Файл: Модели принятия управленческих решений и их использование.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 679
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы принятия управленческих решений.
1.1. Основные характеристики управленческих решений.
1.2. Технология выработки и принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческих решений
2.1 Содержательное описание и формализации задачи принятия управленческого решения в организации.
Рисунок 8 – Классическая модель принятия управленческих решений
Классическая модель считается нормативной, она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер. Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Распространенность классического подхода во многом связана с проявлением различных количественных методов принятия решения с помощью компьютерной техники. Количественные методы включают построения дерева решений, платежные матрицы, анализ точек безубыточности, линейное программирование, прогнозирование и модели операционной деятельности. Развитию классического подхода способствуют и корпоративные информационные системы[11].
Классическая модель наиболее адекватна, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.
Административная модель описывает реальный процесс принятия решения в трудных ситуациях, когда менеджеры не могут принять экономически рациональное решение.
Административная модель основывается на работах Герберта Саймона. Ограниченная рациональность означает, что деятельность индивидов в организации лежит в пределах допустимой реальности. Принимаемые решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми. Вместо того чтобы анализировать все варианты, выбирая из них, обещающий наивысший экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же, способном устранить проблему, варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений[12].
Принципы, на которых основывается административная модель, отличны от основных допущений классической и связаны, прежде всего с влияющими на решения индивидов организационными факторами. Административная модель более реалистична в плане принятия сложных, непрограммируемых решений (рис. 9):
Рисунок 9 – Основные характеристики административной модели принятия управленческих решений
Административная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческого решения в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать решения в соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные влияющие на рациональность выбора ограничения[13].
Административное принятия решений во многом основывается на интуиции менеджеров. Интуитивный выбор не является автократическим или иррациональным, ибо он основывается на жизненном опыте, позволяющем менеджерам быстро находить правильное решение безо всяких расчетов и вычислений. В современной среде бизнеса с ее скоростями и неопределенностью интуиция играет все более важную роль[14].
Третья модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать, или какую линию поведения выбрать. Во многих организациях в процессе принятия решений участвуют большое число менеджеров. Каждый из них преследует определенные цели, и всем им приходится обмениваться информацией и в конечным итоге приходить к консенсусу. В случае, когда менеджерам предстоит принять сложное организационное решение, создаются коалиции. Коалиция представляет собой неформальный альянс между разделяющими определенные цели менеджерами. В случае неоднозначности возможных результатов решения менеджеры добиваются поддержки путем дискуссии, переговоров и сделок. Создание коалиций позволяет инициативным менеджерам внести свой вклад в процессе принятия решений и добиться принятия предлагаемого ими варианта[15].
Политическая модель наиболее близка к реальным условиям, в которых работают менеджеры и все прочие принимающие решения лица: решения сложны и требуют участия многих людей, информация зачастую не позволяет прийти к однозначным выводам, а несогласие и даже конфликт относительно решения проблемы является привычным явлением. Политическая модель основана на четырех положениях (рис. 10):
Рисунок 10 – Положения политической модели
В таблице 3, представлены основные характеристики классической, административной и политической моделей принятия решений.
Таблица 3
Характеристики классической, административной и политической моделей принятия решений
Классическая модель |
Административная модель |
Политическая модель |
Четкость целей, осознание проблемы |
Проблема и цели не очевидны |
Конфликт целей |
Полная определенность |
Имеет место ситуация неопределенности |
Состояние неуверенности |
Исчерпывающая информация о вариантах решения и возможных результатах |
Ограниченность информации о вариантах решения и их последствиях |
Несоответствие мнений; неопределенность информации |
Человек делает рациональный выбор для максимизации полезных результатов |
Приемлемый выбор, опирающийся на интуицию и коалиции |
Дискуссии и «переговоры» между членами коалиции |
Исследования показывают, что рациональные, «классически» принятые решения характерны для организаций, работающих в стабильных условиях. Административный и политический подходы, характерны, когда решения принимаются быстро, в условиях высокой неопределенности[16].
Рассмотрим особенности использования ситуационного подхода к процессу принятия управленческих решений на примере конкретного предприятия.
Глава 2. Особенности разработки и принятия управленческих решений на основе моделей принятия управленческих решений в ООО «Премьера».
2.1 Содержательное описание и формализации задачи принятия управленческого решения в организации.
Технология разработки и реализации решения опирается на стратегический план, который составляется для всей управляемой системы. В отличие от технических технологий, технологии разработки решений не являются детерминированными, поскольку их объектом является человек.
Основной анализ деятельности предприятия и анализ особенностей принятия управленческих решений проводился на примере функционирования ООО «Премьера».
Автоцентр "Премьера" - это современный технический центр с высоким уровнем оснащения, профессионализмом персонала и качеством обслуживания. Автоцентр "Премьера" предлагает более 7600 наименований оригинальных запасных частей и аксессуаров для автомобилей Porsche, Volkswagen, Skoda, SEAT, Audi и Citroen.
