ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
-
Письменно ответьте на вопрос: «Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц пишется буква О , а когда Е ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста. -
В каком примере на месте пропуска после Ц пишется буква О ?
-
потеряны колпиц_й -
п одобрали птенц_в -
выходили с зарниц_й -
бросился на пришельц_в
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьб_ около деревн_ . Здесь от деревн_ к деревн_ тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Михаил Михайлович на Урал_ , в Сибир_ и в Карели_ . Великий писатель открыл в природ_ много тайн и подарил их своим читателям. (А. Чеснокова)
Задания 1-3.
-
Каков тип речи текста?
-
повествование с элементами рассуждения -
повествование с элементами описания -
рассуждение -
описание
-
Письменно просклоняйте выделенные имена существительные и обозначьте в них окончания. -
В каком ряду во всех именах существительных в единственном числе в окончании пишется буква И ?
-
в усадьб_ , около деревн_ -
от деревн_ , к деревн_ -
на Урал_ , в пригород_ -
в Сибир_ , в Карели_
Правописание окончаний имён прилагательных
-
Прочитайте текст, добавляя к именам прилагательным окончания, и выполните задания 1-3.
В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой виднеется небольш__ зеркальце тёпл__ лесн__ ручья. Оно красиво в своей мраморн__ оправе искристых снегов. Жив__ , тоненьк__ зелён__ травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Зимн__ син__ зеркальце! Смотрится в его живую син__ гладь ива. И снится ей весёл__ весна, ласков__ солнце, звонк__ песни лесн__ вольн__ ветра. (По А. Рыжову)
Задания 1-3.
1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?
1) В лесу. 2) Зима. 3) Ручей. 4) Зимнее зеркальце.
-
Выпишите в столбик выделенные прилагательные, вставляя пропущенные окончания, рядом запишите прилагательные-антонимы и обозначьте в них окончания. -
В каком примере в прилагательном на месте пропуска пишется буква А ?
-
тёпл_го ручья -
в есёл_я весна -
в мраморн_й оправе -
ласков_е солнце
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький запах дубовой коры заполнял лес. На мёртвой траве в тени до полудня лежала роса. Рядом стоял куст черноклёна. Нарядный, он весь сиял под холодным осенним солнцем. (По М. Шолохову)
Задания 1-3.
-
Каков тип речи данного текста?
-
описание -
рассуждение -
повествование с элементами описания -
рассуждение с элементами описания
-
Выпишите из текста словосочетания «существительное во множественном числе + прилагательное», обозначая в прилагательных окончания. Напишите кратко аргументированный ответ на вопрос: «Различаются ли по родам окончания имён существительных во множественном числе?» -
Выберите правильный ответ.
Правописание падежных окончанийимён прилагательных определяется:
-
с помощью вопроса, кроме форм на -ЫЙ(-ИЙ) -
п о окончанию рядом стоящего имени существительного
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
До чего сиротливо торчат чёрн_ сучья ольшаника! Ни листочка на ветвях, ни зелён_ травки на земле.
И вдруг заиграли под солнцем на чёрн_м ольшанике весёлы_ пёстры_ цветы. Они броск_ми пятнами запестрели на бел_й коре берёзовых деревьев, падают на землю, трепещут в воздухе ярк_ми крыльями. Перекликаются свирельным свистом. Переносятся с земли на ветви, с дерева на дерево, из леска в лесок. (В. Бианки)
Задания 1-3.
-
К какому стилю речи относится этот текст?
1) научный 2) разговорный 3) деловой 4) художественный
-
Подберите к выделенным существительным прилагательные из данного текста и запишите получившиеся словосочетания. В прилагательных обозначьте окончания. -
В каком примере а прилагательном в окончании пропущена буква И ?
-
весёлы_ цветы -
я рк_ми крыльями -
пёстры_ цветы -
чёрны_ сучья
-
Прочитайте пословицы и поговорки, выполните задания 1-3.
1) Не кидай камень в чуж_й огород. 2) Долг платеж_м красен. 3) Помни: чуж_го горя не бывает. 4) К больш_му терпенью придёт и уменье. 5) У хорош_го хозяина везде порядок. 6) Расти больш_й, да не будь лапш_й. 7) Знай: ни с мяч_м, ни с палач_м не шутят. 8) Будь нетолько ли_м пригож, но и долгом гож. 9) Ремесло – не коромысло – плеч_ не оттянет. 10) Мир освещается солнц_м, а человек – знаниями. 11) Не старейте душ_й никогда. 12) Лучше биться орлом, чем жить зайц_м. 13) На чуж_м горбу в рай не доедешь. 14) Денежки сч_т любят. 15) Ч_рная земля белых рук не любит. 16) Минута час береж_т.
Задания 1-3.
-
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
-
Советы и поучения. -
Достоинства человека. -
Недостатки человека. -
Бытовые заботы.
