Файл: Вкр взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников ано Центр психологии и развития человека Сфера введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социализация способствует формированию наших привычек, желаний и обычаев, она выступает одним из основных факторов социального контроля и установления общественного порядка. Социальная адаптация помогает облегчить трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Любоерешение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе осуществления деятельности, кажется нам опасным инеуместным. Это и есть путь осуществления весомой части внутреннего контроля личности за своим поведением.
Социальные отношения помогает сохранить социальный контроль, представляющий собой особый независимый механизм поддержания общественного порядка и включающий нормы и санкции.
Правильное поведение в обществе нам предписывают социальные нормы.
Стимулом для соблюдения социальных норм служат - социальные санкции (средства поощрения или наказания).
Масштаб социальных норм может быть различным.Есть «групповые привычки» - возникают и существуют только в малых группах: семья, компания друзей, рабочие коллективы. Другие нормы определены как «общие правила» - они возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом (манеры поведения, законы, традиции, нравы и др.).
Несоблюдение исполнения тех или иных норм влечет за собой наказания и санкции. За несоблюдение одних норм следует очень слабое наказание –скептицизм, недоброжелательные взгляды, неодобрение, презрение. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, заключение под стражу. Самое строгое наказание влечет за собой нарушение запретов и юридических законов (убийство человека, разглашение государственной тайны). Нарушение отдельных видов групповых привычек влечет за собой самое мягкое наказание.
Ключевая роль в системе социального контроля отведена санкциям.Наряду с нормами и ценностями они составляют его механизм. Самостоятельно нормы контроль не осуществляют. Контроль за поведением людей с помощью норм осуществляют другие люди.Наше поведение при соблюдении общепринятых норм является ожидаемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Все мы знаем, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - заключение под стражу. Ожидая от другого человека какого-то поступка, мы надеемся, что он знает и норму, и следующую за ним санкцию.
Следовательно, нормы и санкции неделимы. Отсутствие сопровождающей санкции у какой-то нормы влечет за собой прекращение регулирования реального поведения. Норма просто становится лозунгом, призывом и прекращает быть элементом социального контроля.
Исходя из того, коллективным или индивидуальным способом выносятся санкции, выделяют два вида социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний.В результате самоконтроля индивид без посторонней помощи регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. При социализации нормы усваиваются так хорошо, что, нарушая их, возникает чувство вины или неловкости. В таких случаях проявлением контроля выступает совесть.
В основе социального контроля лежит около 70% самоконтроля.Высокий уровень самоконтроля у людей позволяет реже обращаться к социальному контролю. А низкий уровень самоконтроля влечет за собой взаимодействие с институтами социального контроля. Слабый самоконтроль, приводит к тому, что строже становится внешний контроль.
На эффективность общественного труда в значительной степени оказывают влияние: добросовестность и профессиональная подготовленность специалиста к данной работе, личностных качеств человека, профессиональная подготовка кадров.
Совокупность общественных парадоксов, требований, общетеоретических концепций приобретения мастерства в начале XXI века начали переводиться на личностный показатель.
Противоположностью тяжелым, переломным, неорганизованным общественным процессам в настоящее время является роль личности.
В процессе жизнедеятельности и выбора профессии, индивид встречает изощренные проблемы, решить которые ему не сразу под силу.
Данному общественному положению нужен не только специалист высокой квалификации, но еще человек высокоталантливый, опытный, уверенный в себе, не боящийся рисковать, когда нужно, придерживающийся четкой позиции. Для подавляющего большинства людей потребности в реализации себя являются животрепещущими, так как имеют слабую степень удовлетворенности.
Важнейшая роль в человеческом развитии отведена «Я-концепции» (понимании самого себя), главная составляющая которого – сверхценность себя.
Научившись отлично понимать самого себя, человек будет более полноценно чувствовать и понимать других. А принятие индивида другими людьми, позволяет ему повысить собственную самооценку.
Общественная деятельность диктует соответствующие выражения и проявления:
1.Альтруистичных личностных возможностей: почитания человеческой важности, индивидуальности, признания разнообразия и целостности, благожелательного отношения к нему такому, какой он есть. Люди, осуществляющие свою деятельность в одной сфере, принадлежат к разным классам общества, имеют различные религиозные, конфессиональные, моральные ценности, у них могут наблюдаться физические или психические изъяны, которые не целесообразны нормам людей различных возрастов, половой принадлежности и т. д. Многообразие всех особенностей (ценностных, культурных, традиционных, интересов) и их приемлемость социумом, предопределяютвысокорезультативную общественную работу.
2. Ключевой составляющей профессионала общественной сферы является стремление и желание оказывать помощь и поддержку в непростых ситуациях (то есть – профессионально-ценностная установка на других людей), определяющее взаимоотношение с окружающим миром и различные поведенческие реакции.
Именно эта гуманистическая личностная ориентация позволяет развиваться множеству личностных качеств профессионала и интегрирует их.
В современной жизни гуманистическая личностная направленность очень значима и предполагает стремление к пассионарной цели.
3.Чтобы осуществить данную цель, специалист общественной деятельности должен обладать высокой степенью человеколюбия, быть гармонично развитым как личностно, так и профессионально, быть достаточно подготовленным к решению профессиональных задач (документы о полученном образовании и квалификации) и обладать индивидуальной готовностью.
