Файл: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения Под ред. С. А. Капустина. Спб. Питер, 2017. 480 с. ил. Серия Учебник для вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 71

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чувственными
данными.
Однако.образ.восприятия.не.сводится.к.чувственному.отражению.
внешнего.мира..Не.менее.важную.роль.в.процессе.порождения.образов.
восприятия.играют.также.и.определенные.когнитивные.структуры,.на- пример:.образы.представления.[6],.категории.[5],.схемы.[18],.значения.
[16],.в.которых.представлены.знания.человека.о.внешнем.мире,.при- обретаемые.в.процессе.его.познания..В.результате.образ.восприятия.
включает.в.себя.в.том.числе.знания.человека.об.объективных.свойствах.
и.значениях.различных.аспектов.внешнего.мира,.что.фиксируется.
в.таком.фундаментальном.свойстве.образа.восприятия,.как.его.пред- метность.[19].
Тем самым образ восприятия — это не только чувственная форма отраже- ния внешнего мира, но одновременно и чувственная форма представления знаний человека об этом мире.
Впервые.на.эту.двойственность.образа.восприятия.обратил.внимание.
Г..Гельмгольц,.предложив.для.ее.объяснения.теорию,.согласно.которой.
процесс.восприятия.аналогичен.умозаключению.[6]..Основная.идея.этой.
теории.состоит.в.том,.что.образ.восприятия.следует.рассматривать.как.
своего.рода.заключение.человека.о.том,.что.он.воспринимает,.которое.
делается.им,.как.правило,.неосознанно.и.непроизвольно.на.основе.вос- принимаемых.чувственных.данных.и.накопленного.познавательного.
опыта.о.внешнем.мире,.соотносящегося.с.этими.данными..При.этом.
важно.указать,.что.истинность.этого.познавательного.опыта.основы- вается.на.многократной.успешной.практике.взаимодействия.человека.
с.предметами.внешнего.мира,.поэтому.мы.обычно.доверяем.нашим.об- разам.восприятия.как.содержащим.истинные.знания.о.нем.
С.нашей.точки.зрения,.теория.восприятия.Г..Гельмгольца.очень.
продуктивна.для.понимания.специфики.метода.наблюдения,.поэтому.
в.дальнейшем.мы.будем.на.нее.опираться.

Раздел 1. Метод наблюдения
18
Обыденное и профессиональное наблюдение
Обыденное.наблюдение.представляет.собой.особую.познавательную.
деятельность.восприятия.человека,.которая.характеризуется.наличи- ем.у.него.осознанной.цели.внимательного.всматривания.во.внешнюю.
действительность,.чтобы.в.конечном.итоге.составить.определенное.
представление.о.том,.что.он.воспринимает,.в.виде.осознанных.заклю- чений.о.воспринимаемой.внешней.действительности..Эти.заключения.
мы.обозначим.как.
результаты наблюдения.
Результатам.обыденного.наблюдения.свойственны.две.важные.
особенности.
Во-первых,.обычный.человек,.как.правило,.не.осознает,.что.резуль- таты.его.наблюдения,.будучи.заключениями.о.наблюдаемой.действи- тельности,.различаются.по.степени.их.обоснованности.воспринимае- мыми.чувственными.данными.и.соотносящимся.с.этими.данными.его.
познавательным.опытом,.приобретенным.в.результате.практического.
взаимодействия.с.этой.действительностью.
Так,.некоторые.результаты.наблюдения.могут.рассматриваться.как.
достаточно.обоснованные.заключения,.имеющие.статус.фактов,.которые,.
в.свою.очередь,.могут.подразделяться.на.очевидные.и.установленные.
факты.
Специфика.очевидных фактов.состоит.в.том,.что.у.любого.наблю- дателя.с.нормальным.зрением,.имеющего.опыт.практического.взаимо- действия.с.воспринимаемыми.предметами,.для.их.опровержения.нет.
никаких.оснований.ни.в.чувственных.данных,.ни.в.познавательном.
опыте..Поэтому.истинность.очевидных.фактов,.то.есть.их.соответствие.
воспринимаемой.действительности,.не.вызывает.у.наблюдателей.ника- ких.сомнений.
Например,.один.из.наблюдателей.смотрит.на.человека.и.сообщает,.
что.видит.его.лицо..При.этом.он.нисколько.не.сомневается,.что.видит.
именно.лицо.человека,.а.не.какой-нибудь.иной.предмет,.поскольку.вос- принимаемые.им.чувственные.данные.и.его.накопленный.в.практике.
взаимодействия.с.внешним.миром.познавательный.опыт.не.содержат.
оснований.для.опровержения.этого.заключения,.а.напротив.—.одно- значно.свидетельствуют.в.его.пользу..И.никакой.другой.наблюдатель.
не.будет.это.заключение.оспаривать..Опираясь.на.те.же.основания,.
он.тоже.скажет,.что.воспринимает.именно.человеческое.лицо,.то.есть.
очевидные.факты.в.равной.степени.воспринимаются.как.несомненно.
истинные.всеми.наблюдателями.


Метод наблюдения
19
Установленные факты.не.столь.несомненны,.поэтому.для.обоснова- ния.их.истинности.необходима.специальная.осознанная.деятельность.
наблюдателя.
Например,.один.из.наблюдателей.рассматривает.лицо.человека.
и.сообщает,.что.у.этого.человека.широкий.лоб,.в.то.время.как.другой.
наблюдатель.воспринимает.этот.же.лоб.как.лоб.среднего.размера..По- нятно,.что.для.обоснования.того.или.иного.заключения.необходим.
определенный.критерий..Допустим,.на.основании.антропометрических.
исследований.такой.критерий.уже.разработан:.лоб.считается.широким,.
если.он.по.ширине.составляет.не.менее.трети.длины.лица..И.тогда.если.
в.рассматриваемом.примере.лицо.человека.соответствует.данному.
критерию,.то.его.лоб.вполне.обоснованно.можно.считать.широким;.это.
будет.установленный.факт.
Другие.результаты.наблюдения.можно.обозначить.как.правдоподоб-
ные гипотезы..Характерной.особенностью.этих.результатов.является.
то,.что.они.вызывают.хотя.бы.у.некоторых.наблюдателей.сомнения.
в.их.истинности.или.у.наблюдателей.обнаруживаются.альтернативные.
заключения.относительно.одной.и.той.же.наблюдаемой.действитель- ности..Поэтому,.в.отличие.от.установленных.фактов,.правдоподобные.
гипотезы.пока.только.претендуют.на.то,.чтобы.стать.таковыми..Чтобы.
стать.установленными.фактами,.им.требуется.какое-то.дополнительное.
обоснование.
Например,.один.из.наблюдателей.смотрит.на.лицо.человека.и.по.
мимике.видит,.что.тот.рад.его.приходу..Другой.же.наблюдатель,.глядя.
на.то.же.самое.лицо,.приходит.к.несколько.иному.заключению:.этот.
человек.всего.лишь.очень.искусно.изображает.радостный.вид..Ясно,.что.
для.обоснования.любого.из.этих.заключений,.то.есть.их.перевода.в.кате- горию.установленных.фактов,.требуется.дополнительная.информация..
И.пока.она.не.будет.получена,.указанные.заключения.так.и.останутся.
правдоподобными.гипотезами.
Наконец,.есть.результаты,.которые.нельзя.рассматривать.как.в.до- статочной.степени.обоснованные.чувственными.данными.и.познава- тельным.опытом.наблюдателя,.поэтому.их.можно.назвать.субъекти-
вистскими мнениями.
Предположим,.наблюдатель.смотрит.на.человека.и.воспринимает.
его.как.преступника..Очевидно,.что.это.заключение.едва.ли.может.быть.
обосновано.особенностями.внешности.человека.
Во-вторых.при.обыденном.наблюдении.заключения.человека.о.на- блюдаемой.действительности.по.большей.части.происходят.непроиз-


Раздел 1. Метод наблюдения
20
вольно.и.неосознанно..Например,.если.спросить.наблюдателя,.кото- рый.воспринял.человека.как.преступника,.на.чем.основывается.это.
заключение,.то,.скорее.всего,.он.скажет,.что.не.думал.об.этом,.а.просто.
воспринял.его.таковым.
С.учетом.указанных.особенностей.результатов.обыденного.наблю- дения.неудивительно,.что.складывающиеся.у.человека.представления.
о.наблюдаемой.действительности.нередко.могут.оказаться.недостаточно.
обоснованными,.как.это.имеет.место.в.приведенном.примере,.и,.следо- вательно,.не.вполне.ей.соответствующими.
В.отличие.от.обыденного.наблюдения,.профессиональное.наблю- дение.как.метод.научной.и.практической.деятельности.обязательно.
предполагает:
1). понимание.возможной.разной.степени.обоснованности.результатов.
наблюдения;
2). основанный.на.этом.понимании.целенаправленный.и.осознанный.
сбор.только.таких.результатов.наблюдения,.которые.могут.быть.
признаны.как.достаточно.обоснованные.воспринимаемыми.чувствен- ными.данными.и.соотносящимся.с.этими.данными.познавательным.
опытом.наблюдателя.
Следовательно,.конечным.итогом.профессионального.наблюдения.
являются.только.в.достаточной.степени.обоснованные.заключения.о.на- блюдаемой.действительности,.то.есть.очевидные.и.установленные.факты..
Поэтому.профессиональный.наблюдатель,.рассматривая.внешность.
человека,.никогда.не.скажет,.что.он.является.преступником..Описания.
результатов.его.наблюдений.всегда.будут.обоснованными,.состоящими.
из.очевидных.и.установленных.фактов..Например:
—
возможные.очевидные.факты:.«Этого.человека.я.хорошо.знаю,.его.
зовут.N,.у.него.коротко.стриженые.волосы,.зачесанные.назад,.слегка.
вьющиеся,.ото.лба.начинаются.залысины,.две.глубокие.морщины.про- ходят.от.крыльев.носа.к.краям.губ,.над.всей.верхней.губой.сплошной.
полосой.располагаются.усы».и.т..п.;
—
возможные.установленные.факты:.«Его.лицо.худощавое,.так.как.
на.щеках.явно.заметны.впадины,.лоб.широкий,.так.как.занимает.
почти.треть.лица,.брови.густые,.так.как.полностью.покрывают.кожу,.
выражение.лица.спокойное,.поскольку.на.лице.отсутствует.ярко.
выраженная.мимика,.взгляд.скорее.отрешенный,.так.как.ни.на.что.
не.направлен».и.т..п.

Метод наблюдения
21
Исходя из вышеизложенного, метод наблюдения можно определить в самом первом приближении как целенаправленный и осознанный способ сбора фактов о наблюдаемой внешней действительности, которые в до- статочной степени обоснованы определенными чувственными данными и соотносящимся с ними познавательным опытом наблюдателя.
Более.подробная.характеристика.метода.наблюдения.должна.вклю- чать.в.себя.описание.прежде.всего.основных.целей.сбора.фактов.на- блюдения,.предмета,.условий,.средств.и.способов.наблюдения,.способов.
протоколирования.результатов.наблюдения,.а.также.основных.проблем.
метода.наблюдения.и.путей.их.преодоления.
Области применения метода наблюдения
Метод.наблюдения.является.одним.из.самых.распространенных.в.психо- логии..Он.широко.применяется.в.качестве.основного.метода.или.в.соче- тании.с.другими.для.решения.трех.важнейших.профессиональных.задач:
1). исследование;
2). диагностика;
3). психологическая.помощь.
При.проведении.
исследований.факты,.полученные.с.помощью.метода.
наблюдения,.используются.как.основание.для.выдвижения.или.проверки.
гипотез.и.теорий,.объясняющих.интересующие.психологов.явления.
В.качестве.примеров.продуктивного.применения.данного.метода.
в.исследовательских.целях.можно.привести.описанные.с.привлечением.
фактов.наблюдения.очень.известные.в.психологии.феномены,.которые.
использовались.авторами.не.менее.известных.общепсихологических.
теорий.для.эмпирического.подкрепления.их.отдельных.положений..
Так,.в.бихевиоризме.феномен.изменения.поведения,.наблюдавшийся.
в.опытах.Дж..Уотсона.с.двумя.маленькими.детьми.Альбертом.и.Пите- ром,.использовался.им.как.обоснование.возможностей.его.теории.для.
управления.развитием.поведения.человека.на.основе.механизма.обу- словливания..В.гештальтпсихологии.фи-феномен,.а.также.феномены.
транспозиции.и.фигуры-фона.использовались.в.качестве.доказательства.
положения.о.том,.что.явлениям.сознания.присущи.особые.свойства.
целого.(гештальткачества),.которые.отсутствуют.у.входящих.в.его.состав.
