Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что же касается второго положения, то если он знал, что совокупление в дневное время Рамадана является запретным, но не знал, что за это есть искупление (кафара), то ему необходимо совершить искупление, поскольку существует разница между незнанием о положении (хукм) и незнании о наказании ('укъуба). Незнание о наказании, не снимает с человека ответственность, а при незнании о законоположении, человеку прощается. И
поэтому ученые сказали: "Если человек выпил что-либо опьяняющее, и не знал,
что оно опьяняет или же не знал что оно запретно, то на нем ничего нет. Если же он знал, что оно опьяняет и оно запретно, но не знал о наказании за это, то его наказывают, и наказание не спадает с него".
Основываясь на этом, мы говорим задавшему вопрос: если ты не знал, что совокупление без семяизвержения является запретным, то тебе ничего не следует совершать, как и твоей жене, если она также как и ты не знала об этом".
Ответ шейха Ибн Усеймина
Вернуться в содержание
146.
Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение
поститься уже после рассвета?
К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Обязательный пост с
намерением после рассвета действительный, если человек не знал об
обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его
возмещать, даже если он кушал до этого".
См. "Ихтияратуль-фикъхия" 4/63.
Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-
Шаукани и шейх аль-Альбани.
Вернуться в содержание
147.
Возмещение поста женщинами, по причине месячных или
послеродового течения
Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. 'Аиша рассказывала: "При жизни Посланника Аллаха ﷺ,
во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено
восполнять молитву".
Муслим 1/265.
Вернуться в содержание
148.
Возмещение поста больными и путниками
Всевышний Аллах сказал: "А если кто болен или находится в пути, то
пусть постится столько же дней в другое время".
(аль-Бакъара 2: 185).
Примечание
Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность.
Всевышний Аллах говорит: "...то пусть постится столько же дней в другое
время".
(аль-Бакъара 2: 185).
Вернуться в содержание
149.
Возмещение поста пожилым и старым человеком
Ибн Аббас сказал: "Когда старый человек не может соблюдать пост, он
кормит каждый день бедняка одним муддом еды", в другом предании сказано:
"Кормит половиной са' пшеницы". ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-
Альбани подтвердили достоверность. См. "Ируауль-гъалиль" 4/18.
Сообщается, что "когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он
приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех". ад-Даракъутни
2/207. Иснад достоверный.
Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: "Следует
кормить бедняка половиной са' еды, которую употребляют в данной местности, а
половина са' - это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует
кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах
сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в
искупление накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184).
И текст Корана указывает
именно на еду".
См. "аль-Фатауа аль-Фаузан" 3/140.
Вернуться в содержание
150.
Требуется ли возмещение, если болезнь пожизненная?
Если у человека болезнь, которая неизлечима, то требуется от него кормление одного бедняка за каждый пропущенный день Рамадана, в аналогии со старым человеком, который не может соблюдать пост.
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Старому мужчине и
женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост
и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый
пропущенный день". аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.
Имам Ибн Къудама сказал: "Больной, который не надеется на выздоровление,
не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к
старому человеку".
См. "аль-Мугъни" 4/396.
Вернуться в содержание
151.
Как искупить кормлением, если нет возможности для этого?
Кормить должен человек за свой счет, а если нет у него возможности, то он не обязан и этим.
Если у человека нет возможности кормить за каждый день бедняка, то он ничего не обязан делать, как это говорил шейх Ибн Баз в "Фатауа ас-сыям".
Вопрос: "Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца
Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой
причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати
дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по
силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно?
При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать
причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это
средств?".
Ответ: "Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста
или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за
каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые
способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка".
(аль-Бакъара 2: 184).
Ибн Аббас сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине,
которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый
пропущенный день поста".
аль-Бухари.
Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый
несоблюденный день поста, предоставляя ему половину са' обычной для данной
местности пищи.
Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты
изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет
благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое".
См. "Фатауа ас- сыям" 58.
Вернуться в содержание
152.
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?
Аиша рассказывала: "Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его
возместить кроме как в месяце ша'бане". аль-Бухари 1950, Муслим 1146.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом хадисе указание на дозволенность
задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без".
См. "Фатхуль-Бари" 4/191.
Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша'бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: "Спешите к прощению вашего
Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному
для богобоязненных".
(Али Имран 3: 133).
Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела,
сказав: "Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других".
(аль-Муминун 23: 61).
Вернуться в содержание
153.
Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?
Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным.
Всевышний Аллах, сказав о возмещении: "пусть постится столько же дней в
другое время", не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: "Нет проблем в том, чтобы возместить пост
не подряд".
Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.
Анас также сказал: "Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь,
то не последовательно".
Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.
Что же касается хадиса: "Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их" аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим,
которого назвали слабым Ибн Ма'ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн
Хаджар сказал: "Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана".
См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. "аль-Ируа" 943.
Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд.
См. "Тамамуль-минна" 422-423.
Вернуться в содержание
154.
Должен ли человек совершать искупление, если он не успел
восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?
Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни
Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: "Он постится тот Рамадан, который наступил, затем
возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!". аль-Байхакъи
4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И.
Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи
4/235.
Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом!
Вернуться в содержание
155.
Нужно ли возмещать пост за умершего?
От 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ
сказал: "И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост,
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 26
постится кто-нибудь из его близких (уалий)". аль-Бухари 1952, Муслим 2/789.
Большинство ученых считает, что это повеление Пророка ﷺ не является обязательным.
Также от Ибн 'Аббаса сообщается, что один человек спросил Пророка ﷺ: "Моя
мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли
мне поститься за нее?" Пророк ﷺ сказал: "Да" и добавил: "Ведь долг Аллаху
более всего заслуживает, что-бы быть оплаченным!". аль-Бухари 1953, Муслим
2/154.
Эти хадисы указывают на то, что если умер мусульманин, который должен был соблюдать пост, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Однако мнения ученых разошлись в понимании этого хадиса. Одни считали, что веление Пророка ﷺ является обобщенным и поститься следует любые виды обязательного поста, а другие ученые считали, что речь идет только о посте по обету. Сторонники этого мнения считали, что за каждый пропущенный день поста Рамадана следует накормить по одному бедняку, а возмещать за умершего следует только пост по обету.
Сторонники же первого мнения сказали, что эти доводы не убедительны,
потому что не могут противостоять достоверному хадису Пророка ﷺ, а указаний на необходимость кормления бедняка за пропущенный день Рамадана умершим,
не существуют. Поэтому повеление Пророка ﷺ распространяется на любые виды обязательного поста.
См. "Фатхуль-Бари" 4/235-236. и "Субулюс-Салям" 2/580.
Однако самым сильным мнением является второе, что за умершего следует возмещать только пост по обету, поскольку веления Пророка ﷺ нам разъяснили его сподвижники, которые не вносили в религию нечего от себя.
Сообщается, что однажды одна женщина пришла к Пророку ﷺ и сказала, что ее сестра, которая дала обет поститься в течении месяца, умерла так и не выполнив обета. Посланник Аллаха ﷺ сказал ей: "Постись за свою сестру". ат-
Таялиси 2630. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Ибн 'Аббас сказал: "Если человек заболел в месяц Рамадан и не постился, а
затем умер, то надо накормить за каждый пропущенный им день поста по одному
бедняку и не поститься за него. Если же он дал обет поститься, то за него
следует поститься кому-либо из числа его родственников".
Абу Дауд 2401. Иснад достоверный.
Сообщается, что когда умерла мать 'Амры, не возместив пропущенные дни поста, она спросила 'Аишу, должна ли она поститься за нее? - и та сказала ей:
"Нет, пожертвую беднякам по половине са' за каждый пропущенный ею день". ат-
Тахауи 3/143, Ибн Хазм 7/4. Иснад достоверный.
Ибн Умар говорил: "Пусть никто из вас не соблюдает пост за другого, и пусть
никто из вас не совершает молитву за другого!".
Абдур-Раззакъ 16346. Иснад достоверный.
Имам Малик сказал: "Я не слышал, чтобы кто-либо из сподвижников или
таби'инов или жителей Медины повелевал поститься или молиться за кого-либо
другого".
См. "Насбу-ррая" 2/334.
Этому мнению отдал предпочтение также и имам Сунны Ахмад ибн Хнбаль.
Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как имам Ахмад сказал: "Не следует
возмещать пост за умершего, кроме поста по обету".
См. "аль-Масаиль" 96.
Ибн аль-Къайим сказал: "С обязательным постом месяца Рамадан дела
обстоят так же, как и с молитвой. Никто не может совершить молитву за другого
или принять Ислам за другого, и тоже самое относится к посту. Что же касается
обетового поста, то он рассматривается как долг, и человек может держать такой
пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг, и все это
тонкости фикъха".
См. "И'лямуль-мууакъи'ин" 3/554.
Однако, для того, чтобы возместить пост по обету за умершего, и чтобы это принесло ему пользу, он должен быть мусульманином. Сообщается, что отец 'Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын 'Амр спросил Пророка, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк ﷺ ответил: "Если
твой отец был мусульманином [единобожником], то твое
жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него,
принесли бы ему пользу".
Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, то что между двух скобок является версией Ахмада 2/182. Хадис хороший.
Что же касается того, кто именно может поститься за умершего, то исходя из приведенных хадисов, им может быть любой из его родных, а уали в первом хадисе упомянут потому, что смысл этого слова является более обобщенным, как сказал об этом Ибн аль-Къайим.
Вернуться в содержание
156.
Можно ли соблюдать добровольный пост, прежде чем возместить
пропущенные дни Рамадана?
Относительно дозволенности соблюдения добровольного поста до возмещения поста Рамадана, существует три мнения. Первое заключается в том,
что это дозволено, поскольку нет никаких указаний на запрет этого, ибо добровольный пост не связан с постом месяца Рамадан. И это известное мнение ханафитов, которому отдал предпочтение и шейх Ибн Усаймин, сказавший: "Кто