Файл: 31. Конфликты в политической жизни типология и способы разрешения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.
Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.
В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке полити­ческой культуры.
Одна группа ученых отождествляет ее со всем субъек­тивным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре прояв­ление нормативных требований (С. Байт) или совокупность типич­ных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Третья группа ученых понимает политическую культуру как спо­соб, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум).

Сущность и содержание политической культуры.

На специализированном уровне — это государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и проч., на обыденном — межличностные отношения между людьми.

Содержание политической культуры субъектов и, следовательно, соответствующих сообществ можно представить в виде групп элементов.

В сфере идеи политическую культуру характеризуют следующие элементы:

  • осознание субъектом необходимости зашиты своих интересов посредством поли тических институтов;

  • идеологические убеждения субъекта, т. е. идеи о характере политических институтов и характере отношений, которые они должны строить и защищать;

  • установка субъекта на определенный тип собственного включения в политические отношения.

В сфере отношений политическая культура характеризуется следующими элементами:

  • отношение к закону;

  • отношение к существующей политической системе в целом, ее отдельным институтам (сотрудничество, конфронтация), их символам и представляющим их лицам;

  • отношение к другим участникам политического процесса (терпимость, нетерпимость);

  • формы активности в политической жизни общества (митинги, демонстрации, политические забастовки, пикеты, партийная активность).



Основные теоретические подходы и определения.

Классификация Г.Алмонда и С.Вербы

1- В 1958 - 1962 гг. Г. Алмонд и С. Верба предприняли сравни­тельное эмпирическое исследование политических культур Великобритании, США, Западной Германии, Италии и Мек­сики. По версии Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обще­стве, - патриархальной, подданнической и ориентации на ак­тивное участие.
Патриархальная политическая культура  может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.
Подданническая политическая культура предполагает пас­сивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее раз­личных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опаса­ется ее диктата,
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся ак­тивно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

2 - Г. Алмонд выделил, в зависимости от характера куль­туры, четыре типа политических систем:

1) англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секу­ляризованной политической культурой;

2) континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;

3) доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;

4) тоталитарные политические системы с гомогенной поли­тической культурой, «гомогенность в которых искусственна».

Марксистская типология политической культуры: они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры. Маркси­стская концепция односторонне превозносила достоинства политической культуры рабочего класса как исторически прогрессивного, а также его союзников. Содержание полити­ческой культуры социализма сводилось к способности трудя­щихся подняться «до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении».

Политическая культура как субъективный контекст политики

Активная разработка идеи политической культуры в запад­ной политологии началась в 50-х годах XX в. Глобальным фактором мирового развития того времени стало массовое вовлечение широких слоев ранее пассивного населения в активную политическую деятельность. Однако политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень их политической культуры, что порождало политическую на­пряженность в западных странах.



Политическая культура является качествен­ной характеристикой политической сферы, критерием ее зрело­сти. Введение термина «политическая культура» в свое время было вызвано потребностью измерения направленности поли­тической деятельности. Определяя характер и содер­жание политических взаимодействий, политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагаю­щим объяснительным принципом.

Если политическую культуру рассматривать как ценностно  обусловленный тип  отношения субъекта политики к политическим объектам -  политическому режиму, политическим силам, обществу и т. д., то нетрудно заме­тить, что это отношение может приобретать форму познаватель­ной, эмоциональной, оценочной и практической деятельности.

«Политическая культура формирует субъек­тивную ориентацию на политику». Признавая наличие в об­ществе множества конкурирующих политических ориентаций, авторы концепции обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых осно­вополагающих политических позиций. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

Учитывая различную степень освоения гражданами различных цен­ностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической куль­туры. В политической культуре консенсуального типа отмечается на­личие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и об­ществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.
В поляризованной политической культуре сложившиеся в обще­стве субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценно­стей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом верти­кальных субкультур). В странах с фрагментированной политической культурой у населения чаще всего отсутствует прочное согласие от­носительно целей общественного развития, основных методов ре­формирования страны, моделей будущего.

Учитывая особую роль государства и других политических инсти­тутов в воспроизводстве образцов политического мышления и пове­дения, в науке различают также официальную, поддерживаемую ин­ститутами государства, и реальную политическую культуру,
вопло­щающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демокра­тических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей приверженности этих стран марк­сизму-ленинизму реальным ориентирам и ценностям граждан.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить самые универсаль­ные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной поли­тической культуре, в которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан, и этатистской, которая характеризу­ется главенствующей ролью государственных институтов в организа­ции политической жизни и определении условий политического уча­стия индивида (Э. Баталов)
Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обусловливает определенный характер, “технологию” ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий.

В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формахдуховной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса. Эти формы тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их господства над властью собственного объединения, своего рода “степень отчуждения власти”. Чем
демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия и являются наиболее типичными для политической системы, социальной группы или индивида способами выражения и реализации политической свободы.
34.Формы государственного устройства. Государственное устройство Российской Федерации. 
Ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Высший законодательный орган. Федеральное законодательное собрание. Совет Федерации. Государственная дума. Основные процедуры принятия законов. Основное назначение государственной исполнительной власти. Системы исполнительной власти. Полномочия Президента. Административный аппарат и правительство. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Импичмент. Федеральные суды. Региональные суды. Прокуратура. 


Государство — политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.

Форма государства  включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;

  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Основными формами правления являются монархия (абсолютная, конституционная) и республика (парламентская и президентская)

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

  • Федеративные - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

  • Конфедерации — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.