отдельных.частей.и.не.являются.простой.суммой.их.свойств..В.деятель- ностном.подходе.феномен.«неадекватного».поведения.американского.


Раздел 1. Метод наблюдения
22
сомика,.описанный.в.опытах.А..В..Запорожца.и.И..Г..Диманштейн,.
являлся.для.А..Н..Леонтьева.одним.из.эмпирических.подкреплений.
его.теории.эволюции.психики,.а.так.называемый.феномен.«горькой.
конфеты».использовался.им.для.иллюстрации.важного.теоретического.
положения.об.иерархии.мотивов.как.образующей.личность.человека..
Другими.примерами.могут.служить.многие.известные.в.психологии.
теории.типов.индивидуальности.(например,.Э..Кречмера,.У..Шелдона,.
К..Юнга,.А..Е..Личко,.Э..Фромма),.которые.были.разработаны.также.
с.привлечением.фактов.наблюдения.
При.проведении.
диагностического обследования,.завершающегося,.
как.правило,.составлением.психологического.заключения,.метод.на- блюдения.применяется.для.сбора.определенных.фактов.(признаков),.
которые.могут.служить.психологу.основанием.для.вывода.о.принад- лежности.предмета.диагностического.обследования.к.какой-то.заранее.
известной.категории.
В.психологии.таким.предметом.обычно.являются.особенности.
личности.и.поведения.человека,.его.психические.функции,.процес- сы,.состояния.и.свойства,.а.термин.«категория».используется.для.
обозначения.разряда,.рода.или.класса,.к.которому.можно.отнести.
обследуемый.предмет.на.основании.свойственных.ему.признаков.[5]..
Так,.факты.наблюдения.о.том,.как.человек.выполняет.инструкцию.
методики.Л..С..Выготского.и.Л..С..Сахарова,.используются.в.пато- психологии.для.диагностики.уровня.его.способностей.к.образованию.
понятий.[22]..Как.правило,.научное.диагностическое.обследование.
опирается.на.результаты.предварительно.проведенных.исследований..
Например,.вышеупомянутая.методика.была.изначально.разработана.
и.использована.ее.авторами.для.исследования.проблемы.развития.
значений.слов.в.онтогенезе.человека..В.результате.проведения.этого.
исследования.были.выявлены.явно.наблюдаемые.специфические.
особенности.выполнения.инструкции.этой.методики.детьми.разных.
возрастов,.которые.позволили.авторам.описать.три.основные.стадии.
развития.значений.слов:.синкрет,.комплекс.и.понятие,.а.также.крите- рии.их.отнесения.к.этим.различным.стадиям.
При.оказании.
психологической помощи.факты.наблюдения.очень.
часто.используются.психологами.для.планирования,.оценки.и.коррекции.
своих.воздействий.на.тех.людей,.с.которыми.они.работают.
Например,.в.процессе.психологического.консультирования.психолог,.
как.правило,.осуществляет.постоянный.мониторинг.поведения.клиен- та,.целенаправленно.наблюдая.за.его.реакциями.на.свои.воздействия.


Метод наблюдения
23
и.учитывая.эти.наблюдения.в.организации.дальнейшего.взаимодействия.
с.ним.
Характеристика метода
Предмет
Основной.предмет.наблюдения.в.психологии.—.это.различные.аспекты.
поведения.людей.или.животных,.к.которым.относятся.в.узком.смысле.
любые.внешне.наблюдаемые.проявления.их.активности.в.виде.поз,.
действий.или.реакций,.включая.физиологические.реакции.организма,.
а.более.широко.(со.времен.возникновением.бихевиоризма).и.такие.
проявления.их.активности,.которые.необязательно.воспринимаются.
зрительно,.например.различные.характеристики.речи.человека..Помимо.
поведения.в.качестве.предмета.наблюдения.для.психологов.могут.вы- ступать.различные.аспекты.внешности,.анатомического.строения.тела,.
окружения.и.продуктов.деятельности.человека.или.животного.
Выбор.предмета.наблюдения.(что.наблюдать).определяется.прежде.
всего.знаниями.или.обоснованными.предположениями.психолога.о.том,.
какие.аспекты.внешней.действительности.являются.наиболее.информа- тивными.для.достижения.стоящей.перед.ним.конкретной.цели,.а.также.
теоретическими.представлениями.и.методологическими.принципами,.
которыми.он.руководствуется.в.своей.профессиональной.деятельности..
Нередко.выбор.предмета.наблюдения.требует.проведения.специальной.
теоретической.и.эмпирической.работы.по.его.обоснованию..М..Б..Миха- левская.и.Т..В..Корнилова.обозначают.выбранные.психологом.в.качестве.
предмета.наблюдения.конкретные.аспекты.внешней.действительности.
термином.«единицы.наблюдения».[17],.который.мы.также.в.дальнейшем.
будем.использовать.в.этом.же.смысле.
В.тех.случаях,.когда.конкретная.цель.наблюдения.психологу.до.конца.
неясна.или.сформулирована.лишь.в.самом.общем.виде.(как.это.часто.
бывает.при.проведении,.например,.поисковых.исследований).и.в.свя- зи.с.этим.психолог.пока.еще.точно.не.знает,.что.ему.следует.выбрать.
в.качестве.предмета.наблюдения,.он.вынужден.максимально.подробно.
описывать.весь.свой.субъективный.опыт.ощущения.и.восприятия.ин- тересующей.его.наблюдаемой.действительности.в.надежде.на.то,.что.
после.того,.как.конкретная.цель.будет.сформулирована,.из.этого.опыта.
можно.будет.вычленить.наиболее.информативные.для.достижения.этой.
цели.единицы.наблюдения.

Раздел 1. Метод наблюдения
24
Условия
Согласно.самой.известной.классификации,.условия.наблюдения.под- разделяются.на.
полевые (естественные).и.лабораторные.[8,.12,.23]..
Различие.проводится.по.двум.критериям..Один.из.них.—.это.степень
соответствия.условий.наблюдения.реальным.условиям.жизни.человека.
или.животного.в.среде.их.обитания..Чем.точнее.это.соответствие,.тем.
с.большей.вероятностью.выводы.психолога,.основанные.на.фактах.на- блюдения,.будут.соотноситься.с.реальной.жизнью,.то.есть.будут.более.
экологически.валидными..С.этой.точки.зрения.наблюдение.в.полевых.
условиях.является.более.ценным,.чем.в.лаборатории,.поскольку.оно.как.
раз.и.происходит.в.реальных.условиях.жизни.человека.или.животного..
Примерами.такого.рода.наблюдений.могут.служить.наблюдения.за.по- ведением.животных.в.местах.их.обитания,.за.трудовой.деятельностью.че- ловека.на.его.рабочем.месте,.за.учениками.в.классе.и.т..п..В.лабораторных.
условиях.проблема.экологической.валидности.решается.за.счет.создания.
модели.реальных.условий.жизни.человека.или.животного..Однако.между.
реальными.условиями.и.их.моделью.в.лаборатории.никогда.не.может.
быть.полного.тождества,.а.лишь.большее.или.меньшее.соответствие..
Так,.условия.ситуативного.запоминания.официантом.блюд,.заказанных.
в.ресторане.клиентами,.о.которых.он.сообщал.сидящему.за.одним.из.
столиков.К..Левину,.конечно.же,.не.полностью.соответствовали.модели.
этих.условий,.созданной.Б..В..Зейгарник.в.лабораторном.исследовании.
ситуативного.запоминания.завершенных.и.незавершенных.действий.
Другим.критерием.является.степень контролируемости условий.
наблюдения..При.этом.контроль.понимается.как.активные.действия.на- блюдателя,.направленные.на.организацию.условий.с.целью.управления.
влиянием.различных.переменных.на.предмет.наблюдения.или.их.учета..
Поскольку.наблюдение.в.полевых.условиях.не.предполагает.никакого.
участия.наблюдателя.в.организации.условий.наблюдения,.а.также.его.
вмешательства.во.все.то,.что.происходит,.то.эти.условия.являются.полно- стью.неконтролируемыми..Отсутствие.контроля.нежелательно.прежде.
всего.для.психолога-исследователя..Это.обстоятельство.существенно.
ограничивает.возможности.выявления.необходимых,.достаточных.или.
сопутствующих.условий,.при.которых.возникают.определенные.инте- ресующее.его.наблюдаемые.явления,.а.следовательно,.ограничивает.его.
возможности.объяснения.этих.явлений..Отсутствие.контроля.также.
нежелательно.и.для.проведения.диагностического.обследования.ввиду.
того,.что.какие-то.неконтролируемые.психологом.побочные.влияния.на.