Файл: Модели принятия управленческих решений и их использование.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 660
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы принятия управленческих решений.
1.1. Основные характеристики управленческих решений.
1.2. Технология выработки и принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческих решений
2.1 Содержательное описание и формализации задачи принятия управленческого решения в организации.
Введение
Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Принятие решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Далее под принятием решений мы будем понимать особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:
-
- проблема, требующая разрешения;
- человек или коллективный орган, принимающий решение;
- несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения темы использования ситуационного подхода к процессу принятия управленческих решений.
Целью написания данной работы является изучение основных моделей принятия управленческих решений и особенности их использования в организации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- провести анализ структурирования проблемной ситуации;
- рассмотреть схему принятия управленческого решения с использованием моделей принятия управленческих решений;
- определить список идентификаторов параметров задачи принятия решений;
- провести оценивание альтернативных вариантов решений и их проверка на эффективность;
- выбрать и обосновать метод принятия решения;
- составить экономико-математическую модель принятия решения.
Предметом исследования является процесс и модели принятия управленческих решений в ООО «Премьера».
Объект исследования – производственное предприятие.
Методы исследования, используемые в работе: аналитический, дедуктивный, математико-экономический, синтез, обобщение, метод ситуационного анализа и некоторые другие.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников, заключением и приложениями.
Глава 1. Теоретико-методологические основы принятия управленческих решений.
1.1. Основные характеристики управленческих решений.
Рассматривая управленческое решение как явление, специалисты определяют его как набор мероприятий, направленных на разрешение рассматриваемой проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.
Основные функции управления в организации: разработка управленческих решений (РУР), планирование, организация, коммуникация, мотивация, контроль. Дополнительные: прогнозирование, информирование, координирование, анализ результатов (ОС)[1].
Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на (рис. 1) [2]:
Рисунок 1 – Направления стратегических решений
Управленческим решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы[3]. УР является основой процесса управления. Управлять — значит решать.
Процессы принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены на рис. 2.
Рисунок 2 - Процесс разработки и реализации управленческого решения
Общие функции РУР показаны на рис. 3.
Рисунок 3 - Восемь общих функций РУР, составляющих процедуру как совокупность функции РУР[4]
Состав процедуры как совокупности функций разработки управленческих решений приведен в Приложении 1.
Обобщенная схема процесса разработки управленческих решений представлена на рис. 4. Каждое УР имеет целевую направленность.
Рисунок 4 - Обобщенная схема процесса разработки решения:
1 – решение направлено на изменение цели; 2 – решение направлено на изменение ситуации
В Приложении 2 приведена общая 12-этапная схема разработки и принятия управленческого решения.
Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества[5].
Термин "управленческое решение" употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 5). Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Рисунок 5 - Основные значения термина "управленческое решение"[6].
Управленческие решения классифицируются по следующим признакам (рис. 6)[7]:
Рисунок 6 - Классификация управленческих решений
В соответствии с классификацией, предложенной доктором экономических наук, профессором Завадским И.С., управленческие решения могут быть классифицированы по определенным признакам, представленным на рис. 7:
Рисунок 7 - Классификация управленческих решений по И.С. Завадскому[8]
Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы.
Для решений разной степени структурированности разрабатывается своя система информации, свой алгоритм принятия, ориентирующий руководителей в подготовке решений, выборе наилучшего варианта и его реализации. Слабоструктурированные и неструктурированные решения принимают в условиях неполноты информации, новизны и сложности ситуации.
1.2. Технология выработки и принятия управленческого решения
Технология управленческого решения в социально-экономической системе включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (Приложение 3).
Причинами разработки нового управленческого решения являются: неполадки в управляемой подсистеме; указания вышестоящих органов; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки ранее принятого решения; новое состояние управляющей подсистемы. Доля других причин невелика[9].
Управленческие решения, разрабатываемые и принимаемые в организациях, затрагивают интересы многих людей. Поэтому ответственность руководителя при принятии управленческих решений чрезвычайно высока. Руководитель должен уметь объяснить исполнителям, высшему руководству, почему он принял то или иное решение. К управленческому решению предъявляется ряд требований (табл. 1).
Таблица 1
Требования к управленческим решениям и условия их соблюдения
Наименование требования |
Условие достижения |
Соответствие законодательству и уставным документам предприятия |
Контроль со стороны юриста, референта |
Своевременность (нельзя спешить или запаздывать) |
Профессиональные качества, интуиция и опыт руководителя |
Целевая направленность |
Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника |
Решение не должно противоречить самому себе или предыдущим решениям |
Контроль со стороны экспертов |
Организационная выполнимость |
Заключение специалистов или экспертов |
Возможность внешнего и внутреннего контроля исполнения решения |
Составление отчетных документов |
Учет вероятных отрицательных последствий реализации решения в экономической, социальной, экологической сферах |
Заключение внешних экспертов |
Наличие у руководителей соответствующих полномочий для принятия управленческих решений |
Должностные инструкции и положения |
Возможность обоснованного положительного результата |
Анализ фактов, расчеты и предположения |
Управленческие решения принимаются непосредственно руководителями предприятий и подразумевают выбор наиболее привлекательной альтернативы, направленный на достижение поставленных целей или решение существующих проблем.
Выделяют четыре уровня принятия решений, каждый из которых требует от управленца овладения определенными навыками и имеет свои характерные особенности (табл. 2)
Таблица 2
Уровни принятия решений и ключевые навыки
Уровень принятия решений |
Ключевые навыки |
Рутинный |
Неукоснительное следование процедуре |
Разумная оценка ситуации |
|
Гуманное лидерство |
|
Контроль/мотивация |
|
Селективный |
Установление целей |
Планирование |
|
Анализ/развитие |
|
Анализ информации |
|
Адаптационный |
Идентификация проблем |
Систематизированное решение проблем |
|
Создание рабочих групп |
|
Анализ возможного риска |
|
Инновационный |
Творческий подход к управлению |
Стратегическое планирование |
|
Системное развитие |
Методы принятия решений используются в первую очередь для определения целей деятельности управляемой системы и поиска наилучших средств их достижения. Методы принятия решения в зависимости от степени использования формальных элементов подразделяются: на математические (формальные или нормативные), основанные на объективности; эвристические (неформальные или дескриптивные), субъективные по сути; комбинированные.
Одним из наиболее важных подходов к процессу принятия управленческого решения является ситуационный подход. Рассмотрим далее особенности данного подхода.
1.3. Модели принятия управленческих решений
Все применяемые менеджерами для принятия решений подходы подразделяются на три типа, или модели: классическую, административную и политическую.
Классическая модель принятия решения основывается на экономических предположениях. Действительно, управленческое решение должно соответствовать экономическим интересам организации. В основе классической модели лежат следующие предположения (рис. 8)[10]: