Файл: 1. 1 Проверка и осмотр крана перед началом работы при неработающих механизмах и отключенном рубильнике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
-производить зацепку железобетонных и бетонных изделий за поврежденные петли;
-подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
-забивать штырь (крюк) стропа в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;
-поправлять ветви стропов на поднимаемом грузе ударами молотка, ломами или другими предметами;
-использовать при зацепке и обвязке крупногабаритных грузов приставные лестницы; в таких случаях должны применяться приставные площадки;
-использовать грейфер для подъема людей и груза, подвешенного при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен;
-производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении;
-производить строповку груза, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного грузами, залитого бетоном и тому подобного;
-производить зацепку груза в таре, заполненной выше установленной нормы;
-производить обвязку, зацепку и подвешивание грузов на крюк грузоподъемной машины на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи без наряда-допуска и без присутствия ответственного лица за безопасное производство работ;
-использовать крюк грузоподъемной машины для открытия (закрытия) люков полувагонов, других технологических крышек, поднимать кузова транспортных средств.
13
13. 1 Опускание груза и складирование.
1) предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания;
2) на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;
3) снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
4) Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза.
5) Стропальщик не должен устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.
13.2 Браковка цепных стропов.
"Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
.
Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Среди всех стропов цепные имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:
Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:
+++++ Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3 процентов от первоначального размера (рисунок 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 процентов (рисунок 2).
Рисунок 1. Увеличение звена цепи:
- первоначальная длина звена, мм; - увеличенная длина звена, мм
Рисунок 2. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:
- первоначальный диаметр, в миллиметрах; , - фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм
13.3 Грузозахватные органы ПС.
Грузозахватные органы — это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза. Наиболее распространенными из них являются крюк, грейфер, электромагнит. В зависимости от вида грузозахватного органа различают краны:
Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.
Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?
Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стропов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.
Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.
Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крюком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.
Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми канатами 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части подвески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части — траверса 7, на которой установлен крюк.
Крюк крана устанавливают на упорном подшипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:
Как устроены грузоподъемные электромагниты?
Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.
Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электрический ток напряжением 220 В. Электрический ток создает сильное магнитное поле, удерживающее груз.
ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недостаточно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.
Какие бывают грейферы?
Грейфер — это двухчелюстной или многочелюстной ковш для перемещения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.
1. По конструкции различают следующие виды грейферов:
2. По типу привода механизма замыкания челюстей:
Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные.
Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов. Одноканатные грейферы применяют в случае перемещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строительстве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.
Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузоподъемность крана на рабочем вылете.
14
До начала работы машинист крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
При этом крановщик должен:
- осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
- проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
- проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
- осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
- проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
- проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
- осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры;
- осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
- проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;
- крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
- при приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.
-производить зацепку железобетонных и бетонных изделий за поврежденные петли;
-подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
-забивать штырь (крюк) стропа в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;
-поправлять ветви стропов на поднимаемом грузе ударами молотка, ломами или другими предметами;
-использовать при зацепке и обвязке крупногабаритных грузов приставные лестницы; в таких случаях должны применяться приставные площадки;
-использовать грейфер для подъема людей и груза, подвешенного при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен;
-производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении;
-производить строповку груза, засыпанного землей, примерзшего к земле, заложенного грузами, залитого бетоном и тому подобного;
-производить зацепку груза в таре, заполненной выше установленной нормы;
-производить обвязку, зацепку и подвешивание грузов на крюк грузоподъемной машины на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи без наряда-допуска и без присутствия ответственного лица за безопасное производство работ;
-использовать крюк грузоподъемной машины для открытия (закрытия) люков полувагонов, других технологических крышек, поднимать кузова транспортных средств.
13
13. 1 Опускание груза и складирование.
1) предварительно осмотреть место, на которое необходимо опустить груз, и убедиться в невозможности его падения, опрокидывания или сползания;
2) на место установки груза в случае необходимости предварительно уложить прочные подкладки для удобства извлечения стропов из-под груза;
3) снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
4) Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели и в другие места, не предназначенные для укладки груза.
5) Стропальщик не должен устанавливать грузы наклонно к стенам зданий, заборам и т.п.
13.2 Браковка цепных стропов.
"Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
.
Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Цепные стропы
Среди всех стропов цепные имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:
-
бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия; -
исправность соединительных элементов на конце стропа; -
диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:
-
Когда отсутствует бирка или маркировка на ней. -
При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла. -
При удлинении звена более чем на 3%. -
При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии. -
При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.
+++++ Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3 процентов от первоначального размера (рисунок 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 процентов (рисунок 2).
Рисунок 1. Увеличение звена цепи:
- первоначальная длина звена, мм; - увеличенная длина звена, мм
Рисунок 2. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:
- первоначальный диаметр, в миллиметрах; , - фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм
13.3 Грузозахватные органы ПС.
Грузозахватные органы — это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза. Наиболее распространенными из них являются крюк, грейфер, электромагнит. В зависимости от вида грузозахватного органа различают краны:
-
крюковой; -
грейферный; -
магнитный.
Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.
Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?
Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стропов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.
Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.
Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крюком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.
Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми канатами 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части подвески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части — траверса 7, на которой установлен крюк.
Крюк крана устанавливают на упорном подшипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольного свинчивания.
Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:
-
трещины и надрывы на поверхности крюка; -
крюк не вращается; -
отсутствует или неисправен предохранительный замок; -
крюк разогнут; -
износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты h(см. рис. 2.10) рабочего сечения крюка.
Как устроены грузоподъемные электромагниты?
Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.
Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электрический ток напряжением 220 В. Электрический ток создает сильное магнитное поле, удерживающее груз.
ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недостаточно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.
Какие бывают грейферы?
Грейфер — это двухчелюстной или многочелюстной ковш для перемещения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.
1. По конструкции различают следующие виды грейферов:
-
двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13); -
многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома; -
трех- и четырехлапые, предназначенные для круглого леса.
2. По типу привода механизма замыкания челюстей:
-
канатные (см. рис. 2.13); -
моторные.
Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные.
Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов. Одноканатные грейферы применяют в случае перемещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строительстве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.
Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузоподъемность крана на рабочем вылете.
14
14.1 Проверка и осмотр крана перед началом работы при неработающих механизмах и отключенном рубильнике
До начала работы машинист крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
При этом крановщик должен:
- осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
- проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
- проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
- осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
- проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
- проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
- осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры;
- осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
- проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;
- крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
- при приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.