Файл: 11. Понятие, виды и функции искусства в обществе. Искусство как форма общественного сознания. Отличие искусства от мифологии, религии, философии..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Системный подход к политике состоит в изучении ее как сложной, саморегулирующейся системы, у которой есть «вход» и ««выход» в «общество», функции деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в политические системы иного типа. Например, от тоталитарной к авторитарной и затем к демократической политической системе.

Психологический подход нацеливает исследователей на изучение зависимости политического поведения и деятельности людей от их индивидуальных качеств. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Бихевиористский («поведенческий») подход предполагает изучение политики посредством конкретных исследований политического поведения в различных общественных и профессиональных группах, его типизации и моделирования.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, различных общественных групп.

Цивилизационный, формационный и культурологический подходы предполагают учет влияния на политику цивилизационных и культурных факторов, особенностей участия в политическом творчестве людей различных цивилизаций и культур, изучение исторических и иных стадий (формаций) в общественном развитии, их взаимодействия, например тенденций модерна и постмодерна в политике и культуре.

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.


Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Система категорий политологии включает общие категории, употребляемые во всех социально-гуманитарных науках, смежные категории, сформировавшиеся на стыке политологии и других социально-гуманитарных наук, а также свои собственные категории, отражающие специфику ее предмета. К числу общих категорий, широко применяемых в политологии относятся такие как: цивилизация, общество, прогресс, культура, идеология, свобода, власть, богатство, собственность и др. Смежными категориями политологии и отдельных социально-гуманитарных наук являются, например: политическая культура (категория политологии и культурологии), государство, право (категории философии, социологии, политологии и правоведения), гражданское общество (категория социологии, политологии и правоведения), социальные слои и группы (категории философии, социологии, политологии) и др. Наряду с общими и смежными категориями, политология, обладает и собственными, только ей принадлежащими категориями. Эти категории являются главными в системе категорий, т.к. они выработаны политологией в процессе познания и исследования своей объектно-предметной области. К важнейшим из них относятся: политика, политическая власть, политический режим, политический строй, политическая жизнь общества, субъекты политики, политическая элита, политическое лидерство, политические отношения, политическая система, политический интерес, политическое поведение, политический процесс, мировая политика и др.



Ключевая, исходная категория политологии – «политика», отражает отношения между индивидами, социальными группами, опосредованных проблемами их совместной жизнедеятельности и регулируемых политическими средствами и методами. Категорией, обобщающей множество явлений и процессов политического характера, выступает категория – «политическая жизнь общества».

Системообразующей политологической категорией является «политическая власть». С ней тесно связана категория – «политический режим», которая характеризует реальное распределение политической власти в обществе и государстве. В этом ряду выделяют и такую категорию как «политический строй» – единство организации (устройства) субъекта и объекта политики.

Одна из базовых категорий политологии – «субъекты политики», частными по отношению к которой, являются категории «индивид», «социальная группа», «политический лидер», «политические институты» и т.д. Характер взаимоотношений субъектов политики отражает категория – «политические отношения». Интеграция политических субъектов в обществе характеризуется такой категорией как «политическая система». Структура политической системы общества, как сложного образования, раскрывается категориями: «политические институты», «политические нормы», «политическая культура», «политическое сознание», «политическая коммуникация».

Категория «политический интерес» отражает осознание социальными субъектами объективных возможностей включиться в политическую жизнь общества и удовлетворять свои потребности (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.). Процесс удовлетворения политических потребностей социальными группами, политическими элитами и лидерами, отдельными индивидами выражают категории: «политическое поведение», «политическая деятельность», «политическое участие», «политическая активность».

19. Власть как социальное явление. Ресурсы власти.

Основные концепции власти (нормативная, системная, мобилизационно-целевая, коммуникативная, структурно-функциональная, волевая, бихевиористская). Виды власти (в зависимости от ресурсов, объектов, социальной базы, способов взаимодействия). Структура и особенности политической власти. Функции политической власти. Легитимность власти. Принудительные, утилитарные и нормативные ресурсы власти.
Власть - это одно из фундаментальных начал человеческого общества, которое существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Власть выступает одним из способов организации общественных отношений, одной из форм социального регулирования. Власть и политика неразделимы и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание - один из основных аспектов политической жизни общества.


