Файл: Уголовная ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, объектом контрабанды являются общественные отношения, обеспечивающие интересы российских и зарубежных товаропроизводителей, а также бюджетные интересы России в части формирования бюджета посредством таможенных платежей. А при ввозе фальшивых денег этим отношениям ущерб не причиняется. Повышенной общественной опасностью так- же обладает серийное изготовление поддельных денег или ценных бумаг, так как производство означает изготовление большего количества поддельных денежных знаков и ценных бумаг, чем изготовление единичных их экземпляров.

В последние годы производство (серийное изготовление) поддельных денежных знаков и ценных бумаг приобретает организованный характер как в целом по России, так и в ее отдельных регионах. Производство (серийное изготовление) поддельных денежных знаков и ценных бумаг, как правило, совершается организованными преступными формированиями. По результатам проведенных исследований, в 69,6% случаев рассмотрения уголовных дел к ответственности привлекалось одно лицо, в 14,7% — два лица, в 8,5% — свыше двух лиц, в 7,2% случаев констатировалось наличие организованной группы. Небольшой процент выявленных фактов изготовления поддельных денег или ценных бумаг, совершенных в группе, объясняется в практической деятельности тем, что из всех соучастников преступления устанавливаются и несут наказание, как правило, лишь один-два человека.

Убедительно аргументируют высказанную нами позицию следующие примеры из практики борьбы с фальшивомонетничеством. В 2015 году в результате совместной операции сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России совместно с УБЭП и УБОП ГУВД по Ростовской области и региональным управлением ФСБ России пресечена деятельность ОПГ, которая занималась сбытом фальшивых денег. Установлено, что пятеро граждан г. Шахты пытались продать 70 тыс. фальшивых евро очень высокого качества. Согласно разработанной схеме задержания оперативники предложили злоумышленникам приобрести подделки по цене 30 настоящих евро за 100 фальшивок. В момент совершения сделки сбытчиков фальшивых денег задержали. Было возбуждено уголовное дело по ст. 186 УК РФ. Арестовано 9 членов преступного сообщества, доказано более 70 эпизодов изготовления и сбыта поддельных денежных знаков с участием обвиняемых1.

Распространенность фальшивок в Республике Дагестан характеризует результаты работы правоохранительных органов региона. Так, совместными усилиями органов ФСБ и МВД в Ростове-на-Дону, Москве и Краснодаре была прекращена деятельность пяти ОПГ общей численностью более 35 человек, занимавшихся, в частности, изготовлением и сбытом фальшивых рублей и долларов. По итогам операции изъяты 3 подпольных цеха, более 60 млн руб. и 400 тыс. долл. США, естественно, фальшивых
2.

Характеристики изъятых в последнее время из оборота подделок позволяют назвать Республику Дагестан основным их поставщиком. В ходе одной масштабной операции была выявлена мини-типография фальшивомонетчиков. Задержано шесть человек, имеющих отношение к изготовлению и сбыту денежных знаков. В ОПГ входили лица, ранее судимые и находящиеся в федеральном розыске, в том числе за фальшивомонетничество. По пяти адресам обнаружены компьютерное оборудование, 12 цветных лазерных принтеров, два клише с тиснением банка России, приспособления для перфорации купюр, специальные краски, фольга и другие составляющие технологического процесса. По предварительным данным, уже в начале следственных действий обнаружено и изъято фальшивых тысячерублевых купюр на сумму около 3 млн руб., из них половина — «полуфабрикаты», т. е. еще не доделанные банкноты. Преступная группировка сбывала свою продукцию за 18% от номинальной стоимости купюры, что является свидетельством высокого качества производства.

Сложившаяся в последние годы на Северном Кавказе ситуация используется криминальными структурами для внедрения на внутренний рынок страны крупных партий поддельных денежных знаков весьма высокой степени сходства с подлинными. Имея финансовую поддержку религиозных организаций фундаменталистского толка, преступники фактически субсидируют развитие фальшивомонетничества в ряде стран Ближнего и Среднего Востока.

Острота проблемы обусловлена созданием межрегиональных преступных сообществ фальшивомонетчиков, занимающихся изготовлением и сбытом крупных партий поддельных денежных знаков России и США с целью финансирования экстремистских организаций, действующих на Северном Кавказе. В связи с этим подделка денежных купюр и ценных бумаг является видом преступной деятельности, который одновременно затрагивает интересы как отдельных граждан и юридических лиц, так и государства в целом. Не случайно около 80% опрошенных сотрудников правоохранительных органов высказались за введение повышенной ответственности за данное деяние.

