ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


and Heat Engines of Gubkin Russian State University of Oil and Gas in DOAO «Orgenergo- gaz».

E-mail: angalev@oeg.gazprom.ru
Леонид Исаакович СОКОЛИНСКИЙ родился в 1943 г., окончил в 1966 г. Москов- ский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина на- стоящее время РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина). Кандидат технических наук, профессор филиала кафедры термодинамики и тепловых двигателей РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в ДОАО «Оргэнергогаз», главный механик ИТЦ «Оргтехдиагности- ка» ДОАО «Оргэнергогаз».

Leonid I. SOKOLINSKIY (b. 1943), graduated from Gubkin Moscow Institute of Petro- chemical and Gas Industry in 1966, Candidate of technical sciences, prof. of the the affiliate of the Dept of Thermal Dynamics and Heat Engines of Gubkin Russian State University of Oil and Gas in DOAO «Orgenergogaz», mechanic in chief of ITC «Orgtehdiagnostika» DOAO

«Orgenergogaz».

E-mail: sokolinskiy@oeg.gazprom.ru
Алексей Сергеевич ЛОПАТИН родился в 1956 г., окончил в 1979 г. Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина настоя- щее время РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина). Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой термодинамики и тепловых двигателей РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Автор более 200 научных работ.

Alexey S. LOPATIN (b. 1956), graduated from Gubkin Moscow Institute of Petrochemi- cal and Gas Industry in 1979, Doctor of technical sciences, prof, head of the Dept of Thermal Dynamics and Heat Engines of Gubkin Russian State University of Oil and Gas. He is the author of over 200 scientific publications.

E-mail: lopatin.a@gubkin.ru


УДК 621.6


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМ КОМПРИМИРОВАНИЯ КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ



А.Ф. КАЛИНИН, В.В. КИЧАТОВ

(РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина) А.Ю. ТОРОПОВ

(ООО «Газпром трансгаз Югорск»)
Н.И. Белоконь в своих работах решает целый ряд задач определения эффективных режимов эксплуатации газотурбинных установок основно- го вида энергопривода ГПА, актуальных для развития газотранспортной системы и в настоящее время. В статье предлагается интегральный критерий оценки эффективности работы систем компримирования ком- прессорных станций и методика определения оптимальных режимов ра- боты газоперекачивающих агрегатов и систем компримирования КС с целью снижения энергозатрат при магистральном транспорте природного газа.


Ключевые слова: газоперекачивающие агрегаты, системы компримирова- ния, регулирование, критерий оптимизации, оптимизация режимов работы газоперекачивающих агрегатов.
Как показали результаты реализации концепции энергосбережения в га- зовой отрасли, одним из наиболее эффективных методов снижения энергети-

ческих затрат при магистральном транспорте природного газа является опти- мизация режимов работы газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на компрес- сорных станциях [5]. Решение этой задачи включает определение эффектив- ных режимов эксплуатации газотурбинных установок  основного вида энер- гопривода ГПА. Следует отметить, что уже в середине прошлого века, в годы интенсивного развития газотранспортной системы страны, это направление исследований входило в область научных интересов заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, профессора, доктора технических наук Николая Ио- вича Белоконь [1, 2].

В своих работах на основе анализа предложенного им эффективно- термодинамического цикла газотурбинного двигателя Н.И. Белоконь пред- ставляет разработанную методику определения энергетически наивыгодней- шего режима работы газотурбинного двигателя и режима его работы при ус- ловии наибольшей удельной эффективной работы на валу свободной турбины [1]. Кроме того, Н.И. Белоконь в своих работах решает еще целый ряд задач, актуальных для развития газотранспортной системы и в настоящее время. К ним относится оценка эффективности использования газотурбинных устано- вок (ГТУ) регенеративного цикла, сопоставление эффективности эксплуатации ГПА с различными видами энергопривода на компрессорных станциях (КС) магистральных газопроводов (МГ) и т.д. [1, 2, 3].

Все эти направления исследований в области газокомпрессорного обору- дования КС получили дальнейшее развитие в научной работе кафедры термо- динамики и тепловых двигателей, основателем которой был Николай Иович Белоконь.

К примеру, научным коллективом кафедры решались задачи:

  • оценки эффективности эксплуатации компрессорных станций и техно- логических участков МГ;

  • оптимизации распределения нагрузки между компрессорными станция- ми технологических участков МГ;

  • энергетической и экономической целесообразности отключения части КС технологических участков при недозагрузке МГ;

  • оптимизации выбора систем компримирования компрессорных станций;

  • оптимизации режимов работы газоперекачивающих агрегатов и распре- деления нагрузки между ними в системах компримирования КС при измене- нии режимов работы КС и технического состояния газоперекачивающего обо- рудования.


Оценка эффективности работы систем компримирования КС МГ в общем случае проводится в результате сопоставления значения используемого крите- рия оптимизации при действительных режимах работы газокомпрессорного оборудования со значением этого критерия при оптимальном режиме эксплуа- тации. Обоснованность выбора критерия оптимизации во многом определяет
корректность оценки энергетической эффективности работы систем компри- мирования.

В настоящее время в качестве локальных критериев оптимизации систем компримирования КС МГ используется целый ряд критериев: это  затраты топливного газа и электрической энергии в натуральном выражении, суммар- ная эффективная мощность энергопривода ГПА, значения политропного ко- эффициента полезного действия КПД процесса сжатия и приведенного эффек- тивного КПД энергопривода в системе компримирования и т.д.

Анализ результатов научных исследований, проводимых на кафедре, по- казал, что использование каждого из приведенных критериев при решении за- дачи определения оптимальных режимов работы систем компримирования может привести к ошибочным результатам, искажающим оценку эффективно- сти работы систем компримирования КС МГ.

К примеру, оценка эффективности работы системы компримирования по величине расхода топливного газа корректна только в том случае, когда в сис- теме не используются агрегаты с электроприводом, использование же в каче- стве критерия оптимизации затрат электроэнергии оправдано при включении в систему компримирования только электроприводных ГПА.

Использование в качестве критерия оптимизации режимов работы систем компримирования КС величины суммарных затрат мощности на сжатие газа также может привести к перерасходу энергетических затрат в денежном выра- жении из-за существенного различия цен на энергоносители [6].

В ряде случаев в качестве критерия при оптимизации режимов работы системы компримирования
предлагается использовать политропный КПД процесса сжатия пол с.к, значение которого может быть определено по соотно- шению [4]:
n

пол j Ni, j


n
пол с.к j1 , (1)

Ni, ji j
где пол j политропный КПД процесса сжатия в j-м нагнетателе; Ni,j– внутренняя мощность, расходуемая на сжатие природного газа в j-м ГПА; n число ГПА, работающих в системе компримирования.

Результаты оптимизации систем компримирования ряда линейных КС показали, что использование в качестве критерия политропного КПД процесса сжатия может привести к существенному перерасходу затрат на используемые энергоносители Сэн (рис. 1). Следовательно, использование только политроп- ного КПД в качестве критерия регулирования не является корректным с точки зрения минимизации энергозатрат в системе компримирования компрессорной станции.

Такие результаты в первую очередь характерны для систем компримиро- вания КС технологических участков (ТУ) МГ, работающих с недозагрузкой. В этих условиях режимы работы агрегатов, характеризующиеся максимальной энергетической эффективностью процесса сжатия технологического газа в центробежных нагнетателях (ЦБН), не совпадают с режимами максимальной

Рис. 1. Сопоставление характеристик режимов работы ГПА при использовании различ- ных критериев оптимизации:

1  оптимальный режим работы ГПА