Файл: Рабочая программа дисциплины Решение психологических проблем в педагогической деятельности Направление подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33 педагога-психолога (обязательные, и дополнительные).
3.
Назовите специфику работы педагога-психолога с детьми.
4.
Назовите спецификуработыпедагога-психолога с родителями.
5.
Назовите специфику работыпедагога-психолога с педагогами.
6.
Назовите особенности взаимодействия педагога с субъектами образовательного пространства (дети, коллеги, родители детей).
7.
Специфика психологических особенностей взаимодействия учителя иучащихся в различных образовательных системах.
8.
Взаимодействие детей врамках учебно- воспитательного процесса в дошкольном, младшем школьном иподростковом возрасте.
9.
Проблемывзаимодействия учащихся в ходе обучения.
10.
Предпосылки возникновения развивающего обучения.
11.
Представления о субъектности учащегося и проблемах передачи новых знаний.
12.
Уровни школьной готовности, социально- психологическая адаптация учащихся.
13.
Диагностика трудностей в обучении иорганизация коррекционно-педагогической помощи детям.
14.
Задачи и направления коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями вобучении
15.
Специфику организации психолого- педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики
16.
Специфика занятий с учащимися, направленные на развитие навыков саморегуляции
17.
Специфика занятий с учащимися, направленные на управления стрессом.
18.
Специфика занятий с учащимися мотивационные и профориентационные тренинги
19.
Работа по формированию навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышения уверенности в себе, развития потребности в самовоспитании.
20.
Методы произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы учащихся.
21.
Создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
22.
Формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей.
23.
Понятие и особенности индивидуального маршрута обучения и развития.
24.
Назовите специфику просвещения и консультирования родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
25.
Охарактеризуйте компетентностную модель профессиональной, деятельности педагога в образовательной организации.
26.
Методы моделирования жизненных ситуаций,
34 использование ролевых игр, совместное решение проблем.
27. Педагогические технологии на основе эффективности управления иорганизации учебного процесса:
28.
Приведите специфику профессионального здоровье педагога и его укрепления
Задания для проверки умений и навыков применения студентами теоретических знаний при решении широкого круга проблемно-аналитических и практических учебно- профессиональных задач (продвинутый и повышенный уровень формирования компетенции):
Типовые практические задания
1. Сформулируйте 3 вопроса-запроса родителя к психологуили педагога к психологу по проблеме эмоционально-личностною развития дошкольника, младшего школьника подростка. Дифференцируйте проблемы с точки зрения дошкольного психолога.
2. В соответствии с выделенными проблемами разработайте стратегию диагностики познавательного развития дошкольника, младшего школьника, подростка.
3. В соответствии с выделенными проблемами составьте конспект занятия с определением форм и средств коррекционных воздействий на эмоционально-личностную сферу дошкольника, младшего школьника, подростка.
Типовые практические задачи
Задание к каждой задаче
1. Изучите ситуацию.
2. Продумайте и предложите психологическое решение обозначенной проблемы.
Задана 1
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы
он должен использовать при работе с ребенком, его родителями, воспитателями?
Ситуация. К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана
(4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности.
Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".
Задача 2
Проанализиуйте
представленную
ситуацию.
Какие
методики
можно
использовать для проведения дифференциального анализа для выявления
особенностей личностного развития. Предположите причины поведения и
35
мероприятия по адаптации ребенка.
Ситуация. Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец — целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет никакого внимания. Мать — работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Восьмилетняя сестра Евы прилежна, добросовестная; трехлетний братик — очень живой ребенок. Мать лишь недавно оставила работу, поэтому Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто снимала туфлю и шлепала Еву. Через некоторое время мать, жалея Еву, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгости, ни поблажки. Ева была необыкновенно упряма, постоянно пыталась поставить на своем и часто даже бросалась на пол. Когда мать за дело журила девочку, это вызывало в ней только раздражение и злость. Однажды Ева целую неделю не разговаривала с матерью из-за того, что та сделала ей замечание за плохо вытертую посуду. Когда Ева злится на мать, она не обращается к ней с просьбами непосредственно, а передает их через старшую сестру, пытаясь добиться своего. Ева очень любит похвалу и, если в чем-нибудь проявит старание, всегда ждет ее как лучшей награды.
Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть, требуя, чтобы кушанья ей подавали в постель. Мать сначала не соглашалась на такое
«обслуживание», но, в конце концов, уступила. «Не буду же я морить ее голодом»,— заявила она в свое оправдание. Итак, мать и девочка постоянно спорили друг с другом, при этом в споре обычно побеждала Ева, так как она оставалась непреклонной, а мать всегда уступала.
Поведенческие проблемы начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. Когда малютке было 14 дней, она с силой уткнула его личико в подушку, а подбежавшей матери сказала: «Это я для того, чтобы он заснул». В последующие годы Ева также относилась к маленькому братику враждебно. Когда мальчику было 2 года, она вздумала заставить его взобраться на перила балкона — мальчик легко мог упасть вниз. Ева специально подставила стул и продемонстрировала ему, как надо ставить ножки и как повернуться. Матери она сказала: «А пускай падает, по крайней мере, он тогда умрет».
В детском отделении клиники Ева постоянно предъявляет свои требования, а если к ним не прислушиваются, становится озлобленной. В игры с другими детьми включается с трудом.
1.
С чем может быть связано поведение девочки?
2.
Какие мероприятия необходимы?
Типовые ситуационные задачи
Задание к каждой ситуации:
1.
Продумайте и предложите психологическое решение выявленной проблемы.
2.
Какие действия может или должен предпринять психолог? Составьте алгоритм действий или разработайте примерную программу психологической работы.
Задача 1.
Ситуация. «В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».
36
Задача 2. Разработайте план беседы психолога с подростком-семиклассником при переходе в другое учебное заведение.
Ситуация. Родители хотят перевести его в другую школу по причине конфликта с одноклассниками
Задача 3.
Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с подростками, нужна ли работа и если да, то какая, с другими учениками, родителями, педагогами?
Ситуация. Классный руководитель обратился к школьному психологу со следующей проблемой. Два ученика 9 класса, находясь в состоянии наркотического опьянения, на уроке смеялись, кривлялись, предлагали другим ученикам продать наркотики. Классный руководитель просит у психолога рекомендаций, вызывать ли родителей, как вести себя в том случае, если подобное повторится.