Файл: Особенности педагогического общения с детьми раннего возраста.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет, поэтому она является самой важной точкой в развитии общения ребенка со взрослым. И это становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью.
В практике любого педагога, работающего в детском учреждении, воспитание ребенка не обходится без трудностей и проблем. Воспитатель - прежде всего человек со своими чувствами и потребностями. А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Но у каждого педагога со временем формируется свой подход взаимодействия с ребенком. Наиболее часто встречающиеся подходы: авторитарный и личностно-ориентированный.
При авторитарном стиле общения характерно:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Особое значение в рамках данной модели имеет место формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.).
Авторитарная модель воспитания приводит к тому, что дети начинают:
• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям, ребенок становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший подчиняться, он усваивает, что всегда правы те, кто старше и сильнее;
• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослого, которого не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;
• подавлять свои чувства: ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». Бывает, что в период адаптации к дошкольному учреждению ребенок оказывается предоставленным самому себе, не всегда может получить эмоционально-теплую поддержку у воспитателя;
• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ним взрослого и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение ребенка может меняться, резко отличаясь от ожидаемого;
• игнорировать наказания, которые является малоэффективный способом воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;
• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя, что на листочке?», «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все!».
-
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.
Личностно-ориентированный подход - принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу. В его основе лежат не категорические методы (манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношение с ребенком, которое строится на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. Это позволяет создать условия для личностного роста ребенка, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
• уважать себя и других;
• чувствовать себя уверенно и не бояться ошибок;
• быть искренним. Взаимное доверие между взрослым и ребенком способствует принятию моральных норм, предотвращает формирование двуличия;
• брать на себя ответственность за свои решения и поступки;
• думать самостоятельно;
• адекватно выражать свои чувства;
• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.
Рекомендаций по организации общения между педагогом и дошкольником:
1. Принимайте любого ребенка, как личность:
- обращайтесь только по имени, нежелательно применять «фамильярность», клички, оскорбления в адрес ребенка;
- чаще занимайте позицию на уровне глаз ребенка, а не над ним, так он лучше вас услышит и поймет;
- используйте «доброжелательное» тактильное прикосновение (положите руку на плечо, чтобы подвести к чему-либо, а не подталкивайте; берите за ладонь, а не за запястье; касайтесь локтя, чтобы подключить к действию);
- старайтесь выслушивать дошкольника до конца, не перебивая его, даже если у вас мало времени.
2. Следите за собственной речью в присутствии детей и коллег:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у него дискомфорт.
- не забывайте о культуре и этике речи.
- уменьшите употребление бессмысленных слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)
- постарайтесь использовать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
3. Помните, что у ребенка дошкольного возраста информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Используйте неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
4. Учитываете особенности ребенка, чтобы сделать его эмоциональное состояние в условиях детского сада более комфортным:
- с тревожным, замкнутым и неуверенным ребенком недопустимо громкое обращение (в случае, когда в группе шумно), желательно подойти и лично обратиться. Так же таким детям нужно время для ответа, они дольше обдумывают или боятся сказать неправильно: не давите на него, не требуйте скорейшего ответа, повторите вопрос или обратитесь к нему чуть позже.
- агрессивным и капризным детям давайте возможность выплеснуть свои негативные эмоции через игру (подвижные; используйте «стаканчик для криков», «коврик злости», «бумажные комья» и др.); старайтесь переключать подобное поведение на положительное («зачем ты так делаешь, ты же добрый, хороший»); исключите навешивание ярлыков ребенку (драчун, забияка, злой и др.)
5. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
6. Работа, проводимая в дошкольном учреждении по формированию общения дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо привлекать родителей к решению проблемы через объяснение, разъяснение, беседу без предъявлений, жалоб, доносов на ребенка:
- говорите вежливым, корректным и спокойным тоном без присутствия посторонних лиц;
- начинайте беседу с положительного момента (реальная похвала или успешность в чем-либо ребенка), продолжите беседу неприятным моментом (суть проблемы, о которой нужно сообщить) и обязательно закончите беседу положительным моментом (предложение способа разрешения ситуации, отметка положительного воспитания ребенка родителем). Такой способ помогает снизить негативное отношение проблемы и способствует ее решению в конструктивной форме.
Глава 2. Особенности развития речи педагога в дошкольном возрасте
2.1. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности.
Актуальность этой проблемы обусловлена обновлением подходов к построению образовательной деятельности с дошкольниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение диалога.
Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированно на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития.
В речевом развитии ребенка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с детьми.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, мы, воспитатели, на протяжении всего дня, пребывания ребенка в детском саду делаем его более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для НОД.
Мы, воспитатели, наверно должен быть готовы к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
В работе по развитию речи детей я использую следующие формы совместной деятельности:
• наблюдение и элементарный труд в природе;
• сценарии активизирующего общения;
• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
• слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
• инсценированные и элементарная драматизация;
• игры на развитие мелкой моторики рук;
• дидактические игры и упражнения;
• бытовые и игровые ситуации;
• элементарное экспериментирование.
Мы, воспитатели, должны спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как перемещаются с места на место - они занимают позицию то рядом, то вдалеке.
Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от искреннего интереса к детям.