Файл: Теоретические основы оценки финансового состояния предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, — это следствие следующих требований, предъявляемых к ее составлению:
-
полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в текущем году; -
правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; -
тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации; -
соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности.
Основой бухгалтерской отчетности предприятия является бухгалтерский баланс, который представляет собой сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов предприятия, в которой отражено его финансовое состояние надень составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа и сопоставления показателей, определения их роста или снижения. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Бухгалтерский баланс содержит два основных раздела — «Актив» и «Пассив» и позволяет получить представление о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источниках их образования, составляющих пассив[21].
В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. В основе актива баланса отражаются показатели следующих двух разделов:
I. «Внеоборотные активы»;
II. «Оборотные активы».
В состав активов предприятия включаются:
-
нематериальные активы; -
основные средства; -
незавершенное строительство; -
доходные вложения в материальные ценности; -
долгосрочные финансовые вложения; -
сырье и материалы; -
животные на выращивании и откорме; -
готовая продукция; -
товары отгруженные; -
дебиторская задолженность; -
краткосрочные финансовые вложения; -
денежные средства и др.
Актив бухгалтерского баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму.
В пассиве баланса статьи сгруппированы в соответствии с их правовой основой, так как общее обязательство предприятия по полученной стоимости и ресурсам разделено в основном по предмету. Обязательства перед корпоративными собственниками и обязательства перед корпорациями. Третьи лица (кредиторы, банки и т.д.). В составе пассивов на балансе отражаются следующие три раздела показателей:
III. «Капитал и резервы»;
IV. «Долгосрочные миссии»;
V. «Краткосрочная задолженность».
Обязательство перед собственником (собственность) состоит из двух частей. 1) капитал, полученный предприятием от акционеров и пайщиков при создании хозяйственной организации, и капитал, полученный предприятием в виде дополнительных пожертвований от предприятия при создании хозяйственной организации. течение его деятельности. вне; 2) капитал, сформированный предприятием путем создания различных фондов в процессе его деятельности; В разделе III бухгалтерского баланса также отражается сумма прибыли, полученной в отчетном периоде, и сумма нераспределенной прибыли за предыдущий год.
Разделы IV и V бухгалтерского баланса показывают общую сумму заемного капитала, использованного компанией. Внешний долг предприятия (заемный капитал) можно разделить на долгосрочный и краткосрочный (до 1 года).
Статья пассива баланса классифицируется по срокам погашения (погашения) обязательства. Как наиболее постоянная (стабильная) часть баланса уставный капитал занимает первое место[36].
Результаты активной и пассивной частей баланса должны быть равны (сбалансированы). Целью баланса является проверка достоверности всех активных и пассивных счетов и получение количественных данных о деятельности компании.
В соответствии с действующими нормативными документами бухгалтерский баланс составляется на нетто-основе. Результаты баланса дают приблизительную оценку средств, находящихся в распоряжении компании. Данная оценка является бухгалтерской оценкой и не отражает сумму, фактически полученную от продажи активов Компании при ликвидации. Фактическая стоимость актива определяется рыночными условиями и может отклоняться во все стороны от его балансовой стоимости, особенно в периоды инфляции.
Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала компании, адекватность
текущей и будущей хозяйственной деятельности, размер и состав ее заемных средств, эффективность их привлечения. На основании информации, представленной в бухгалтерском балансе, внешний пользователь определяет целесообразность и условия ведения бизнеса с этой компанией в качестве партнера, кредитоспособность компании как заемщика, ее долю в уставном капитале этой компании и ее активы [9]. ]. .
Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает следующие разделы:
-
движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; -
дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения полученные и выданные; -
амортизируемое имущество; -
движение средств, финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; -
финансовые вложения; -
затраты, произведенные предприятием; -
расшифровка отдельных прибылей и убытков и др. Собственники предприятия и прочие заинтересованные службы
не могут ответить на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности.
В первую очередь — это отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием и распределением прибыли предприятия. В нем отражаются все расходы, связанные с производством продукции и услуг, и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов[16].
Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия.
Отчет о прибылях и убытках имеет следующую структуру.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:
1. (+) Выручка от реализации (без НДС, акцизов и т.д.).
2. (—) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, оказанных услуг.
3. (=) Валовая прибыль.
4. (—) Коммерческие расходы.
5. (—) Управленческие расходы.
6. (=) Прибыль (убыток) от продаж.
7. (+) Проценты к получению.
8. (—) Проценты к уплате.