Индивидуальная готовность выступает как цельное образование, включающее в себя духовно-психологическую, содержательно-информативную и деятельную подготовленность, которые в различной степени могут сочетаться и восполнять друг друга. Рассмотрим их подробнее:
- содержательно-информативная: специалист, осуществляя свою деятельность, должен обладать как личностной, так и социальной компетентностью (обладать умениями и навыками, приемами, техниками, методиками, участвовать лично в разрешении проблем одного клиента, целой группы;
- деятельная готовность: демонстрация сотрудником уровня своего мастерства при выполнении должностных обязанностей. Практические навыки осуществляются с учетом окружающих условий, резервов, возможностей таким образом, чтобы результаты были максимально эффективными. Деятельно-личностные качества здесь так же задействованы;
- духовно-психологическая: осуществляемые специалистом поступки и действия, соответствуют нравственным и этическим принципам. Работа для специалиста имеет значение и вызывает интерес, несмотря на ее положительные и отрицательные стороны. Психологически на ее выполнение он настроен и готов с удовольствием приступить к ее выполнению.
Осуществляя определенную деятельность, человек оказывает влияние на высокопрофессиональную среду, единство, соучаствует в улучшении и развитии общественной работы, производит индивидуальную созидательную переоценку задач, программ, разновидностей социального содействия и восстановления (реабилитации) не только отдельного человека, но и группы людей, которые оказались в непростых жизненных условиях.
4. Сотрудник социальной сферы не может осуществлять свою деятельность без усовершенствования условно-профессиональных качеств личности. Практическая работа позволяет проявлять те или иные качества и их развитие обусловлено требованиями этой работы. Положительный результат деятельности возможен только в случае готовности личности воплощать ее в жизнь.
В общих чертах, личностно-профессиональная деятельность представляет собой двусторонний процесс.Развиваясь в профессиональной деятельности, обогащаясь нужнымикачествами и особенностями, личность реконструирует и саму деятельность. Личность, как общий элемент системы «личность и деятельность» может рассматриваться благодаря интегрированию всех личностных качеств.
Первоисточником цели и содержания деятельности являются гуманистичная личностная направленность и ориентация на профессиональные ценности.На сколько человек развит как профессионал, указывает эффективность деятельности, которая может реализовываться только при постоянном развитии важных в профессии личностных свойств и качеств.
Работа, которая связана с общественной поддержкой, коррекцией и реабилитацией отдельного человека или различных групп населения, нуждается в особых, нестандартных подходах тактиках в профессиональном образовании.При подготовке работника общественной (социальной) сферы, особое внимание уделяется личностному уровню. Это означает, что значимо как приобретение знаний, навыков, умений в профессиональной области, так и развитие личностных черт, позволяющих эффективно выполнять свои должностные обязанности.
Без всякого сомнения, для эффективного осуществления деятельности очень важны профессиональные качества. Но, не меньшую важность представляют идеология, нравственные нормы, человеколюбие, культура личности.
Достаточное влияние на профессиональные и личностные качества специалиста оказывают общественные взаимодействия, нравственно-правовое положение сотрудника в обществе, развитие ранее не существовавших типов координации работника социальной сферы и клиентов и др.
1.3. Влияние личностных качеств на социальное поведение сотрудников организации
Каждый человек индивидуален и отличается от других людей. Индивидуальность достигается благодаря сочетанию психологических черт и особенностей. Проявление индивидуальности мы можем наблюдать в индивидуальном стиле деятельности
, привычках, чертах характера и темперамента, познавательных процессах (мышлении, воображении, памяти), способностях. Личность человека является неповторимой, так как, нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.На формирование личностных черт оказывают влияние множество факторов.
- особенности ВНД, физиологическое состояние организма, чувства, память, эмоции относятся к природным факторам.
- привычки, статус, роли, образование, опыт, круг общения относятся к общественным факторам.
Если руководитель хорошо знает черты личности своих подчиненных, это позволяет предугадывать их поведение, оказывать на них целенаправленное воздействие и успешно ими управлять.
Характер, темперамент, способности - это психологические свойства личности. Рассмотрим их подробнее.
Темперамент представляет собой индивидуально-психологические особенности человека, которые оказывают воздействие на динамику егоповеденияипсихических процессов.
Физиологическую основу темпераментов составляют: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, которые характеризуют типы высшей нервной деятельности людей.
Проявлением свойств нервной системы (типа ВНД) в поведении и деятельности человека служит темперамент.
Выражение сильного уравновешенного быстрого типа нервной деятельности является физиологической основой сангвинического темперамента; сильного уравновешенного медленного типа - флегматического темперамента; сильного неуравновешенного типа нервной деятельности – холерического; слабого типа - меланхолического темперамента.
Каким бы темпераментом и типом ВНД не обладал человек, он может развить все социально необходимые личностные свойства. У каждого типа темперамента есть как положительные, так и отрицательные стороны. Невозможно дать только положительную или отрицательную оценку. Например, холерик совершает действия быстрее и энергичнее, чем флегматик. Зато сдержанность и выдержка вырабатывается у флегматика значительно легче, чем у холерика.
Положительные стороны различных типов темперамента:
жизнерадостный, оптимистичный, отзывчивый, живой (сангвиник);
устойчивый к стрессам, спокойный, невозмутимый, неторопливый (флегматик);
энергичный, целеустремленный, решительный, активный (холерик);
внимательный к мелочам, умеющий выслушать и поддержать (меланхолик).
Наравне с положительными сторонами, у любого темперамента наблюдаются и нежелательные: