Файл: 1. 1 Проверка и осмотр крана перед началом работы при неработающих механизмах и отключенном рубильнике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

1.1 Проверка и осмотр крана перед началом работы при неработающих механизмах и отключенном рубильнике.


До начала работы машинист крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.

При этом крановщик должен:

- осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;

- проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;

- проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;

- осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;

- проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;

- осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;

- проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;

- проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;

- осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры;

- осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;

- проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;

- крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

- при приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.


- осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля - при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
1.2 Укладка и складирование грузов.

  • опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза;

  • на место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза;

  • устанавливать груз в местах, для этого не предназначенных, не разрешается;




  • укладку и разборку груза следует производить равномерно,




  • не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы;




  • погрузка груза в автомашины и другие транспортные средства должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена удобная и безопасная строповка его при разгрузке;



погрузка и разгрузка транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.

Складирование грузов.

К складированию грузов предъявляются следующие требования:

  • грузы должны складироваться в устойчивые штабеля

  • не загромождать проходы и проезды

  • между грузом и землей должны быть подкладки высотой не менее 100 мм

  • число подкладок (прокладок между рядами в штабеле) выбирается таким образом, чтобы не было видно видимого прогиба груза

  • прокладки не должны выступать за край штабеля более 100 мм

  • при складировании грузов таблички, бирки, надписи на грузе должны располагаться со стороны прохода, чтобы их было легко прочесть

  • при наличии выступающих частей на грузе (петли, кронштейны, выступы) толщина прокладок должна быть на 2-3 см больше высота выступающих частей

1.3 Требования к коушевой гильзе и вкладышу.

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

·        заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);



·        опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).



Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:

а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.
В качестве концевых элементов используют коуши. Их выбирают по диаметру каната в зависимости от его характеристики.

Коуш представляет собой металлический желоб в виде кольца.

Коуши бывают двух типов:

  • для стальных канатов (С)

  • для пеньковых канатов (Р)

Изготавливают их штамповкой или ковкой с последующей оцинковкой. На маркировке коуша указывается товарный знак завода изготовителя, тип коуша и допустимая нагрузка. Бракуются коуши при наличии трещин на опрессовочной втулке.

2

2.1 Причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых и козловых кранов.

1) неисправность тормозов, концевых выключателей механизмов подъема груза, передвижения крана и тележки, блокировки двери кабины и люка для выхода на мост крана;

2) обрыв грузовых канатов;

3) разрушение металлоконструкций (опор, пролетных балок, тележек и т.д.);

4) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

5) угон крана ветром;

6) управление краном необученными рабочими;

7) неисправность электрооборудования и травмирование работающего электрическим током;

8) несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах
;

9) отсутствие или неисправность ограждений площадок и вращающихся частей;

10) несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;

11) неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;

12) подъем груза при наклонном положении канатов;

13) неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;

14) нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;

15) несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;

16) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов и под перемещаемым грузом.

2.2 Типы изготавливаемых цепных стропов?




цепные стропы классифицируются как:


одноветвевые (тип ВЦ, 1СЦ),
двухветвевые (2СЦ),
трехветвевые (3СЦ),
четырехветвевые (4СЦ),
стропы с замкнутыми ветвями (СЦ1вз, СЦ 2вз),
кольцевые (УСЦ).



Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

·        1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;

·        2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 16 т;

·        ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.

Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).

1 — бирка; 2 — ветвь цепная

2.3 Приборы и устройства безопасности ПС.

Прибор безопасности - техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.

Устройство безопасности - техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.

Классификация по назначению

Ограничитель - устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.

Ограничитель рабочего движения - ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.

Регистратор параметров работы крана - устройство, регистрирующее параметры работы крана.

Указатель - устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.

Устройство предохранительное - механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

Буфер - устройство для смягчения удара.

Захват противоугонный - устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.




п.п.

Приборы и устройства безопасности

Мостовые краны

Башенные краны

Стреловые краны

1.

Ограничитель грузоподъемности.

±

+

+

2.

Регистратор параметров работы крана.



+

+

3.

Координатная защита.



+

+

4.

Звуковой сигнал

+

+

+

5.

Ограничители рабочих движений:

- механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях;

- ограничитель механизма изменения вылета;

- ограничитель механизма передвижения крана;

- ограничитель механизма передвижения грузовой тележки;

а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма:

- поворота;

- выдвижения телескопических секций стрелы;

- подъема кабины.


+





+
+





штабел


+

+

+

+
+

+




+

+

+






+

6.

Ограничитель перекоса.

КК, МП

-

-

7.

Реле обрыва фаз.

+

+

+

8.

Блокировка люка, двери.

+

+

-

9.

Указатель грузоподъемности.



+

+

10.

Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор)








+

11.

Анемометр

КК>16 м

Н>15 м



12.

Противоугонные устройства.

КК

+



13.

Буферные устройства.

+

+



14.

Опорные детали.

+

+

-

15.

Упоры.

-

+

+

16.

Ключ-марка.

+





17.

Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП.





+