Файл: 1. 1 Проверка и осмотр крана перед началом работы при неработающих механизмах и отключенном рубильнике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ограничитель рабочего движения - ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.
Регистратор параметров работы крана - устройство, регистрирующее параметры работы крана.
Указатель - устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.
Устройство предохранительное - механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.
Буфер - устройство для смягчения удара.
Захват противоугонный - устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.
№ п.п. | Приборы и устройства безопасности | Мостовые краны | Башенные краны | Стреловые краны |
1. | Ограничитель грузоподъемности. | ± | + | + |
2. | Регистратор параметров работы крана. | | + | + |
3. | Координатная защита. | | + | + |
4. | Звуковой сигнал | + | + | + |
5. | Ограничители рабочих движений: - механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях; - ограничитель механизма изменения вылета; - ограничитель механизма передвижения крана; - ограничитель механизма передвижения грузовой тележки; а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма: - поворота; - выдвижения телескопических секций стрелы; - подъема кабины. | + + + штабел | + + + + + + | + + + + |
6. | Ограничитель перекоса. | КК, МП | - | - |
7. | Реле обрыва фаз. | + | + | + |
8. | Блокировка люка, двери. | + | + | - |
9. | Указатель грузоподъемности. | | + | + |
10. | Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор) | | | + |
11. | Анемометр | КК>16 м | Н>15 м | |
12. | Противоугонные устройства. | КК | + | |
13. | Буферные устройства. | + | + | |
14. | Опорные детали. | + | + | - |
15. | Упоры. | - | + | + |
16. | Ключ-марка. | + | | |
17. | Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП. | | | + |
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается работа крана при неисправных или отключенных приборах безопасности
4.3 Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс применяют для строповки грузов? Браковка траверс.
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви 1.
Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки называют универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую траверсу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.
Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Рис. 3.15. Траверсы:
а — плоскостная; б — универсальная балансирная; в — пространственная;
г — разноплечая балансирная; 1 - ветвь; 2 — балка; 3 — клеймо; 4 — обойма; 5 — уравнительный блок; S1, S2 — натяжение ветвей
Признаки браковки траверс:
-
отсутствие клейма 3 или бирки; -
трещины (обычно возникают в сварочных швах); -
деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины; -
повреждения крепежных и соединительных звеньев.
5
5.1 Когда машинист крана не должен приступать к работе после осмотра крана?
1) имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;
2) повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;
3) грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;
4) механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;
5) детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;
6) износ крюка в зеве превышает 10 % от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;
7) неисправны или отсутствуют блокировки, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;
8) повреждены канатные блоки или полиспасты;
9) грузовой крюк или блоки не вращаются;
10) отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
11) неисправны крановые пути;
12) повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
13) истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
5.2 Нормы браковки элементов грузоподъемных машин.
Элементы грузоподъемных машин бракуются при наличии следующих дефектов.
Ходовые колеса кранов и тележек: трещины любых размеров;
+ выработка реборды до 50 % первоначальной толщины;
+ выработка поверхности качения с уменьшением первоначального
диаметра колеса на 2 %;о разность диаметров колес, связанных между собой кинематически,
более 0,5 % (для механизмов с центральным приводом).
Блоки —
+ износ ручья более 40 % первоначального его радиуса.
Барабаны:
+ трещины любых размеров;
+ износ ручья барабана по профилю более 2 мм.
Крюки:
+ трещины и надрывы на поверхности;
+ износ зева более 10 % первоначальной высоты вертикального сечения крюка.
Шкивы тормозные:
+ трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности;
+ износ рабочей поверхности обода более 25 % первоначальной толщины.
Накладки тормозные:
+ трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки; износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50 % первоначальной толщины.
5.3 Типы изготавливаемых текстильных стропов?
В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стропы следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.12, а):
· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 12,5 т;
· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 15 т;
· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;
· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
1... 12,5 т.
2.Универсальные (рис. 3.12, б-г):
· СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузоподъемность 1... 100 т.
Рис. 3.11. Бирки стропов
Рис. 3.12. Текстильные стропы:
а — типа 2СТ; б — типа СТП; в — типа СТК; г — типа СТКк; 1 — ветвь текстильная; 2 — кожух; 3 — волокна; 4 — этикетка
Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
6
6.1Обязанности машиниста крана во время работы
- При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции, проектом производства работ или технологической картой.
- Во время работы крана крановщик не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
- Крановщик не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
- Подниматься в кабину крана и спускаться с из неё во время работы механизмов подъема или передвижения крана или тележки не разрешается.
- При внезапном прекращении электропитания или остановке крана по другим причинам крановщик должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщика или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания. До прихода ответственного лица крановщик не должен допускать нахождения или прохода людей под поднятым грузом.
- При управлении из кабины, если в работе механизмов подъема или передвижения крана или тележки был перерыв (остановка), то перед их включением крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал.
- Прежде чем включить в работу любой из механизмов, крановщик обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
- Крановщик может производить совмещение движений (крановых операций) только в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана; при этом не должно допускаться одновременное включение механизмов.
- Крановщик не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
- Использование концевых выключателей в качестве рабочих органов отключения механизмов не разрешается.
- Крановщику запрещается выводить из действия приборы безопасности (заклинивать контакторы, отключать ограничители высоты подъема, электрическую защиту и т.п.), а также производить работу краном при их неисправности.
-При любом временном уходе с крана крановщик должен отключить вводной рубильник, вынуть ключ-марку из защитной панели мостового крана и взять его с собой, а дверь кабины козлового крана запереть на замок.
.
6.2Порядок укладки грузов.
-
осмотреть место, на которое груз должен быть уложен, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания с места разгрузки; -
на место разгрузки предварительно уложить прочные подкладки, чтобы чалочные канаты или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза; -
укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов, исключение может быть сделано при погрузке лесоматериалов, когда чалочные приспособления не должны иметь деталей крепления, -
препятствующих вытаскиванию чалок; -
укладку груза в вагоны, платформы и другие транспортные средства, а также снятие его производить, не нарушая равновесия указанных транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения; -
снимать стропы с груза или крюка после того, как груз будет надежно установлен или уложен на место; -
после отцепки груза чалочные приспособления подвесить к крюку грузоподъемной машины и подать сигнал о подтягивании чалочных приспособлений на безопасную высоту.