Файл: Фонетика. Орфоэпия. Графика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц пишется буква О , а когда Е ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

  2. В каком примере на месте пропуска после Ц пишется буква О ?

  1. потеряны колпиц_й

  2. п одобрали птенц_в

  3. выходили с зарниц_й

  4. бросился на пришельц_в

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьб_ около деревн_ . Здесь от деревн_ к деревн_ тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Михаил Михайлович на Урал_ , в Сибир_ и в Карели_ . Великий писатель открыл в природ_ много тайн и подарил их своим читателям. (А. Чеснокова)

Задания 1-3.

  1. Каков тип речи текста?

        1. повествование с элементами рассуждения

        2. повествование с элементами описания

        3. рассуждение

        4. описание

  1. Письменно просклоняйте выделенные имена существительные и обозначьте в них окончания.

  2. В каком ряду во всех именах существительных в единственном числе в окончании пишется буква И ?

  1. в усадьб_ , около деревн_

  2. от деревн_ , к деревн_

  3. на Урал_ , в пригород_

  4. в Сибир_ , в Карели_

Правописание окончаний имён прилагательных

  1. Прочитайте текст, добавляя к именам прилагательным окончания, и выполните задания 1-3.

В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой виднеется небольш__ зеркальце тёпл__ лесн__ ручья. Оно красиво в своей мраморн__ оправе искристых снегов. Жив__ , тоненьк__ зелён__ травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Зимн__ син__ зеркальце! Смотрится в его живую син__ гладь ива. И снится ей весёл__ весна, ласков__ солнце, звонк__ песни лесн__ вольн__ ветра. (По А. Рыжову)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков наиболее точно отражает содержание данного текста?

1) В лесу. 2) Зима. 3) Ручей. 4) Зимнее зеркальце.

  1. Выпишите в столбик выделенные прилагательные, вставляя пропущенные окончания, рядом запишите прилагательные-антонимы и обозначьте в них окончания.

  2. В каком примере в прилагательном на месте пропуска пишется буква А ?


  1. тёпл_го ручья

  2. в есёл_я весна

  3. в мраморн_й оправе

  4. ласков_е солнце

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья. Кусты шиповника и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький запах дубовой коры заполнял лес. На мёртвой траве в тени до полудня лежала роса. Рядом стоял куст черноклёна. Нарядный, он весь сиял под холодным осенним солнцем. (По М. Шолохову)

Задания 1-3.

  1. Каков тип речи данного текста?

  1. описание

  2. рассуждение

  3. повествование с элементами описания

  4. рассуждение с элементами описания

  1. Выпишите из текста словосочетания «существительное во множественном числе + прилагательное», обозначая в прилагательных окончания. Напишите кратко аргументированный ответ на вопрос: «Различаются ли по родам окончания имён существительных во множественном числе?»

  2. Выберите правильный ответ.

Правописание падежных окончанийимён прилагательных определяется:

  1. с помощью вопроса, кроме форм на -ЫЙ(-ИЙ)

  2. п о окончанию рядом стоящего имени существительного

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

До чего сиротливо торчат чёрн_ сучья ольшаника! Ни листочка на ветвях, ни зелён_ травки на земле.

И вдруг заиграли под солнцем на чёрн_м ольшанике весёлы_ пёстры_ цветы. Они броск_ми пятнами запестрели на бел_й коре берёзовых деревьев, падают на землю, трепещут в воздухе ярк_ми крыльями. Перекликаются свирельным свистом. Переносятся с земли на ветви, с дерева на дерево, из леска в лесок. (В. Бианки)

Задания 1-3.

  1. К какому стилю речи относится этот текст?

1) научный 2) разговорный 3) деловой 4) художественный

  1. Подберите к выделенным существительным прилагательные из данного текста и запишите получившиеся словосочетания. В прилагательных обозначьте окончания.

  2. В каком примере а прилагательном в окончании пропущена буква И ?


  1. весёлы_ цветы

  2. я рк_ми крыльями

  3. пёстры_ цветы

  4. чёрны_ сучья

  1. Прочитайте пословицы и поговорки, выполните задания 1-3.

1) Не кидай камень в чуж_й огород. 2) Долг платеж_м красен. 3) Помни: чуж_го горя не бывает. 4) К больш_му терпенью придёт и уменье. 5) У хорош_го хозяина везде порядок. 6) Расти больш_й, да не будь лапш_й. 7) Знай: ни с мяч_м, ни с палач_м не шутят. 8) Будь нетолько ли_м пригож, но и долгом гож. 9) Ремесло – не коромысло – плеч_ не оттянет. 10) Мир освещается солнц_м, а человек – знаниями. 11) Не старейте душ_й никогда. 12) Лучше биться орлом, чем жить зайц_м. 13) На чуж_м горбу в рай не доедешь. 14) Денежки сч_т любят. 15) Ч_рная земля белых рук не любит. 16) Минута час береж_т.

Задания 1-3.

  1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?

  1. Советы и поучения.

  2. Достоинства человека.

  3. Недостатки человека.

  4. Бытовые заботы.

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Когда в окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и Ц пишется буква О , а когда ?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данных пословиц и поговорок.

  2. В каком слове после шипящего пишется буква О ?

  1. береж_т

  2. у хорош_го

  3. ч_рная

  4. чуж_й

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Солнце скрылось за снеговыми хребтами. Оно бросало последн_ми розовыми лучами на длинное тонкое облако, которое остановилось на ясном, прозрачном горизонте. Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. Только верхняя линия их обозначилась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. Давно взошел прозрачный месяц. Он начинал белеть на тёмной лазури. Зелень травы и деревьев чернела и покрывалась росой.

В разных сторонах слышались бубны, барабаны и весёлые песни. Подголосок шестой роты звучал изо всех сил. Звуки его чист__ грудн__ голоса далеко разносились по прозрачн__ вечерн__ воздуху. (По Л. Толстому)

Задания 1-3.

  1. Сколько смысловых частей в этом тексте?

  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Спишите последнее предложение из данного текста, добавляя к именам прилагательным окончания. Графически объясните их выбор.

  2. В каком примере в прилагательном в окончании на месте пропуска пишется

буква Е?


  1. верхн_я линия

  2. последн_е лучи

  3. розовы_ лучи

  4. последн_ми лучами

Правописание окончаний глаголов

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

«Встречают по одёжке… » гласит русская поговорка. В полной мере это относ_тся и к «одёжке» книги – переплёту или обложке. С обложки начина_тся первое знакомство с книгой. Переплёт обнима_т текст двумя корками с корешком посередине. На корешке обычно пиш_тся фамилия автора и название книги. Иногда он мож_т быть просто украшен орнаментом. На лицевой стороне переплёта обязательно став_тся название книги, фамилия автора, иногда название издательства. Рисунок увлекает читателя, как бы завёт посмотреть, что там, внутри. Но рисунок на обложке мож_т и не соответствовать полностью содержанию книги, он мож_т лишь подсказывать что-то.

Над оформлением книг работа_т порой целая группа художников. Смотреть, как создаётся книга, одно удовольствие.

Вот ты и узнал, что такое переплёт, но не надо забывать и о главном назначении переплёта – он предохраня_т книгу от порчи и разрушения. (По А. Глухову, И. Лавринович)

Задания 1-3.

  1. Какова цель авторов данного текста?

  1. Сообщить сведения, представляющие интерес только для издателей книг.

  2. Выразить личное отношение к переплёту.

  3. Информировать юного читателя о том, что такое переплёт и каково его назначение.

  4. Изложить научные факты.

  1. От выделенных в тексте глаголов образуйте глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа, впишите их в таблицу.

    Неопределённая форма

    3-е л., ед.ч.

    3-е л., мн.ч







  2. В каком примере в окончании пропущена буква И ?

1) рисунок увлека_т 2) переплёт обнима_т 3) пиш_тся фамилия 4) это относ_тся

  1. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Что такое вяз?

Вы хотите знать, как выгляд_т вяз ? Это дерево можно встрет_ть и на улице, и в лесу, и в саду, и в парке. Бывают разные виды вязов. Но россиянин скорее всего увид_т вяз гладкий. Он растёт на севере до Онежского озера, на востоке - иногда даже заход_т за Урал, а на юге – до берегов Каспийского моря. У этого высокого, до 30 метров, дерева толстая, грубая, с природными трещинами кора, густая, раскидистая крона и тонкие, свисающие ветки. Его листья похожи на листья орешника, а плоды – крылатые, как у клёна, но у вяза плёночка крыла окружа_т семя равномерно со всех сторон. Осенью вяз можно узнать по пёстрой окраске его листьев.

Вяз – неприхотливое дерево. Он выдержива_т и морозы, и засуху, и сильные ветры. Вяз приспосаблива_тся к любым почвам.

Вязовых лесов не быва_т, но его почти всегда можно увидеть среди ольхи, ив и по соседству с дубом, берёзой, клёном. (Из энциклопедии «Растения»)

Задания 1-3.

  1. К какому типу речи относится данный текст?


1) описание 2) повествование 3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами рассуждения

  1. Определите спряжение выделенных в тексте глаголов. Поставьте и запишите их в форме 2-м лице единственного и множественного числа, обозначьте окончания.

  2. В каком примере в глаголе в окончании пропущена буква Е ?

1) выгляд_т вяз 2) он заход_т 3) вяз приспосаблива_тся 4) россиянин увид_т

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струёй сухой и острой

Набегает холодок. (Н. Некрасов)

Задания 1-3.

  1. Какой из перечисленных глаголов употреблён в данном тексте в прямом значении?

  1. гонит

  2. шепчет

  3. стонет

  4. летит

  1. Выделенные в тексте глаголы поставьте в неопределённую форму и письменно проспрягайте их по образцу, данному в учебнике (см.:
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17