Файл: Понятие о производственном процессе. Научные принципы организации процессов производства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главной целью финансового планирования является обеспечение устойчивости финансового положения предприятия, под которой понимается способность осуществлять деятельность таким образом, чтобы выполнять все текущие обязательства компании, получая при этом прибыль в размере, достаточном для воспроизводства и удовлетворения запросов собственников.
Размер получаемой прибыли выступает важным, но не единственным показателем успешности достижения поставленной цели.
-
Серьезное значение имеют параметры: -
рентабельность; производительность труда; -
эффективность инвестиций и капитальных вложений; -
наличие задолженностей перед контрагентами и др.
Оценивать финансовое планирование как часть общей стратегии предприятия следует с применением комплексного подхода.
В число наиболее важных задач планирования финансов входят:
-
поиск резервов, позволяющих увеличить величину получаемых компанией доходов, и способов их задействования; -
повышение эффективности использования имеющихся денежных средств; -
установление и поддержание оптимального соотношения между финансовыми и материальными ресурсами предприятия, а также увязывание производственного плана с планами получения и расходования денежных средств; -
определение направлений расходования денежных ресурсов и оптимального соотношения затрат по каждому из них; -
выбор наиболее выгодных с экономической точки зрения вариантов и способов сотрудничества с финансовыми организациями, прежде всего, банками.
Порядок разработки финансового плана и его основные показатели
Финансовый план - это заключительная часть бизнес-плана, которая обобщает все предыдущие разделы в стоимостном выражении.
В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общая прибыль, объем инвестиций, источники финансирования, использования собственных средств, а также заемных (с указанием сроков и источников погашения задолженности), сроки окупаемости капиталовложений, издержки производства и обращения, процентное соотношение доходов и расходов , сроки выплаты дивидендов (для акционерного общества).
Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самых целей этого процесса и требуемого конечного результата. Акцент должен быть сделан на трех из них.
1. Прогнозирование. Первое условие можно сформулировать как способность составлять четкие и обоснованные прогнозы.
Нельзя сводить прогнозирования в чисто технической упражнения. Подгонка тенденций в прошлые факты и данные ничего не стоит. Это связано с тем, что будущее не обязательно воспроизводит прошлые картины, было бы удобным для планирования.
2. Выбор оптимального финансового плана.
В конце своей работы финансовому менеджеру придется определить, финансовый план является лучшим. До сих пор не существует ни одной модели или процедуры, которые могли бы учесть все сложности и скрытые препятствия, возникающие в процессе финансового планирования.
Очевидно, такие модели никогда не появятся. Эта смелое заявление базируется на законе, который вытекает из аксиом.
Аксиома 1. Совокупность нерешенных проблем является бесконечной.
Аксиома 2. Количество нерешенных проблем, которые отдельный человек может учитывать в данный момент, не может превышать десяти.
Закон. Итак, в любой деятельности всегда будут существовать некоторые 10 проблем, которые можно назвать, но не имеющих формального развязку.
Однако финансовым менеджерам, которые разрабатывают план, приходится встречаться с нерешенными проблемами на каждом шагу, поэтому им нужно приложить максимум усилий для поиска аргументов.
Составление финансового плана начинают с прогноза объема продаж. Прогноз объема продаж составляется по каждому виду продукции, как правило, на 3 года: для 1-го года - ежемесячно, для II-го - ежеквартально, для III-го - год в целом. Это связано с тем, что в первый год производства должен быть известен покупатель продукции. Расчеты на второй и третий годы имеют характер прогнозов, составленных на основании маркетинговых исследований.
Важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, который имеет и другое название - баланс денежных потоков. Цель его составления заключается в том, чтобы достичь синхронности поступления и расходования денежных средств или, другими словами, достичь необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на любую дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились на короткие отрезки времени. При
удлинении временных отрезков значение данных, изложенных в этом документе, снижается, даже если они являются надежными.
Ликвидность проекта, реализуемого, может влиять на его прибыльность. Недостаточность денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу банкротства. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пеню, уменьшающие балансовую прибыль.
Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступления и расходования в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода.
В аналитических целях таблица может быть дополнена данными о дебиторской задолженности, а именно: о размере безнадежных долгов, складских запасов, кредиторской задолженности, были взяты из других разделов финплана. Данные баланса денежных потоков необходимо связать с действиями предприятия по формированию собственных оборотных средств. Ведь именно недостаточность собственных оборотных средств и их иммобилизация создают ситуацию, когда в нужный момент на счетах предприятия нет нужных денежных средств. Нужно вспомнить и о том, что показатели ликвидности определяются соотношением размера оборотных средств и краткосрочных заемных источников их формирования.
В состав финансового плана входит также баланс активов и пассивов предприятия. Баланс активов и пассивов предприятия составляется с целью оценки тех видов активов, в которые направляются денежные средства и тех видов пассивов, за счет которых планируется финансировать приобретение или создание этих активов. Среди активов баланса выделяют текущие активы (счет в банке, касса, другие поступления, дебиторская задолженность) - как наиболее мобильную часть средств, запасы и фиксированные активы. В пассиве отражены собственные и заемные средства, причем важное значение имеет их структура и изменение в течение запланированного трехлетнего периода.
При составлении финансового плана также проводится анализ безубыточности предприятия (метод «затраты - объем - прибыль»). Методологические основы этого метода разработаны уже достаточно давно, но практическом его использованию способствовала система учета затрат "direct-costing", в основе которой лежит деление затрат на постоянные и переменные, которые по-разному реагируют на изменение объема производства.