Бош Авто Сервис автоцентра "Премьера", проводит диагностику, ТО и ремонт автомобилей европейских и японских автопроизводителей на оборудовании фирмы Bosch. Бош Дизель Центр автоцентра "Премьера", оснащен комплектом оборудования и спец инструмента для поверки и полного ремонта, в том числе гарантийного, всех топливных насосов (ТНВД) дизельных двигателей, а также для ремонта топливных систем автомобилей с системой Common Rail. Все работы выполняются на стенде BOSCH EPS815 с электронной измерительной системой.
Через службу продажи и сервиса оборудования автоцентра "Премьера" реализуется профессиональное оборудование и инструмент для автосервиса. Кроме того, обеспечивается качественная пуско-наладка, калибровка и гос. поверка оборудования.
Автоцентр "Премьера" является дистрибьютером смазочных материалов и спецжидкостей Castrol и Bp. Всегда на складе полный ассортимент для авто-, мото- и водной техники. Осуществляем доставку продукции заказчикам.
ООО «Премьера» — одна из первых фирм официальных дилеров концерна Volkswagen в России, работающая на автомобильном рынке с 1994 года. Фирма «Премьера» — классический дилерский центр. Здесь продают автомобили, оригинальные запчасти и дополнительное оборудование, а также производят ремонт и техническое обслуживание автомобилей Volkswagen.
В 2019 г. на предприятии, сотрудниками отдела гарантии марки Volkswagen в РФ, проводился гарантийный аудит сервисного подразделения предприятия. Результатом стало достижение практически максимального результата – 99,6%, что является подтверждением высокого профессионализма сотрудников сервисной службы.
Авторизованные станции технического обслуживания автомобилей Volkswagen, Porsche, Škoda, Seat, Citroen в ООО «Премьера» оказывают следующие виды услуг:
- гарантийное и после гарантийное обслуживание
- диагностика, техническое обслуживание и ремонт автомобилей Porsche, Volkswagen, ремонт SKODA, CITROЁN, SEAT
- кузовной ремонт автомобилей всех марок
- восстановление кузовов на стенде CAR-O-LINER
- гарантия на все ремонтные работы - 1 год
- регулировка углов установки колес на стенде John Bean, 3D, Arago
- заправка автокондиционеров хладогентом R134A
- промывка АКПП
- проточка передних тормозных дисков
- полировка лакокрасочного покрытия автомобилей
- регулярное повышение квалификации технического персонала в учебных центрах России и за рубежом
- регулярное обновление оборудования и инструмента в соответствии с рекомендациями заводов изготовителей
- наличие полного спектра специальных инструментов, рекомендованных заводом изготовителем, для качественного и безупречного ремонта автомобиля.
Торговый отдел
Директор
Авторизованные ремонтные центры
Финансовый отдел
Административно-хозяйственный отдел
Рисунок 11 - Организационная структура ООО «ПРЕМЬЕРА»
Цель управления предприятием – обеспечение его эффективной работы, использование потенциальных возможностей с максимальной отдачей для предприятия и общества в целом. Таким образом, основными целями управления становятся:
- создание и осуществление единой стратегии развития предприятия для его успешного функционирования на рынке;
- развитие сотрудничества предприятия с партнерами и клиентами в области его деятельности;
- формирование и поддержание репутации ООО «ПРЕМЬЕРА» как надежного и добросовестного партнера.
Главные задачи, которые должны решаться при управлении предприятием:
- удовлетворение потребностей потребителей в выборе и покупке услуг СТО;
- оптимальное соотношение цены и качества оказываемой услуги;
- координация деятельности работников предприятия таким образом, чтобы обеспечить максимальную отдачу способностей, знаний, умений каждого работника;
- обеспечение согласованности действий в достижении общих целей, стоящих перед организацией, и осуществление контроля над реализацией поставленных целей;
- мотивация труда работников.
Координация действий по решению этих задач достигается с помощью правильно организованной структуры системы управления, функции которой и содержат в себе методы решения задач по достижению поставленных целей.
Организационная структура ООО «ПРЕМЬЕРА», представленная на рис. 11, представляет собой развитую схему с вертикальными и горизонтальными связями. На исследуемом предприятии организационная структура управления является линейно-функциональной, состоящей из специализированных функциональных служб и линейных подразделений, осуществляющих в ООО «Премьера» основную работу. Оперативное управление деятельностью общества осуществляет Директор предприятия. Вопросами реального движения средств, оптимизации финансовых потоков и другими финансовыми вопросами занимается главный бухгалтер.
Работа с персоналом предприятия осуществляется помощником директора по персоналу, специалистом по персоналу, инспектором по кадрам.
Таким образом, в процессе анализа системы управления ООО «ПРЕМЬЕРА» были выявлены следующие направления ее совершенствования:
- разработка должностных инструкций для работников аппарата управления с целью четкого разграничения функций и устранения дублирования функций на предприятии;
- повышение уровня автоматизации и компьютеризации управления с целью высвобождения времени руководителей.
Для проведения анализа были собраны сведения об объёме, численности, выработке, себестоимости и другие необходимые исходные данные за 2017, 2018 и 2019 годы. С целью получения наиболее полного представления о динамике технико-экономических показателей деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА» все данные представлены в сопоставимых ценах, сложившихся на конец 2019 г. В таблице 4 представлены расчеты технико-экономических показателей деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА» за 2017-2019 гг. и базисные темпы роста этих показателей.