9. (+) Доходы от участия в других организациях.
10. (+) Прочие доходы.
11. (—) Прочие расходы.
12. (=) Прибыль (убыток) до налогообложения.
13. Отложенные налоговые активы.
14. Отложенные налоговые обязательства. Справочно. Постоянные налоговые обязательства (активы). Базовая прибыль (убыток) на акцию. Разводненная прибыль (убыток) на акцию.
15. (—) Текущий налог на прибыль.
16. (=) Текущий налог на прибыль (прошлые отчетные периоды).
17. (+) Иные аналогичные платежи.
18. (=) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике предприятия, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Как правило, пояснения представляются в годовой бухгалтерской отчетности[15].
Проведение анализа финансовой отчетности на предприятиях России в настоящее время осложнено тем, что:
1) отсутствуют достоверные данные о деятельности предприятия за текущий и прошлые периоды;
2) руководство предприятий, как правило, реально не заинтересовано в максимизации прибыли предприятия, а лишь декларирует это;
3) руководство предприятий недооценивает важность управления внутренними ресурсами предприятия, ориентируясь только на внешние;
4) на предприятиях не хватает специалистов, способных грамотно проводить сбор и учет информации и осуществлять глубокий анализ;
5) нестабильность внешней среды обусловливает высокие риски предпринимательства.
-
Методика анализа финансового анализа предприятия
Методы финансового анализа существуют для надежного управления финансовым положением организации в условиях рыночной экономики и оценки финансовой устойчивости ее деловых партнеров. Содержит элементы для внешнего и внутреннего анализа. Лысенко Д. В. «Методика анализа исследуемого финансового положения позволяет определить особенности проведения аналитической работы. В результате проведенного исследования было установлено, что основные приемы, обычно применяемые при изучении финансового положения организаций, идентичны в разных организациях. " Авторы. Однако существуют некоторые различия между технологиями в целом или конкретными технологиями, используемыми для реализации каждой конкретной технологии.
Методология экономического анализа предполагает всестороннее изучение влияния причин и условий на результаты деятельности фирмы с целью улучшения и повышения эффективности производства. Эту методику можно понимать как набор правил и методов, наиболее рационально реализующих любую задачу. В финансовом анализе методология включает набор аналитических правил и методов изучения экономики фирм, в некотором смысле подчиненных достижению аналитических целей [7, с.101].
Сигидов Ю.И., Кучеренко С.А., сказал: Практика финансового анализа уже разработала методы анализа финансовой отчетности. В методике анализа финансового положения используются шесть основных методов:
- Горизонтальный анализ (временной) - сравнение каждой сообщаемой позиции с предыдущим шагом.
- Вертикальный анализ (структура)
– Установление структуры финансовых показателей.
- анализ тенденций
- Сравните рейтинги каждого отчета с рядом предыдущих периодов времени, чтобы установить тенденции, исключающие случайные эффекты и индивидуальные характеристики отдельных периодов времени. Основные тенденции динамики индикатора.
- Анализ относительных показателей (экономических коэффициентов)
- Расчет числовых соотношений для различных форм отчетности и установление взаимосвязей между характеристиками. − Сравнительный анализ.
Этот анализ делится на:
− на ферме;
– Сравнение ключевых показателей по организациям, дочерним предприятиям и подразделениям.
-Cross Farm - Сравните производительность вашей организации с показателями конкурентов и средними показателями по отрасли.
- факторный анализ - изучение влияния отдельных факторов (причин) на показатели деятельности» [19, с.38].
Анализ финансового положения компании на этапе рассмотрения бухгалтерской отчетности начинается с рассмотрения бухгалтерского баланса, но основными характеристиками являются: - общие активы организации; - Стоимость мобильных и основных средств. − такие, как сумма собственных и заемных средств организации; Горизонтальный анализ позволяет сравнить абсолютные и относительные значения отдельных статей баланса за оцениваемый период и установить их изменение за указанный период. Вертикальный анализ определяет структуру баланса и показывает динамику изменения баланса за изучаемый период (год, квартал, месяц). Определите ликвидность баланса организации, сравнив каждый вид активов с соответствующим ему видом пассивов. Ликвидность баланса определяется как степень, в которой обязательства организации покрываются ее активами, а период денежного обращения соответствует периоду покрытия обязательств. Поэтому изучение финансовой отчетности считается предварительным анализом финансового положения организации и может определить экономическую устойчивость организации и использование финансовых ресурсов [9, стр. 11].