Думается, что ответственность за производство поддельных денег или ценных бумаг следует предусмотреть в качестве квалифицированного состава и, учитывая его некоторую самостоятельность, ввести частью 4 в ст. 186 УК РФ. Необходимость предлагаемых изменений признаков объективной стороны состава изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг очевидна. Однако есть еще один аспект проблемы, тесно связанный с производством, — мотивы преступного посягательства. Любой вид социального поведения обусловлен какими-либо целями и побудительными мотивами. Мотив определенным образом характеризует личность преступника и его социальную позицию, свидетельствует о степени общественной опасности деяния и личности, совершившей его.



Судя по материалам изученных нами уголовных дел, чаще всего намерение изготовить подделку денежных знаков возникает у лица под влиянием корыстного мотива, отражающего стремление к легкой наживе (93,8% случаев). Встречаются и другие побуждения: тщеславие, желание самоутвердиться в сфере своей профессиональной деятельности. На современном этапе при подделке денег и ценных бумаг преступники руководствуются не только корыстными мотивами и преследуют не только цели наживы.

В мировом сообществе получили широкое распространение такие преступления и явления, как внутригосударственный и международный терроризм, деятельность незаконных вооруженных формирований, наемничество, насильственный захват или удержание власти, вооруженный мятеж. С целью совершения данных преступлений создаются преступные сообщества, которые требуют специальной подготовки, оружия, оборудования. Им необходимо мощное финансирование, в том числе за счет изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг. Причем преступные сообщества могут, как производить фальшивки сами, так и заказывать их у других преступных организаций, которые специализируются на данном виде преступной деятельности.

Примером могут служить Чечня и Дагестан, на территории, которых неоднократно пресекались подобные преступления (эти деяния рассматривались в 38,3% изученных уголовных дел). Представляется, что подделка денег или ценных бумаг обусловлена целью финансирования экстремистской деятельности. В русле усиления ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности предлагаем включить цель финансирования экстремистской деятельности в ч. 3 ст. 186 УК РФ в качестве квалифицированного состава преступления.

В завершение предлагаем следующую редакцию ст. 186 УК РФ: «Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка, сбыт, а равно ввоз на территорию Российской Федерации поддельных денег или ценных бумаг

1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта, сбыт, а равно ввоз на территорию Российской Федерации заведомо под- дельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте — наказываются…


2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, — наказываются…

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются…

4. Производство поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте — наказываются…

5. Деяния, указанные в части четвертой настоящей статьи, совершенные в целях финансирования экстремистской и террористической деятельности, — наказываются…»


Заключение
На основе проведенного исследования, имеются все основания сформулировать ряд обобщений, выводов и предложений, имеющих в своей совокупности концептуальный характер:

1. Все коренные изменения, происходящие в различные исторические периоды, не могли не отразиться на понятии фальшивомонетничества и оценке его опасности для интересов государства и общества. Исследование возникновения и развития фальшивомонетничества в рассмотренном историческом периоде позволяет сделать вывод о том, что, начиная с древнейшего времени и на протяжении последующих исторических периодов, происходило изменение уголовно-правовой оценки фальшивомонетничества. В результате действия, направленные на обман, подлог при подделке монет, трансформировались в действия, выражающиеся в подделке и сбыте поддельных денежных знаков, и нашли свое окончательное закрепление в норме ст. 186 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег. Кроме того, на различных этапах исторического развития складывались определенные условия, так или иначе благоприятствующие преступной деятельности фальшивомонетчиков. На наш взгляд, эти условия заключались в отсутствии научно обоснованных способов выявления поддельных денег, неопределенности уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за фальшивомонетничество.

2. Проблема борьбы с изготовлением или сбытом поддельных денег носит международный характер. Одной из главных задач для Российской Федерации и других государств является создание эффективной системы противодействия фальшивомонетничеству путем совершенствования организационных и правовых основ деятельности правоохранительных органов сотрудничающих в данной сфере государств. В целях эффективного международного сотрудничества по борьбе с изготовлением в целях сбыта или сбытом поддельных денег выделены основные направления по совершенствованию и развитию договорно-правовых и конвенционных форм координации усилий Российской Федерации с иностранными государствами и государствами - участниками СНГ в этой сфере.

3. Уголовно-правовыми средствами реализации уголовной политики в сфере борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денег являются нормы Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации, в своей совокупности, составляющие три группы: а) меры уголовно-правового предупреждения фальшивомонетничества; б) меры уголовно-правового пресечения данного преступления; в) меры реализации уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных денег.