Файл: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения Под ред. С. А. Капустина. Спб. Питер, 2017. 480 с. ил. Серия Учебник для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 71

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ББК 88.4я7
УДК 159.9.016(075)
О28
Рецензенты:
В. А. Иванников — академик РАО, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова;
Р. С. Шилко — кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Авторский коллектив:
В. Ю. Александрова; Т. Я. Аникеева; А. В. Визгина; А. В. Гарусев; А. Н. Гусев;
М. А. Джерелиевская; Е. М. Дубовская; В. Е. Дубровский; Н. И. Евсикова; О. А. Захарова;
С. А. Капустин; И. М. Карлинская; А. Н. Кричевец; Г. Ю. Любимова; Л. В. Матвеева;
Ю. В. Мочалова; С. Р. Пантилеев; Е. Е. Петракова; О. Б. Степанова; Л. В. Тетик;
А. Г. Шмелев; Л. Л. Яшина
О28 Общий психологический практикум: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. С. А. Капустина. — СПб.: Питер,
2017. — 480 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 978-5-496-02497-6
Предлагаемый учебник написан коллективом сотрудников факультета психологии
МГУ им. М.В.Ломоносова как руководство для освоения студентами общих методов сбора данных, используемых в психологии: метода наблюдения, метода опроса, метода беседы, метода измерения, метода тестов и метода эксперимента. Эти методы, в соответствии с их названием, широко используются всеми психологами, независимо от их специальности или специализации, для решения основных профессиональных задач: проведения исследования, психодиагностического обследования, оказания психологической помощи людям. В научном исследовании эти методы используются для эмпирического обоснования предлагаемых учены- ми теоретических объяснений, в психодиагностическом обследовании — для эмпирического обоснования заключений об определенных психологических особенностях индивидов или групп, при оказании психологической помощи — для эмпирического обоснования осуществля- емых психологом вмешательств в жизнь людей и оценки эффективности этих вмешательств.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем специальностям и специ- ализациям психологии, по дисциплине «Общий психологический практикум».
Рекомендовано к изданию Ученым советом факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
ББК 88.4я7
УДК 159.9.016(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-496-02497-6
© ООО Издательство «Питер», 2017
© Серия «Учебник для вузов», 2017


Содержание
Сведения об авторах ...............................................................................8
Предисловие ........................................................................................10
РАЗДЕЛ 1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ .....................................................................16
Две основные формы метода наблюдения .............................................16
Общее представление о восприятии .......................................................16
Обыденное и профессиональное наблюдение .........................................18
Области применения метода наблюдения ...............................................21
Характеристика метода .........................................................................23
Предмет.............................................................................................................................23
Условия..............................................................................................................................24
Средства............................................................................................................................25
Способы............................................................................................................................26
Протоколирование.результатов................................................................................29
Проблема истинности результатов наблюдения ......................................31
Заключение .........................................................................................33
Литература ..........................................................................................35
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ .........................................................................37
Тема 1. Восприятие и наблюдение в повседневной жизни.
Наблюдение как метод научной и практической деятельности
психолога .......................................................................................37
Задание.1..Восприятие,.наблюдение.и.наблюдательность..
в.повседневной.жизни..................................................................................................37
Задание.2..Обыденное.и.профессиональное.наблюдение...............................42

