Файл: Учебное пособие по русскому языку для студентов национальных групп Официальноделовой стиль русского языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 12. Жанры административно-канцелярского подстиля официально-делового стиля: характеристика, протокол, письмо запрос, письмо-ответ.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Ознакомление с жанрами официально-делового стиля.
2. Работа над образцами характеристики, протокола.
3. Выполнение упражнений по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Работа над образцами характеристики, протокола.
2. Выявление особенностей ОДС в текстах характеристики, протокола.
3. Выполнение упражнений по теме «Слитное и раздельное написание союзов».
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Работа над образцами резюме.
2. Работа над образцами письма-запроса, письма-ответа.
3. Выполнение упражнений по теме «Правописание производных предлогов».
Литература: 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО:
1. Подготовка собственного текста официально-делового стиля (характеристика на одногруппника).
2. Подготовка протокола.
3.Подготовка деловых писем.
4. Выявление в тексте особенностей ОДС.
Задания для СРОП:
1. Защита собственного текста официально-делового стиля (характеристика на одногруппника).
2. Защита протокола.
3. Выявление в тексте особенностей ОДС.
4. Выполнение упражнений по темам «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными», «Слитное и раздельное написание союзов», «Правописание производных предлогов».
МОДУЛЬ 5. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
ТЕМА 13. Публицистический стиль речи.
Особенности публицистического стиля. Функции и формы публицистического стиля.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Знакомство с признаками публицистического стиля.
2. Выполнение предтектстовых упражнений по текстам публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2занятие
1. Характерные особенности публицистического стиля
2. Функции и формы публицистический стиля.
3. Выполнение упражнений по теме «Правописание -тся, ться в глаголах».
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Функции и формы публицистического стиля.
2. Знакомство с образцами публицистического стиля.
3. Выполнение предтектстовых и послетекстовых упражнений.
4. Выполнение упражнений по теме «Составное глагольное сказуемое».
Литература: осн. 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО: Подготовка сообщения «Публицистический стиль. Характерные особенности публицистического стиля»
2. Подготовка сообщения «Функции и формы публицистический стиля».
3. Анализ одного текста публицистического стиля на выбор.
Задания для СРОП:
1. Защита сообщения «Публицистический стиль. Характерные особенности публицистического стиля»
2. Защита сообщения «Функции и формы публицистический стиля».
3. Анализ одного текста публицистического стиля на выбор.
4. Выполнение упражнений по темам «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия», «Правописание -тся, ться в глаголах», «Составное глагольное сказуемое».
ТЕМА 14. Публицистический стиль речи. Газетные жанры. Особенности газетных текстов.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитайте газетные тексты.
2. Определите жанр газетных текстов.
3. Выделите особенности газетных текстов.
4. Выполнение упражнений по теме «Правописание звонких и глухих согласных».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Прочитать образцы газетных текстов. В текстах найдите изобразительные средства языка.
2.Выполнение предтекстовых упражнений, притекстовых и послетекстовых заданий.
3. Согласование подлежащего с определением.
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Повторение грамматических тем.
2. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выбрать образцы газетных текстов (на выбор).
2. В текстах найдите изобразительные средства языка.
3. Дать краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля.
Задания для СРОП:
1. Анализ образца газетных текстов (на выбор).
2. Краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по темам «Правописание звонких и глухих согласных», «Согласование подлежащего с определением», «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
ТЕМА 15. Публицистический стиль речи. Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи»
. Контрольная работа.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1.Вашему вниманию предлагается несколько газетных сообщений. Прочитайте их.
2. Выберите один из сообщений для обсуждения темы круглого стола
3. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Используя опорные слова для извлечения информации из газетного текста, дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
2. Выразите свое отношение к содержанию газетного текста.
3. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи».
2.Упротребление синонимов и антонимов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17
Задания для СРО:
1. Выберите текст публицистического стиля для анализа (на выбор).
2. Используя опорные слова для извлечения информации из газетного текста, дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
3. Выразите свое отношение к содержанию газетного текста.
Задания для СРОП:
1. Чтение текста публицистического стиля.
2. Дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
3. Выполнение упражнений по темам «Правописание падежных окончаний имен прилагательных», «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них», «Употребление синонимов и антонимов».
II семестр
ТЕМА 16. Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору ((праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития).
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Презентация на тему «Телерепортаж».
2. Выполнение грамматических заданий.
3. Омонимы и многозначные слова.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Составьте телерепортаж по выбору «Студенческая весна», «Мисс университета», «Субботник», «Один день из жизни общежития»
2. Абстрактные существительные.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Виды простых предложений
2. Абстрактные существительные
3. Слитное и раздельное написание союзов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Составьте репортаж для газеты по студенческой тематике.
2. Выделите особенности публицистического стиля.
Задания для СРОП:
1. Защита репортажа для газеты по студенческой тематике.
2. Выделите особенности публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по темам «Омонимы и многозначные слова», «Абстрактные существительные», «Слитное и раздельное написание союзов».
ТЕМА 17. Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы. Контрольная работа.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Презентация на тему «Обзор по материалам прессы», «Лексические опоры для тематического обзора материалов из периодической литературы» «Примеры обзоров»
2. Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Прочитайте образцы обзоров. Обратите внимание на их структуру и использование лексических опор.
2. Прочитайте газетные сообщения.
3. Склонение имен существительных.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Используя лексические опоры для тематического обзора из периодической литературы, напишите обзор.
2. Обособленные определения.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитайте образцы обзоров. Обратите внимание на их структуру и использование лексических опор.
2. Прочитайте газетные сообщения.
3. Используя лексические опоры для тематического обзора из периодической литературы, напишите обзор.
4. Подготовьте презентацию на собственный обзор.
Задания для СРОП:
1. Анализ образцов обзоров.
2. Защита презентации на собственный обзор.
2. Выполнение грамматических упражнений по темам «Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим», «Склонение имен существительных», «Обособленные определения».
МОДУЛЬ 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
ТЕМА 18. Научный стиль речи. Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов.
План практических занятия (3 часа)
1 занятие
1. Прочитайте текст
2. Определите особенности научного стиля по данному тексту.
3. Образование действительных причастий настоящего времени.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Ответьте, по каким признакам вы определили особенности научного стиля речи.
2. Согласование определений и приложений.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим
2. Склонение имен существительных
3. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выберите текст научного стиля из любого учебника (на выбор).
2. Определите особенности научного стиля по данному тексту.
3. Ответьте, по каким признакам вы определили особенности научного стиля речи.
Задания для СРОП:
1. Анализ текста научного стиля из любого учебника (на выбор).
2. Выделение особенностей характерных черт научного стиля и условия функционирования.
3. Определение жанровой специфики научных текстов.
4. Выполнение упражнений по темам «Образование действительных причастий настоящего времени», «Согласование определений и приложений», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия».
ТЕМА 19. Основные пласты лексики научной речи. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов).
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитать текст. Найти в нем общеупотребительную лексику.
2. Найти термины-словосочетания.
3. Определение рода иноязычных слов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Лексические пласты научной стили речи
2. Из текста выписать нейтральную, общенаучную и узкоспециальную лексику.
3. Раздельное и дефисное написание частиц.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Терминология как основной признак научного стиля.
2. Работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов.
3. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выберите текст научного стиля (на выбор) для анализа.
2. Найдите в нем общеупотребительную лексику.
3. Найдите термины, дайте им определения.
Задания для СРОП:
Анализ текста научного стиля (на выбор).
2. Найдите в нем общеупотребительную лексику.
3. Найдите термины, дайте им определения.
4. Работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Ознакомление с жанрами официально-делового стиля.
2. Работа над образцами характеристики, протокола.
3. Выполнение упражнений по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Работа над образцами характеристики, протокола.
2. Выявление особенностей ОДС в текстах характеристики, протокола.
3. Выполнение упражнений по теме «Слитное и раздельное написание союзов».
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Работа над образцами резюме.
2. Работа над образцами письма-запроса, письма-ответа.
3. Выполнение упражнений по теме «Правописание производных предлогов».
Литература: 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО:
1. Подготовка собственного текста официально-делового стиля (характеристика на одногруппника).
2. Подготовка протокола.
3.Подготовка деловых писем.
4. Выявление в тексте особенностей ОДС.
Задания для СРОП:
1. Защита собственного текста официально-делового стиля (характеристика на одногруппника).
2. Защита протокола.
3. Выявление в тексте особенностей ОДС.
4. Выполнение упражнений по темам «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными», «Слитное и раздельное написание союзов», «Правописание производных предлогов».
МОДУЛЬ 5. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
ТЕМА 13. Публицистический стиль речи.
Особенности публицистического стиля. Функции и формы публицистического стиля.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Знакомство с признаками публицистического стиля.
2. Выполнение предтектстовых упражнений по текстам публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2занятие
1. Характерные особенности публицистического стиля
2. Функции и формы публицистический стиля.
3. Выполнение упражнений по теме «Правописание -тся, ться в глаголах».
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Функции и формы публицистического стиля.
2. Знакомство с образцами публицистического стиля.
3. Выполнение предтектстовых и послетекстовых упражнений.
4. Выполнение упражнений по теме «Составное глагольное сказуемое».
Литература: осн. 1,2,3,10, 12.
Задания для СРО: Подготовка сообщения «Публицистический стиль. Характерные особенности публицистического стиля»
2. Подготовка сообщения «Функции и формы публицистический стиля».
3. Анализ одного текста публицистического стиля на выбор.
Задания для СРОП:
1. Защита сообщения «Публицистический стиль. Характерные особенности публицистического стиля»
2. Защита сообщения «Функции и формы публицистический стиля».
3. Анализ одного текста публицистического стиля на выбор.
4. Выполнение упражнений по темам «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия», «Правописание -тся, ться в глаголах», «Составное глагольное сказуемое».
ТЕМА 14. Публицистический стиль речи. Газетные жанры. Особенности газетных текстов.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитайте газетные тексты.
2. Определите жанр газетных текстов.
3. Выделите особенности газетных текстов.
4. Выполнение упражнений по теме «Правописание звонких и глухих согласных».
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Прочитать образцы газетных текстов. В текстах найдите изобразительные средства языка.
2.Выполнение предтекстовых упражнений, притекстовых и послетекстовых заданий.
3. Согласование подлежащего с определением.
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Повторение грамматических тем.
2. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выбрать образцы газетных текстов (на выбор).
2. В текстах найдите изобразительные средства языка.
3. Дать краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля.
Задания для СРОП:
1. Анализ образца газетных текстов (на выбор).
2. Краткий анализ текста из газеты с выделением лексических, морфологических и синтаксических особенностей публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по темам «Правописание звонких и глухих согласных», «Согласование подлежащего с определением», «Правописание чередующихся гласных в корне слова».
ТЕМА 15. Публицистический стиль речи. Извлечение информации из материала прессы. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи»
. Контрольная работа.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1.Вашему вниманию предлагается несколько газетных сообщений. Прочитайте их.
2. Выберите один из сообщений для обсуждения темы круглого стола
3. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Литература: 1,2,3,10, 12.
2 занятие
1. Используя опорные слова для извлечения информации из газетного текста, дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
2. Выразите свое отношение к содержанию газетного текста.
3. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.
Литература: 1,2,3,10, 12.
3 занятие
1. Круглый стол на тему: «Роль прессы в жизни молодежи».
2.Упротребление синонимов и антонимов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17
Задания для СРО:
1. Выберите текст публицистического стиля для анализа (на выбор).
2. Используя опорные слова для извлечения информации из газетного текста, дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
3. Выразите свое отношение к содержанию газетного текста.
Задания для СРОП:
1. Чтение текста публицистического стиля.
2. Дайте общую характеристику газетного текста, сформулируйте тему, определите главную мысль текста, передайте опорные факты текста.
3. Выполнение упражнений по темам «Правописание падежных окончаний имен прилагательных», «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них», «Употребление синонимов и антонимов».
II семестр
ТЕМА 16. Публицистический стиль речи. Составление телерепортажа по выбору ((праздник «Студенческая весна», конкурс «Мисс университета», субботника, будни общежития).
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Презентация на тему «Телерепортаж».
2. Выполнение грамматических заданий.
3. Омонимы и многозначные слова.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Составьте телерепортаж по выбору «Студенческая весна», «Мисс университета», «Субботник», «Один день из жизни общежития»
2. Абстрактные существительные.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Виды простых предложений
2. Абстрактные существительные
3. Слитное и раздельное написание союзов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Составьте репортаж для газеты по студенческой тематике.
2. Выделите особенности публицистического стиля.
Задания для СРОП:
1. Защита репортажа для газеты по студенческой тематике.
2. Выделите особенности публицистического стиля.
3. Выполнение упражнений по темам «Омонимы и многозначные слова», «Абстрактные существительные», «Слитное и раздельное написание союзов».
ТЕМА 17. Публицистический стиль речи. Обзор по материалам прессы. Контрольная работа.
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Презентация на тему «Обзор по материалам прессы», «Лексические опоры для тематического обзора материалов из периодической литературы» «Примеры обзоров»
2. Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Прочитайте образцы обзоров. Обратите внимание на их структуру и использование лексических опор.
2. Прочитайте газетные сообщения.
3. Склонение имен существительных.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Используя лексические опоры для тематического обзора из периодической литературы, напишите обзор.
2. Обособленные определения.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Прочитайте образцы обзоров. Обратите внимание на их структуру и использование лексических опор.
2. Прочитайте газетные сообщения.
3. Используя лексические опоры для тематического обзора из периодической литературы, напишите обзор.
4. Подготовьте презентацию на собственный обзор.
Задания для СРОП:
1. Анализ образцов обзоров.
2. Защита презентации на собственный обзор.
2. Выполнение грамматических упражнений по темам «Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим», «Склонение имен существительных», «Обособленные определения».
МОДУЛЬ 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.
ТЕМА 18. Научный стиль речи. Отличие научного стиля речи от других функциональных стилей, его характерные черты и условия функционирования. Жанровая специфика научных текстов.
План практических занятия (3 часа)
1 занятие
1. Прочитайте текст
2. Определите особенности научного стиля по данному тексту.
3. Образование действительных причастий настоящего времени.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Ответьте, по каким признакам вы определили особенности научного стиля речи.
2. Согласование определений и приложений.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Согласование глагола-сказуемого прошедшего времени с подлежащим
2. Склонение имен существительных
3. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выберите текст научного стиля из любого учебника (на выбор).
2. Определите особенности научного стиля по данному тексту.
3. Ответьте, по каким признакам вы определили особенности научного стиля речи.
Задания для СРОП:
1. Анализ текста научного стиля из любого учебника (на выбор).
2. Выделение особенностей характерных черт научного стиля и условия функционирования.
3. Определение жанровой специфики научных текстов.
4. Выполнение упражнений по темам «Образование действительных причастий настоящего времени», «Согласование определений и приложений», «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными условия».
ТЕМА 19. Основные пласты лексики научной речи. Разграничение терминологических и нетерминологических значений слов. Терминология как основной признак научного стиля (работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов).
План практических занятий (3 часа)
1 занятие
1. Прочитать текст. Найти в нем общеупотребительную лексику.
2. Найти термины-словосочетания.
3. Определение рода иноязычных слов.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
2 занятие
1. Лексические пласты научной стили речи
2. Из текста выписать нейтральную, общенаучную и узкоспециальную лексику.
3. Раздельное и дефисное написание частиц.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
3 занятие
1. Терминология как основной признак научного стиля.
2. Работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов.
3. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.
Литература: осн. 1,2,4,10, 17.
Задания для СРО:
1. Выберите текст научного стиля (на выбор) для анализа.
2. Найдите в нем общеупотребительную лексику.
3. Найдите термины, дайте им определения.
Задания для СРОП:
Анализ текста научного стиля (на выбор).
2. Найдите в нем общеупотребительную лексику.
3. Найдите термины, дайте им определения.
4. Работа с терминологическими словарями, работа над интернациональными словообразовательными элементами, входящими в состав терминов.