В общеполитологическом плане власть - это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института), то есть возможность управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле; это волевое отношение между людьми.

Власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях. Власть существует в двух формах: потенциальной (источники, возможности, средства, которые могут быть использованы для достижения определенной цели) и реальной (претворение какого-либо плана, идеи в жизнь). Она также существует на трех уровнях структуры общества: общественном, охватывая наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном, или ассоциативном, объединяя коллективы и отношения в них; и личном, частном, в малых группах. На всех этих уровнях власть институционализируется, т.е. превращается в организованное учреждение, процесс с определенной структурой отношений, иерархией различных уровней. При этом власть оформляется в специализированные учреждения (формируется аппарат власти), определяется иерархия правящих сил и лиц (лидеров, работников управления).

Существует многообразие концепций власти, это объясняется, прежде всего, тем, что она по-прежнему остается до конца не исследованным объектом и поэтому вызывает к себе повышенный интерес.

Российский политолог А.И. Соловьев сгруппировал все подходы в две группы: атрибутивно-реляционные и системные. Атрибутивно-реляционные концепции характеризуют власть как атрибут, который проявляется в отношениях между людьми и с помощью которого одни оказывают определяющее влияние на других. Сущность власти связывается с конкретными свойствами человека. Например, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр выделяют волевые свойства человека (волевые концепции) и рассматривают власть как потенциальную способность и возможность навязывать собственную волю другим. Например, М. Вебер определяет власть как отношение, предполагающее согласие обеих сторон – управителя и управляемого в нем участвовать. Он рассматривал власть как действие, направленное по отношению к чему-либо или к кому-либо. Для проявления власти нужно, таким образом, чтобы было два человека или две группы людей – субъект и объект.

Марксистская трактовка власти исходила из парадигмы социального конфликта и рассматривала политическую власть в системе межгрупповых отношений как следствие экономического господства одного класса над другим. С точки зрения представителей «волевых» концепций власть политическая – это способность человека, группы, слоя, класса навязывать обществу и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института – государства. К атрибутивно-реляционным концепциям власти относятся и инструментально-силовые концепции (основоположник Т. Гоббс). Здесь власть отождествляется со средствами ее реализации. Власть – это уже не абстрактное понятие воли, сколько реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Т. Гоббс открыл 19 естественных (неизменных и вечных) законов общества, однако они сами по себе к исполнению не обязательны. Действовать они будут только с использованием силы. Непременно нужна сила, способная жестко лимитировать деятельность каждого. Власть и становится властью, когда появляется инструмент силы.


Среди современных теорий данной концепции можно назвать теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвек, К. Леви), теорию «обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), теорию «раздела зон влияния» (Д. Ронг). В первом случае власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого, во втором передача ресурсов от одних к другим, кто их лишен, в общем, на власть над ними, в третьем случае, власть появляется вследствие контакта остальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. Поэтому, разли­чаясь в деталях, все теории этого типа представляют власть с точки зрения силы.

К данным концепциям некоторые исследователи (например, М. А. Василенко) относят и бихевиористские концепции власти. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания. Человек видит во власти средство для личного улучшения жизни, приобретения престижа, богатства, другого образа жизни. В тоже время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Все зависит от поведения человека как во власти, так и в обыденной жизни, когда люди постоянно вынуждены реагировать на деятельность власти.

Таким образом, в политической науке сложились следующие концепции власти:

- бихевиористская (Ч. Мерриан, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин): власть – особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами. Человек рассматривается как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (часто неосознанное) к власти. Именно желание подчинить своей воле других людей выступает в качестве доминирующего мотива политической активности.

- структурно-функционалистская (Т. Парсонс): власть – это способность мобилизовать общественные ресурсы для достижения целей, признанных самим обществом. Но при этом общество рассматривается как структурно-расчлененная система, в которой каждый элемент выполняет конкретные функции.

- конфликтологическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин): власть – это отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа такого существа обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества.

- мифологическая (Л. Дюги): власть – это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти. С одной стороны, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило право первых на власть. Однако, для придания законности (легитимности) власти те, кто ею обладал, использовали мифы о божественном характере власти или об «общественной воле», воплощенной в институтах власти: