Файл: Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перемещения по игровой площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Для формирования и развития у дошкольников игровой деятельности чрезвычайно благоприятен сюжет. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей). Привлекательность сюжетной игры обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.
Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.
II. Практическая работа по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Подбор и обоснования диологических методик для выявления уровня развития познаний активности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
1. создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
2. гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
3. специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1. выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2. выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества
3. провести сравнительный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа.
С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [приложение 1].
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:
1. оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
2. быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
3. гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
4. вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре: III уровень - низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).
Использует известный вариант: II уровень - средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
I уровень - высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами - средний, тремя баллами - высокий уровень [приложение 1].
Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.
Для оценки этого задания были выделены три уровня: I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет. II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми. III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.
Результаты вносились в таблицу.
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?".
Для оценки задания были выделены три уровня: I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами. II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла. III уровень - низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.
Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек [таблица 3],одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.
Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца [ таблица 2].
Компоненты развития игровых способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки, уровни развития компонентов игровой спасобности, уровни развития игровых способностей детей по заданиям приведены в приложениях.
2.2 Рекомендации для педагогов для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Очень внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (б ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами.
Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания.
Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности.
Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему интерес к чтению, и будет способствовать развитию познавательной активности.
Для формирования и развития у дошкольников игровой деятельности чрезвычайно благоприятен сюжет. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей). Привлекательность сюжетной игры обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.
Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.
II. Практическая работа по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Подбор и обоснования диологических методик для выявления уровня развития познаний активности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
1. создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
2. гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
3. специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1. выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2. выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества
3. провести сравнительный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа.
С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [приложение 1].
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:
1. оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
2. быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
3. гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
4. вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре: III уровень - низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).
Использует известный вариант: II уровень - средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
I уровень - высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами - средний, тремя баллами - высокий уровень [приложение 1].
Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.
Для оценки этого задания были выделены три уровня: I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет. II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми. III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.
Результаты вносились в таблицу.
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?".
Для оценки задания были выделены три уровня: I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами. II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла. III уровень - низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.
Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.
Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек [таблица 3],одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.
Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.
Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.
Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Дети западают на ролевом диалоге. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.
В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.
И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца [ таблица 2].
Компоненты развития игровых способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки, уровни развития компонентов игровой спасобности, уровни развития игровых способностей детей по заданиям приведены в приложениях.
2.2 Рекомендации для педагогов для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Очень внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (б ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами.
Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания.
Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности.
Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему интерес к чтению, и будет способствовать развитию познавательной активности.