4
Содержание
Тема 2. Способы наблюдения и способы протоколирования
его результатов ...............................................................................52
Задание.3..Письменное.протоколирование.результатов.наблюдения..
Содержание.протоколов..............................................................................................52
Задание.4..Категоризованное.наблюдение.с.определениями..
признаков.категорий.и.протоколирование.его.результатов...........................55
Задание.5..Наблюдение.с.использованием.программного..
обеспечения.The.Observer.XT...................................................................................61
Тема 3. Использование метода наблюдения в профессиональной
деятельности психолога ..................................................................75
Задание.6..Наблюдение.в.психодиагностическом.обследовании.................75
Задание.7..Видеотренинг............................................................................................93
РАЗДЕЛ 2. МЕТОД БЕСЕДЫ
МЕТОД БЕСЕДЫ .............................................................................. 102
Общая характеристика метода беседы
Обыденная.и.профессиональная.беседа............................................................. 102
Основные.цели.и.области.применения.метода.беседы................................. 103
План.беседы.................................................................................................................. 105
Место.проведения.беседы.и.ее.продолжительность...................................... 107
Этапы.беседы............................................................................................................... 108
Протоколирование.беседы...................................................................................... 109
Психологический контакт ................................................................... 110
Приемы.для.установления.и.поддержания.психологического..
контакта.......................................................................................................................... 111
Приемы сбора данных......................................................................... 117
Общие.требования.к.данным.................................................................................. 117
Требование.подробности.и.приемы.сбора.подробных.данных................... 118
Требование.фактичности.и.приемы.сбора.фактических.данных............... 121
Требование.понятности.и.приемы.сбора.понятных.данных........................ 124
Некоторые.общие.правила.сбора.данных.......................................................... 128
Необходимость.сбора.сопутствующих.данных................................................ 128
Заключение ....................................................................................... 129
Литература ........................................................................................ 132


Содержание
5
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ....................................................................... 133
Часть I. Беседа как метод сбора данных ............................................... 133
Тема 4. Основные технические приемы беседы
и их назначение ............................................................................ 133
Задание.8..Технические.приемы,.используемые.в.беседе..
для.установления.и.поддержания.психологического.контакта.
с.собеседником.и.сбора.данных............................................................................. 133
Задание.№.9..Использование.основных.технических.приемов..
для.установления.психологического.контакта.и.сбора.данных..
при.самостоятельном.проведении.беседы......................................................... 143
Тема 5. Использование метода беседы для сбора данных
в профессиональной деятельности психолога ................................. 153
Задание.10..Техника.беседы.в.психологическом.консультировании..
Контент-анализ.беседы............................................................................................. 153
Задание.11..Техника.беседы.в.клиент-центрированной.терапии.............. 170
Задание.12..Интервью.по.компетенциям.как.метод.подбора..
и.оценки.персонала.................................................................................................... 177
Часть II. Беседа как метод психологического вмешательства ................ 207
Тема 6. Использование метода беседы как способа
психологического вмешательства в профессиональной
деятельности психолога ................................................................ 207
Задание.13..Техники.психологического.вмешательства.в.отдельных.
направлениях.психотерапии................................................................................... 207
РАЗДЕЛ 3. МЕТОД ОПРОСА
МЕТОД ОПРОСА .............................................................................. 236
Классификация опросных процедур .................................................... 237
Структура опроса ............................................................................... 239
Психометрическая проверка ............................................................... 250
Литература ........................................................................................ 251
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ....................................................................... 252
Тема 7. Анкетный опрос ...................................................................... 252
Задание.14..Разработка.анкеты.для.проведения.опроса............................... 252

6
Содержание
РАЗДЕЛ 4. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ
МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ....................................................................... 258
Измерение и шкалы ............................................................................ 259
Эмпирическое.множество.и.схема.измерения................................................. 259
Измерение.как.расширение.предметного.поля................................................ 261
Типы.шкал..................................................................................................................... 264
Измерение. Математические структуры ............................................... 269
Математические.структуры.для.шкал.наименований.и.шкал.порядка... 269
Порядок.и.шкала.порядка........................................................................................ 273
Шкалы.интервалов..................................................................................................... 274
Шкалы.отношений..................................................................................................... 278
Литература ........................................................................................ 279
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ....................................................................... 281
Тема 8. Методы измерения сходства и едва заметного различия ............ 281
Задание.15..Метод.минимальных.изменений................................................... 281
Задание.16..Метод.средней.ошибки..................................................................... 288
Тема 9. Методы измерения, использующие различные типы шкал .......... 294
Методы.порядкового.измерения........................................................................... 294
Задание.17..Метод.ранжирования.и.метод.графического.измерения...... 294
Задание.18..Метод.балльных.оценок................................................................... 300
Методы.интервального.измерения....................................................................... 306
Задание.19..Метод.парных.сравнений..Модель.Л..Терстоуна..................... 306
Тема 10. Многомерные методы измерения и анализа результатов ........... 330
Задание.20..Факторный.анализ............................................................................. 330
Задание.21..Многомерное.шкалирование.......................................................... 367
РАЗДЕЛ 5. МЕТОД ТЕСТОВ
МЕТОД ТЕСТОВ ............................................................................... 410
Определение понятия «тест» ............................................................... 410
Структурные компоненты типичного теста ........................................... 413
Достоинства и недостатки метода тестов .............................................. 414
Классификация тестов ........................................................................ 417


Содержание
7
Психометрические свойства тестов...................................................... 427
Литература ........................................................................................ 432
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ....................................................................... 433
Тема 11. Использование метода тестов в профессиональной
деятельности психолога ................................................................ 433
Задание.22..Психодиагностика.индивидуальных.психологических.
особенностей.человека.............................................................................................. 433
РАЗДЕЛ 6. МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА ................................................................ 452
Два основных значения слова «эксперимент» ...................................... 452
Валидность эксперимента ................................................................... 457
Операциональная.валидность................................................................................ 457
Внешняя.валидность................................................................................................. 458
Внутренняя.валидность............................................................................................ 460
Экспериментальное, корреляционное и квазиэкспериментальное
исследование ............................................................................... 464
Заключение ....................................................................................... 466
Литература ........................................................................................ 469
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ....................................................................... 471
Тема 12. Структура и основные методические проблемы
экспериментального исследования ................................................ 471
Задание.23..Общие.требования.к.структуре.экспериментального.
исследования..Проблема.валидности.................................................................. 471

РАЗДЕЛ 1
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Метод наблюдения
Две основные формы метода наблюдения
В.психологии.метод.наблюдения.известен.в.двух.основных.формах:.как
метод самонаблюдения, или интроспекции,.и.как.метод так называе-
мого внешнего (объективного) наблюдения.[21]..Их.основное.отличие.
состоит.в.том,.что.при.самонаблюдении.человек.наблюдает.за.явлениями.
своего.внутреннего.мира.—.явлениями.сознания,.к.которым.относится.
весь.сознаваемый.им.собственный.субъективный.опыт,.а.при.внешнем.
(объективном).наблюдении.он.наблюдает.за.внешним.(по.отношению.
к.его.сознанию).объективно.существующим.миром,.представленным.
в.его.ощущениях.и.образах.восприятия..
В.данном.разделе.мы.подробно.рассмотрим.специфику.метода.на- блюдения.только.как.внешнего.(объективного).и,.соответственно,.будем.
использовать.термин.«метод.наблюдения».именно.в.этом.смысле..Вместе.
с.тем.всегда.следует.иметь.в.виду,.что.указанные.две.формы.наблю- дения.неразрывно.связаны.друг.с.другом,.поскольку.метод.внешнего.
(объективного).наблюдения,.как.будет.показано.далее,.обязательно.
предполагает.опирающиеся.на.самонаблюдение.сознательный.анализ.
и.описание.наблюдателем.его.собственного.субъективного.опыта.ощу- щения.и.восприятия.внешней.действительности.
Общее представление о восприятии
Поскольку.метод.наблюдения.опирается.на.способность.человека.
к.восприятию,.то.его.описание.следует.начать.с.рассмотрения.основ.
психологии.восприятия.
В самом общем виде восприятие — это процесс порождения образов, возникающий при условии воздействия внешнего мира на органы чувств человека.


Метод наблюдения
17
Из.данного.определения.следует,.что.воздействие.внешнего.мира.
на.органы.чувств.—.это.обязательное.условие.восприятия..Результатом.
этого.воздействия.является.отражение.объективных.свойств.внешнего.
мира.в.сознании.человека.в.так.называемой.чувственной.форме,.которая.
в.различных.теориях.восприятия.описывается.по-разному,.например.
как.ощущение.[25],.гештальт.[14],.первичный.образ.[6],.признаки.вос- принимаемых.объектов.[5],.чувственная.ткань.[15]..В.дальнейшем.мы.
будем.называть.отдельные.характеристики.чувственной.формы,.в.кото- рых.отражаются.объективные.свойства.внешнего.мира,.