Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социальные контроль , т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;
культурный отбор , т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.
Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру общества. Основой социальной структуры общества, по мнению марксистов, является класс. Классическое определение этого понятия дал В. И. Ленин.
► Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают .
Итак, основные критерии социальной дифференциации, с точки зрения марксизма, это:
место в системе производства;
отношение к средствам производства (собственник или наемный работник);
роль в организации труда;
способ получения доли общественного богатства (эксплуататор или эксплуатируемый);
размер этой доли.
Любое классовое общество (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое) включает два основных, противоборствующих (антагонистических) класса, борьба между которыми и определяет его развитие. В советской социологии существовала теория «двух с половиной классов». С точки зрения этой теории, в СССР самым прогрессивным (т. е. определяющим развитие общества), передовым (на который в социальном, интеллектуальном и нравственном плане следовало равняться другим классам) был рабочий класс; его союзником в построении коммунизма (т. е. тоже достаточно прогрессивным и передовым) был класс колхозного крестьянства. Существовала еще интеллигенция, но как не обладающая всеми признаками класса она получила статус «прослойки» и считалась ведомой, должна была равняться на прогрессивный класс в построении коммунистического общества. Очевидно, такой подход совершенно искажал действительное положение вещей. Большинство современных социологов придерживаются теории социальной стратификации, в основу которой положено деление общества на слои – страты. Понятие «страта» попало в социологию из геологии, где под ним понимают слои, пласты разнородных образований в геологической структуре Земли.
► В социологии страта означает достаточно большое количество людей, объединенных определенными социальными связями (экономическими, политическими, культурными, социальными, демографическими и т. д.).
Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое социальное положение (статус), которое характеризуется определенным уровнем материальных благ, престижа, прав и привилегий.
В развитии теории социальной стратификации большой вклад внесли такие социологи, как М. Вебер, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, П. Сорокин.
В отличие от определения класса, в котором основными критериями считаются отношения к средствам производства и способ получения доли общественного богатства, критерии страты сами по себе нейтральны. Так, например, П. Сорокин считает основными следующие критерии страты:
характер труда (профессия);
квалификация;
образование;
роль в управлении производством;
доход.
Большой вклад в развитие взглядов на социальную структуру общества внесли социологи В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, создавшие теорию элит.
Термин «элита» означает «лучшее», «отборное», «избранное».
► В социологии под элитой понимают высший привилегированный слой, осуществляющий управление обществом и развитие его культуры.
В. Парето делит все общество на элиту, психологически предрасположенную к управлению, и не элиту – управляемое большинство.
Г. Моска считает, что управляющему классу (элите) необходима опора в обществе, или более многочисленный класс, составляющий подножие, фундамент элиты, т. е. средний класс.
В 20-е гг. XX в. американский социолог Р. Парк ввел понятие маргиналов (от лат. margo – край), т. е. людей, не признающих ценности и нормы своего слоя, общества и, таким образом, «выпадающих на обочину», становящихся изгоями. Маргинал – это не обязательно нищий, бездомный. Это борец за свои ценности и нормы. Маргиналом может быть профессор, борющийся против господствующей научной школы; диссидент (инакомыслящий), нонконформист, не признающие господствующих социальных ценностей и норм, бродяга и т. д. Маргиналы составляют незначительную часть общества.
В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).
По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.
Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.
Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские.
Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:
1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.
2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.
3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.
Интеграция – это политический процесс сближения государств в рамках которого они передают часть суверенных прав в пользу создаваемой интеграционной структуры для обеспечения реализации собственных интересов. Факторы и элементы интеграции Мощные интеграционные процессы в мировой политики стали отличительной чертой конца ХХ начала XXI века. На протяжении большей части истории человечества государственные образования стремились к автаркии – т.е. закрытости от политического, экономического влияния других государств, сохранение своей целостности, суверенитета, способности к самообеспечению, а возникающие союзы и объединения создавались прежде всего в области внешнеполитической деятельности для осуществления совпадающих интересов.
Вместе с тем в области экономики интеграционные процессы напротив, разворачивались с древнейших времен. Даже в средневековье, в период господства натурального хозяйства, способно обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, продолжала существовать и развиваться торговля как внутри, так и между странами. Торгово-экономические отношения выступают одним из мощных стимулов и путей интеграции, они связывает между собой хозяйственную деятельность различных местностей и регионов, позволяя им извлекать максимальную выгоду из такого сотрудничества, обрыв же торгово-экономических связей неизменно ведет к хозяйственному упадку.
Подходы к изучению процессов интеграции Процессы интеграции представляют собой важный объект научного изучения и осмысления, особенно актуальный в том отношении, что успешность того или иного интеграционного объединения в современном мире способна значительно повлиять на историческую судьбу как стран, входящих в него, так и всего мира. Ученые и специалисты ставят перед собой задачу раскрытия механизма и процессов интеграции, ее специфики, оснований и факторов, определяющих успех или неудачу того или иного объединения. Традиционно процессы интеграции рассматриваются через три основных подхода: Федералистский, Функциональный, Коммуникативный. Федералистский подход (А. Спинелли, Ж. Моннэ и т.д.) рассматривает интеграцию как стремление небольших государств к увеличению собственного потенциала и значимости за счет объединения, которое по своей сути можно рассматривать как новое государство больших масштабов или как федерацию. Сторонники функционального подхода (Д. Митрани, Э. Хаас), напротив предполагают, что в основе интеграции лежат не политические, а экономические мотивы, потребности эффективного развития экономик, повышения благосостояния государств, ускорение темпов их экономического роста, в то время как чрезмерная политическая интеграция в «сверхгосударство», напротив может негативно сказаться на интеграционных процессах, в силу стремления государств к сохранению своего суверенитета. Коммуникативный подход, разработанный К. Дойчем, указывает в качестве детерминирующего культурный фактор – а именно сближение ценностей, установок, норм интегрирующийся обществ, выработка единого менталитета и образование единой нации, народа на интегрированном пространстве.
Проблемы дезинтеграции В современном мире наряду с политической и экономической интеграцией осуществляются и обратные дезинтеграционные процессы, которое особенно усиливаются в кризисные периоды, когда наиболее ярко проступают противоречия между спецификой и интересами интегрирующийся государств. Одним из мощнейших факторов дезинтеграции выступает крайняя неоднородность экономического уровня и темпов развития стран, стремящихся создать интеграционное объединение. Даже в рамках ЕС различия между наиболее бедными и богатыми странами огромны, в других регионах мира уровень контрастов среди соседних стран входящих в объединения еще более велики. Также в пользу дезинтеграции используются националистические мотивы и стремление государств к сохранению полного суверенитета.
15. Понятие и виды соц мобильности. + Факторы на нее влияющие (Исаев)
В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.
► Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.
Существуют два типа социальной мобильности:
горизонтальная мобильность – это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;
вертикальная мобильность – перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).
Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.
Вертикальная мобильность может быть двух видов: групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе; индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.
Кроме того, социальная мобильность различается