Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


социальные контроль , т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;

культурный отбор , т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.

Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру общества. Основой социальной структуры общества, по мнению марксистов, является класс. Классическое определение этого понятия дал В. И. Ленин.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают .

Итак, основные критерии социальной дифференциации, с точки зрения марксизма, это:

место в системе производства;

отношение к средствам производства (собственник или наемный работник);

роль в организации труда;

способ получения доли общественного богатства (эксплуататор или эксплуатируемый);

размер этой доли.

Любое классовое общество (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое) включает два основных, противоборствующих (антагонистических) класса, борьба между которыми и определяет его развитие. В советской социологии существовала теория «двух с половиной классов». С точки зрения этой теории, в СССР самым прогрессивным (т. е. определяющим развитие общества), передовым (на который в социальном, интеллектуальном и нравственном плане следовало равняться другим классам) был рабочий класс; его союзником в построении коммунизма (т. е. тоже достаточно прогрессивным и передовым) был класс колхозного крестьянства. Существовала еще интеллигенция, но как не обладающая всеми признаками класса она получила статус «прослойки» и считалась ведомой, должна была равняться на прогрессивный класс в построении коммунистического общества. Очевидно, такой подход совершенно искажал действительное положение вещей. Большинство современных социологов придерживаются теории социальной стратификации, в основу которой положено деление общества на слои – страты. Понятие «страта» попало в социологию из геологии, где под ним понимают слои, пласты разнородных образований в геологической структуре Земли.


► В социологии страта означает достаточно большое количество людей, объединенных определенными социальными связями (экономическими, политическими, культурными, социальными, демографическими и т. д.).

Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое социальное положение (статус), которое характеризуется определенным уровнем материальных благ, престижа, прав и привилегий.

В развитии теории социальной стратификации большой вклад внесли такие социологи, как М. Вебер, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, П. Сорокин.

В отличие от определения класса, в котором основными критериями считаются отношения к средствам производства и способ получения доли общественного богатства, критерии страты сами по себе нейтральны. Так, например, П. Сорокин считает основными следующие критерии страты:

характер труда (профессия);

квалификация;

образование;

роль в управлении производством;

доход.

Большой вклад в развитие взглядов на социальную структуру общества внесли социологи В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, создавшие теорию элит.

Термин «элита» означает «лучшее», «отборное», «избранное».

В социологии под элитой понимают высший привилегированный слой, осуществляющий управление обществом и развитие его культуры.

В. Парето делит все общество на элиту, психологически предрасположенную к управлению, и не элиту – управляемое большинство.

Г. Моска считает, что управляющему классу (элите) необходима опора в обществе, или более многочисленный класс, составляющий подножие, фундамент элиты, т. е. средний класс.

В 20-е гг. XX в. американский социолог Р. Парк ввел понятие маргиналов (от лат. margo – край), т. е. людей, не признающих ценности и нормы своего слоя, общества и, таким образом, «выпадающих на обочину», становящихся изгоями. Маргинал – это не обязательно нищий, бездомный. Это борец за свои ценности и нормы. Маргиналом может быть профессор, борющийся против господствующей научной школы; диссидент (инакомыслящий), нонконформист, не признающие господствующих социальных ценностей и норм, бродяга и т. д. Маргиналы составляют незначительную часть общества.


В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Интеграция – это политический процесс сближения государств в рамках которого они передают часть суверенных прав в пользу создаваемой интеграционной структуры для обеспечения реализации собственных интересов. Факторы и элементы интеграции Мощные интеграционные процессы в мировой политики стали отличительной чертой конца ХХ начала XXI века. На протяжении большей части истории человечества государственные образования стремились к автаркии – т.е. закрытости от политического, экономического влияния других государств, сохранение своей целостности, суверенитета, способности к самообеспечению, а возникающие союзы и объединения создавались прежде всего в области внешнеполитической деятельности для осуществления совпадающих интересов.

Вместе с тем в области экономики интеграционные процессы напротив, разворачивались с древнейших времен. Даже в средневековье, в период господства натурального хозяйства, способно обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, продолжала существовать и развиваться торговля как внутри, так и между странами. Торгово-экономические отношения выступают одним из мощных стимулов и путей интеграции, они связывает между собой хозяйственную деятельность различных местностей и регионов, позволяя им извлекать максимальную выгоду из такого сотрудничества, обрыв же торгово-экономических связей неизменно ведет к хозяйственному упадку.

Подходы к изучению процессов интеграции Процессы интеграции представляют собой важный объект научного изучения и осмысления, особенно актуальный в том отношении, что успешность того или иного интеграционного объединения в современном мире способна значительно повлиять на историческую судьбу как стран, входящих в него, так и всего мира. Ученые и специалисты ставят перед собой задачу раскрытия механизма и процессов интеграции, ее специфики, оснований и факторов, определяющих успех или неудачу того или иного объединения. Традиционно процессы интеграции рассматриваются через три основных подхода: Федералистский, Функциональный, Коммуникативный. Федералистский подход (А. Спинелли, Ж. Моннэ и т.д.) рассматривает интеграцию как стремление небольших государств к увеличению собственного потенциала и значимости за счет объединения, которое по своей сути можно рассматривать как новое государство больших масштабов или как федерацию. Сторонники функционального подхода (Д. Митрани, Э. Хаас), напротив предполагают, что в основе интеграции лежат не политические, а экономические мотивы, потребности эффективного развития экономик, повышения благосостояния государств, ускорение темпов их экономического роста, в то время как чрезмерная политическая интеграция в «сверхгосударство», напротив может негативно сказаться на интеграционных процессах, в силу стремления государств к сохранению своего суверенитета. Коммуникативный подход, разработанный К. Дойчем, указывает в качестве детерминирующего культурный фактор – а именно сближение ценностей, установок, норм интегрирующийся обществ, выработка единого менталитета и образование единой нации, народа на интегрированном пространстве.

Проблемы дезинтеграции В современном мире наряду с политической и экономической интеграцией осуществляются и обратные дезинтеграционные процессы, которое особенно усиливаются в кризисные периоды, когда наиболее ярко проступают противоречия между спецификой и интересами интегрирующийся государств. Одним из мощнейших факторов дезинтеграции выступает крайняя неоднородность экономического уровня и темпов развития стран, стремящихся создать интеграционное объединение. Даже в рамках ЕС различия между наиболее бедными и богатыми странами огромны, в других регионах мира уровень контрастов среди соседних стран входящих в объединения еще более велики. Также в пользу дезинтеграции используются националистические мотивы и стремление государств к сохранению полного суверенитета.

15. Понятие и виды соц мобильности. + Факторы на нее влияющие (Исаев)
В процессе развития общества его социальная структура не остается неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоев изменяет экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Социальная мобильность-это переход индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую.

Существуют два типа социальной мобильности:

горизонтальная мобильность – это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;

вертикальная мобильность – перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).

Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.

Вертикальная мобильность может быть двух видов: групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе; индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.

Кроме того, социальная мобильность различается