Файл: 31. Конфликты в политической жизни типология и способы разрешения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Становление концепции разделения государственной власти связано с именами Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье. Дж. Локк выделял законодательную власть, признавая ее верховной властью в государстве, поскольку ее роль определяет содержание деятельности других ветвей власти. Но это не означает ее всемогущества. Рассматривая полномочия и принципы функционирования законодательной власти, он ограничивал пределы этой власти законами, не изменяющимися в угоду чьих-либо интересов. Законодательный орган, по утверждению Локка, не имел права эту власть передавать кому-либо. Существование исполнительной власти вызвано необходимостью исполнения законов, необходимостью надзора за их исполнением. Опасаясь усиления исполнительной ветви, Локк предлагал уравновесить ее не только законодательной, но и судебной ветвью. Поэтому взаимное равновесие всех ветвей власти стало неотъемлемым принципом выдвинутой Дж. Локком концепции разделения государственной власти).
Понятие правового государства
Правовое государство как особое звено политической системы общества:
1) располагает специальным аппаратом управления и принуждения.
2) располагает разветвленной системой юридических средств.
3) обладает суверенитетом.
4) - верховенство закона. Формирование и существование правового государства в любой стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества.
5)- полная гарантированность и незыблемость в нем прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.
Конституционные основы:
права и свободы человека являются естественными и неотчуждёнными, даны ему от рождения. Признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.
Каждый человек имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиты чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбора местожительства. Человек имеет право приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.
Условия для создания правового государства
- достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.
- выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.
Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др. В Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе, как социальное, правовое государство.
Разделение властей, система сдержек и противовесов как гарантия против узурпации власти - Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная - правительству. И судебная - суду.
Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов.
Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями:
1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими,
2) согласования стратегических целей,
3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.
Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:
а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования;
б) все органы имеют разные сроки полномочий;
в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.
Впервые разделение властей было закреплено в качестве государственной доктрины в Конституции США.
Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.
-
Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан. -
Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами. -
Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.
Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ
- это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
Система сдержек и противовесов — разделение компетенции между органами госвласти, обеспечивающее их взаимный контроль. Механизм гос власти представлен Федеральным Собранием, Президентом и Конституционным Судом. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью, которая строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д
- В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
- должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности, последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Правозащитные организации как система контроля соблюдения прав человека внутри страны
Правозащитные организации
Правозащитные организации это те организации, которые призваны служить обездоленным или игнорируемым группам населения, содействовать реализации их прав, добиваться социальных изменений и быть на службе людей.
Это - независимые, эффективно действующие неправительственные организации, которые, внося вклад в защиту основных прав человека, в целом способствуют национальному развитию, обеспечению единства общества и укреплению стабильности и безопасности страны. Их деятельность нацелена на то, чтобы управление на всех уровнях стало прозрачным и доступным для контроля, чтобы дать возможность гражданам через общественные организации, широко участвовать в демократических процессах и развитии прав человека и основных свобод.
Правозащитные организации обладают всеми признаками, присущими общественным объединениям (организациям). Однако они имеют свои особенности и специфические признаки, позволяющие выделить их как особый вид общественных объединений и дать внутреннюю классификацию.
Особенностью и специфическими признаками правозащитных организаций являются:
1. Их целевое назначение защита прав и свобод человека.
2. Они не ставят целью извлечение какой либо выгоды.
3. Вид неполитизированных общественных организаций, не занимающихся поддержкой каких-либо политических партий или политических движений.
4. Имеют независимые от государства источники финансирования.
( Пример – Самарская правозащитная организация - Самарский региональный общественный правозащитный центр - Направление деятельности: анализ и изучение нарушений прав человека
- Российский правозащитный и просветительский Центр "Карта", Межрегиональная общественная организация "Правозащитная сеть" Направление деятельности: выявление, обнародование и критическое осмысление информации о преступлениях, а также о нарушениях прав человека; выработка конструктивных предложений в государственной и законодательной сферах)
В деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимы усилия не только государства, но и всего общества и отдельно взятой личности. Особое место в системе правозащитной деятельности играют правозащитные организации.
Неправительственные правозащитные организации действуют в мире на протяжении более 100 лет. В России правозащитное движение зародилось в 60-х гг.
Для многих современных правозащитных организаций основными стали вопросы защиты прав женщин, детей, коренных народов, инвалидов, потребителей, беженцев и др.
В деятельности неправительственных правозащитных организаций могут быть выделены следующие основные направления:
— оказание правовой помощи гражданам; участие в законодательном процессе;