текста. Качественный и количественный состав, строение предмета. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета (работа над текстом по специальности).


План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Прочитать текст.

2. Найти конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.

3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.

4. Составное именное сказуемое.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

2 занятие

1. Работа над текстом по специальности.

2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.

3. Склонение числительных.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.

3 занятие

1. Пересказать текст по специальности, используя конструкции, выражающие определение предмета, введение термина, квалификацию предмета, качественный и количественный состав предмета.

2. Составьте предложения с конструкциями, выражающие определение предмета, введение термина, квалификацию предмета, качественный и количественный состав предмета.

3. СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:

1. Прочитать текст.

2. Найти конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.

3. Пересказать текст, используя конструкции, выражающие количественный и качественный состав предмета.

4. Составьте предложения с конструкциями, выражающие принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.
Задания для СРОП:

1. Качественный и количественный состав, строение предмета.

2. Принадлежность предмета к классу, возникновение, происхождение предмета.

3. Работа над текстом по специальности с выделением конструкций, выражающих КЗ.

4. Составное именное сказуемое.

5. Склонение числительных.

6. СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

ТЕМА 27. Микротема текста. Микротема как часть общей темы: одно или несколько предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста.

План практических занятий (3 часа)

1 занятие

1. Прочитать текст.

2. Определите структуру текста.

3. Выделите микротемы текста.