-
Письменно ответьте на вопрос: «Когда в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц пишется буква О , а когда -Е ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данных пословиц и поговорок. -
В каком слове после шипящего пишется буква О ?
-
береж_т -
у хорош_го -
ч_рная -
чуж_й
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Солнце скрылось за снеговыми хребтами. Оно бросало последн_ми розовыми лучами на длинное тонкое облако, которое остановилось на ясном, прозрачном горизонте. Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. Только верхняя линия их обозначилась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. Давно взошел прозрачный месяц. Он начинал белеть на тёмной лазури. Зелень травы и деревьев чернела и покрывалась росой.
В разных сторонах слышались бубны, барабаны и весёлые песни. Подголосок шестой роты звучал изо всех сил. Звуки его чист__ грудн__ голоса далеко разносились по прозрачн__ вечерн__ воздуху. (По Л. Толстому)
Задания 1-3.
-
Сколько смысловых частей в этом тексте?
-
1 -
2 -
3 -
4
-
Спишите последнее предложение из данного текста, добавляя к именам прилагательным окончания. Графически объясните их выбор. -
В каком примере в прилагательном в окончании на месте пропуска пишется
буква Е?
-
верхн_я линия -
последн_е лучи -
розовы_ лучи -
последн_ми лучами
Правописание окончаний глаголов
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
«Встречают по одёжке… » гласит русская поговорка. В полной мере это относ_тся и к «одёжке» книги – переплёту или обложке. С обложки начина_тся первое знакомство с книгой. Переплёт обнима_т текст двумя корками с корешком посередине. На корешке обычно пиш_тся фамилия автора и название книги. Иногда он мож_т быть просто украшен орнаментом. На лицевой стороне переплёта обязательно став_тся название книги, фамилия автора, иногда название издательства. Рисунок увлекает читателя, как бы завёт посмотреть, что там, внутри. Но рисунок на обложке мож_т и не соответствовать полностью содержанию книги, он мож_т лишь подсказывать что-то.
Над оформлением книг работа_т порой целая группа художников. Смотреть, как создаётся книга, одно удовольствие.
Вот ты и узнал, что такое переплёт, но не надо забывать и о главном назначении переплёта – он предохраня_т книгу от порчи и разрушения. (По А. Глухову, И. Лавринович)
Задания 1-3.
-
Какова цель авторов данного текста?
-
Сообщить сведения, представляющие интерес только для издателей книг. -
Выразить личное отношение к переплёту. -
Информировать юного читателя о том, что такое переплёт и каково его назначение. -
Изложить научные факты.
-
От выделенных в тексте глаголов образуйте глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа, впишите их в таблицу.
Неопределённая форма
3-е л., ед.ч.
3-е л., мн.ч
…
…
…
-
В каком примере в окончании пропущена буква И ?
1) рисунок увлека_т 2) переплёт обнима_т 3) пиш_тся фамилия 4) это относ_тся
-
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Что такое вяз?
Вы хотите знать, как выгляд_т вяз ? Это дерево можно встрет_ть и на улице, и в лесу, и в саду, и в парке. Бывают разные виды вязов. Но россиянин скорее всего увид_т вяз гладкий. Он растёт на севере до Онежского озера, на востоке - иногда даже заход_т за Урал, а на юге – до берегов Каспийского моря. У этого высокого, до 30 метров, дерева толстая, грубая, с природными трещинами кора, густая, раскидистая крона и тонкие, свисающие ветки. Его листья похожи на листья орешника, а плоды – крылатые, как у клёна, но у вяза плёночка крыла окружа_т семя равномерно со всех сторон. Осенью вяз можно узнать по пёстрой окраске его листьев.
Вяз – неприхотливое дерево. Он выдержива_т и морозы, и засуху, и сильные ветры. Вяз приспосаблива_тся к любым почвам.
Вязовых лесов не быва_т, но его почти всегда можно увидеть среди ольхи, ив и по соседству с дубом, берёзой, клёном. (Из энциклопедии «Растения»)
Задания 1-3.
-
К какому типу речи относится данный текст?
1) описание 2) повествование 3) рассуждение с элементами описания
4) описание с элементами рассуждения
-
Определите спряжение выделенных в тексте глаголов. Поставьте и запишите их в форме 2-м лице единственного и множественного числа, обозначьте окончания. -
В каком примере в глаголе в окончании пропущена буква Е ?
1) выгляд_т вяз 2) он заход_т 3) вяз приспосаблива_тся 4) россиянин увид_т
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок. (Н. Некрасов)
Задания 1-3.
-
Какой из перечисленных глаголов употреблён в данном тексте в прямом значении?
-
гонит -
шепчет -
стонет -
летит
-
Выделенные в тексте глаголы поставьте в неопределённую форму и письменно проспрягайте их по образцу, данному в учебнике (см.:1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17